СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение романсового искусства русских композиторов xix-xx вв. в процессе вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях педагогического колледжа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье актуализируется вопрос освоения обучающимися педагогического колледжа камерно-вокальной музыки русских композиторов-классиков XIX-XX вв. в процессе их профессиональной музыкально-педагогической подготовки. Автор считает, что включение романсов в рабочий репертуар будущих учителей музыки позволит повысить результативность формирования специальных знаний и вокально-исполнительских навыков, востребованных впоследствии их профессиональной деятельностью в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Освоение романсового искусства русских композиторов xix-xx вв. в процессе вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях педагогического колледжа»

УДК 784


ОСВОЕНИЕ РОМАНСОВОГО ИСКУССТВА

РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX-XX ВВ.

В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА



Колесниченко О. В.,

Курский государственный университет

пгт. Уразово Валуйского р-на Белгородской обл., Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье актуализируется вопрос освоения обучающимися педагогического колледжа камерно-вокальной музыки русских композиторов-классиков XIX-XX вв. в процессе их профессиональной музыкально-педагогической подготовки. Автор считает, что включение романсов в рабочий репертуар будущих учителей музыки позволит повысить результативность формирования специальных знаний и вокально-исполнительских навыков, востребованных впоследствии их профессиональной деятельностью в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: будущий учитель музыки, профессиональная музыкально-исполнительская подготовка в педагогическом колледже, вокальный репертуар обучающихся, камерно-вокальная музыка, русский романс.

Annotation. The article actualizes the issue of mastering chamber and vocal music by students of the pedagogical college of Russian classical composers of the XIX-XX centuries in the process of their professional musical and pedagogical training. The author believes that the inclusion of romances in the working repertoire of future music teachers will increase the effectiveness of the formation of special knowledge and vocal and performing skills, subsequently demanded by their professional activities in a secondary school.

Key words: future music teacher, professional music and performance training at a pedagogical college, vocal repertoire of students, chamber and vocal music, russian romance.


«Золотым веком» русского романса, как утверждают многие исследователи-музыковеды, является XIX столетие. В данной сфере музыкального искусства оставили след практически все выдающиеся отечественные композиторы-классики. Среди них – А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Г. В. Свиридов и многие другие.

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Существенный вклад в его становление внесли композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев. Классический романс, по мнению музыковедов, стал самым демократичным жанром русской музыки. Поэтому его роль и место в ряду других жанров сложно переоценить. В силу своего содержания, музыкальных форм и камерной специфики этого вокального жанра, представляющего собой неразрывное единство слова и музыки, классический русский романс предстает, как высокий образец композиторского творчества, неоспоримо заслуживающий внимания в процессе освоения отечественной музыкальной культуры.

Начало расцвета русского романса – первая половина ХIХ века: это был период, когда особое значение приобрел интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человека. Вершиной развития русской романсовой культуры, которая возникла ещё в ХVШ веке, явилось вокальное наследие Михаила Ивановича Глинки. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, М. И. Глинка создал классические образцы вокальной лирики во всем многообразии жанровой палитры. Вокальное творчество композитора связано с самыми популярными жанрами начала XIX века – элегией, «русской песней» и балладой (типичными для творчества А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. П. Есаулова). Все эти жанры подняты Глинкой на новый художественный уровень.

В художественном наследии М. И. Глинки есть совершенно уникальная часть его сочинений, ничуть не меньше, чем его знаменитые оперы, составляющая славу российского музыкального искусства и пользующаяся огромной популярностью. Это так называемые русские песни, элегии, баллады, бытовые российские романсы и романсы в итальянском, испанском, восточном стиле, застольные песни, арии. Все они при значительном отличии друг от друга по стилю, содержанию и форме образуют понятие, которое закрепилось в общественном сознании как «романсовое творчество М. И. Глинки.

Вышеперечисленные вокальные жанры романсовой музыки композитор не изобретал. Они существовали в русской музыке и до него, но «только в творчестве М. И. Глинки нашли классическую форму, что сказалось в гармоничном единстве музыки и слова, народного и профессионального, эмоционального и интеллектуального» [Бэлза, с. 69].

