Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя образовательная школа» № 64
Исследовательская работа на тему:
От дерева до ученической тетради
Выполнили : ученицы 7 «Б» класса
Кузнецова Дарья,
Шушкова Аделина
Ижевск,2016
Содержание
Введение………………………..………………………………………………….1
Цели, задачи, проблемы и актуальности работы…..…………………………1-5
Появление первой бумаги……………...………………………………………6-7
Производство бумаги……………...……………………………………………7-8
Расчёты………………………..……………………………………………......8-10
Факты о бумаге…………………………….…………………………………11-12
Опрос……………………………………………………………………………..13
А вам интересно сколько бумаги остается в одном классе?.............................14
Изготовление бумаги в домашних условиях………………….……………….16
Памятка экономного расхода бумаги…………………………………………..17
Заключение……………………………….………………………………………18
Вывод………………………………………………………...…………………...18
Список информационных источников…………………..……………………..19
Приложение…………………………………………………………………….20
Введение
Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Без бумаги невозможно себе представить современный мир. Люди постоянно открывают новые способы передачи и хранения информации. За сотни и тысячи лет в этой области было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением письменности и бумаги. Она напоминает о себе всякий раз, когда человек обращается к документам свидетельству о рождении, страховому полису, записной книжке, когда берём в руки книгу, журнал, достаем из почтового ящика газету или письмо, расплачиваемся бумажными деньгами. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для учебы, и для творческой работы, и для бытовых надобностей. На занятиях в детском саду и в школе, на уроках технологии мы делали поделки из бумаги.
Постановка проблемы. Мы обратили внимание на школьные урны – они полны бумажками. Задумайтесь, бездушно выброшенный лист одного, сотни, тысячи учеников – это бесчисленные гектары леса, погубленные из-за невежества человека.
Размышления вывели нас на новые вопросы: сколько бумаги использует ученик в течение года?
Актуальность проблемы. Свое исследование мы начали с наблюдения. Нас заинтересовало, как люди относятся к бумаге. К сожалению, мы не задумываемся, что объемы потребления бумаги напрямую связаны с природными ресурсами и экологическими последствиями. Согласно статистическим данным потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%, Каждые 12 минут офисный работник использует один лист формата А4 45 – 90 кг бумаги на одного человека ежегодно выбрасывается в мусор. Актуальность данной проблемы очевидна не только для офисов предприятий, но и для детских учреждений. Детские бумажные расходы – это совсем недетские масштабы использования. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. Мы учащиеся, забывая тетрадь, пишем на листочках несколько предложений, безжалостно мнем его, выкидывая в урну, а то и оставляем валяться под партой. Актуальность проблемы очевидна. Человеку пора задуматься о том, какой след он оставляет природе после себя.
Итак, цель нашей работы: выяснить, сколько расходует писчей бумаги школьник в эквиваленте природных ресурсов;
Для достижения поставленной цели, мы определили перед собой следующие задачи:
-
Изучить историю появления бумаги, познакомиться с технологией ее производства.
-
Выяснить сколько расходует бумаги среднестатистический школьник;
-
Разработать методы и способы экономного использования бумаги в школе.
-
Попытаться сделать бумагу в домашних условиях.
Таким образом,
Объектом нашего исследования являются – затраты древесины на производство учебного пособия для учащихся 7 класса нашей школы.
Предмет исследования – экономия бумаги как путь сбережения лесных ресурсов.
Мы использовали следующие методы исследования: анализ, сравнение, вычисление, анкетирование и диагностика статистических материалов.
И выдвинул следующие гипотезы:
-
Население расходует бумаги больше, чем необходимо для процесса обучения и удовлетворения канцелярских потребностей.
-
Если уменьшить затраты в потреблении бумаги учащимся, то можно сократить потребность лесных массивов.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы научить одноклассников бережно относиться к деревьям и изделиям из бумаги. Результаты нашей работы пригодятся нам на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и на уроках технологии, а также