В какой-то степени романсы М. И. Глинки, конечно, воплотили биографию композитора, но гораздо ценнее, что в них прослеживается эволюция его духовных исканий, «воспитание чувств», хроника эмоциональной жизни автора и его современников. Романсы в творчестве М. И. Глинки занимали то же место, что в поэзии А. Пушкина лирика. Формирование эстетических взглядов М. И. Глинки проходило, как известно, под непосредственным влиянием А. Пушкина и его окружения, что, безусловно, сказалось на характере творческих исканий композитора. В романсах на стихи А. Пушкина «наблюдается столь совершенное воплощение слова в музыке, что возникает ощущение ожившей в звуках самой поэзии стихотворения» [Бэлза, с. 72].

Нельзя не вспомнить слова Г. Нейгауза, который в одной из своих статей писал: «Если музыкант – художник, то он не может не чувствовать с той же силой музыку поэзии, с какой он чувствует поэзию музыки... Самой совершенной музыкой к стихам А. Пушкина считаются романсы именно М. И. Глинки. Музыка в них является как бы скромной подругой, непритязательной спутницей поэзии, она ничего не навязывает, ни во что не вмешивается, достоинство и очарование ее – в «служебной роли». И все это достигается верностью передачи интонационного начала пушкинского стиха» [Цит. по: Бэлза, с. 25]. В последующем сочинения Глинки оказали большое влияние на творчество крупнейших русских композиторов, таких как П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов.

В камерно-вокальной музыке русские композиторы XIX-XX столетий опирались, в основном, на истоки русского романса – на исследование народной песни и бытового романса, то есть на изучение его литературной и поэтической основы, под влиянием которой в данной области музыкального искусства сформировались и существуют различные жанровые модели русского романса (элегия, баллада, романсовый монолог). Все русские романсы отличаются силой чувств, искренностью, глубиной переживания и неповторимой выразительностью музыкального языка.

Исполнение романсов в наше время обязательно включается в репертуар профессиональных вокалистов, входит в репертуарные планы исполнительских конкурсов и программы многих концертов. Оно всегда привлекало слушателей – любителей музыки и остается в настоящее время по-прежнему востребованным. Романсовое творчество русских композиторов входит в содержание образовательных программ музыкальных школ, музыкальных колледжей, институтов и консерваторий, а также представлено целым рядом высокохудожественных образцов в программах по музыке для общеобразовательных организаций.

Однако, проведенный нами анализ современной практики вокальной подготовки будущих учителей музыки в условиях педагогического колледжа показал, что в процессе профессионального обучения уделяется недостаточное внимание изучению романсов отечественных композиторов-классиков: студенты получают лишь общеисторическую информацию о существовании этого жанра в русской музыке. Крайне редко романсы включаются в учебно-исполнительский план обучающихся, что, по-нашему мнению, снижает результативность формирования вокально-исполнительских компетенций будущих педагогов-музыкантов, востребованных впоследствии их профессиональной деятельностью в общеобразовательной школе.

Романс несет в себе эмоционально-образное выражение богатой гаммы чувств, настроений, впечатлений, пережитых его автором и переданных в различных интерпретациях исполнителями. Романс требует близкого контакта слушателя с музыкой. Через романсовую музыку опосредованно обретается многогранный опыт взаимоотношений с миром, природой, другими людьми и самим собой, воспитываются важные личностные качества и общечеловеческие ценности, совершенствуется опыт духовного общения, что чрезвычайно важно для растущего и взрослеющего человека, особенно в период отрочества и юности. Именно поэтому романсы в живом исполнении учителя музыки должны систематически звучать на уроках в общеобразовательной школе.

Проанализировав примерную программу и УМК Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской по предмету «Музыка» для основной общеобразовательной школы, мы вычленили достаточно емкий перечень романсовых произведений, к которым обращаются обучающиеся на уроках в контексте разных тем. На наш взгляд, он позволяет составить персональный репертуарный план для каждого студента колледжа, исходя из его индивидуальных исполнительских возможностей и уровня вокальной подготовки.

Перечень рекомендуемых для освоения романсовых произведений:

А. Даргомыжский: «Я помню глубоко», «Ночной зефир», «Юноша и дева».

А. Варламов: «Красный сарафан», «Зеленая роща», «За морем синичка», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей».

А. Дюбюк: «Не брани меня, родная», «Травушка-муравушка», «Птичка».

А. Алябьев: «Незабудочка», «Два ворона», «Я вас любил», «Я вижу образ твой», «И я выйду ль на крылечко»,

А. Гурилев: «Вьется ласточка», «Домик-крошечка», «Сарафанчик», «Матушка-голубушка», «Разрумянилась рябинушка», «Улетела пташечка», «Отгадай, моя родная», «Песня ямщика».

М. И. Глинка: «Как сладко с тобою мне быть», «Я помню чудное мгновенье», «Скажи, зачем явилась ты», «Ночь осенняя», «В крови горит огонь желанья», «К Молли», «Ночной зефир», «Не говори, что сердцу больно», «Забуду ль я», «Сомнение», «Что, красотка, молодая», «Жаворонок», «Северная звезда», «Не щебечи, соловейко», «Вы не придете вновь».

С. В. Рахманинов: «Речная лилия», «Дитя, как цветок, ты прекрасна», «Полюбила я на печаль свою», «Я жду тебя», «Островок», «Не верь мне, друг», «О, не грусти», «Весенние воды», «В моей душе», «Сирень».

П. И. Чайковский: «Колыбельная песня», «В бурю», «Травка зеленеет». «Соловей мой, соловейко». «Не верь, мой друг», «Пойми хоть раз», «Уноси мое сердце», «Глазки весны голубые», «То было раннею весной», «Нам звезды кроткие сияли», «Я тебе ничего не скажу», «Растворил я окно», «Я сначала тебя не любила», «Средь мрачных дней».

Н. А. Римский-Корсаков: «Цветок засохший, бездыханный», «Что в имени тебе моём?», «Шёпот, робкое дыханье», «В тёмной роще замолк соловей», «Редеет облаков», «О, если б ты могла», «Восточный романс».

Мелодии и слова русских романсов очень выразительны и доступны для восприятия, множество тонких чувств передается в них богатой палитрой выразительных средств – интонации, ритма, динамики, темпа и т. д. Благодаря этому, школьники, слушая романсовую музыку, погружаются в процесс личностного значимого общения с многоόбразным миром. Более глубокое проживание и осмысление романсовой музыки происходит при живом восприятии певца. А это значит, что учитель должен быть готов к их профессиональному исполнению.

На наш взгляд, все это обусловливает необходимость усовершенствования содержания рабочей программы по классу вокала, предназначенной для обучающихся педагогического колледжа, наполнения ее более глубоким изучением исторического процесса становления и развития вокальной романсовой музыки русских композиторов XIX-XX века, а также ее непосредственным разучиванием и исполнением.

Педагогическая вокальная подготовка, которая осуществляется в условиях педагогического колледжа, должна быть направлена на результат качественного профессионального освоения вокального музыкального репертуара, входящего в школьный репертуар, который определяет рекомендуемый перечень произведений, предлагаемых для разучивания на занятиях по вокалу. Результатом их изучения должно стать овладение широким исполнительским репертуаром, включающим разнохарактерные вокальные сочинения.

В репертуар будущих учителей музыки обязательно должны входить романсовые произведения русских композиторов, которые пока в недостаточной мере представлены в практической педагогической деятельности по причине неподготовленности учителя музыки к их воспроизведению, тогда как они должны составлять основу сольного вокального репертуара педагога-музыканта, представляемого обучающимся в живом исполнении. Это обозначает проблему, которую необходимо разрешить в процессе профессиональной исполнительской подготовки обучающихся колледжа, в рамках вокальных дисциплин, включенных в учебный план.

В результате освоения на занятиях вокалом предлагаемого нами репертуара будущий педагог-музыкант сможет не только повысить свою профессиональную компетентность и расширить музыкальный кругозор в области романсового искусства, но и будет впоследствии способен добиваться более высоких результатов в процессе музыкального образования и воспитания школьников, развивать их познавательный опыт в сфере исполнительской и культурно-творческой деятельности, формировать систему музыкально-исторических знаний и художественных представлений о высших достижениях русских композиторов и исполнителей романсовой музыки, повышать в целом уровень музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.


Литература:

  1. Бэлза С. И. М. И. Глинка и польская музыкальная культура // О славянской музыке: избранные работы. М.: Советский композитор, 1963. С. 177-193.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!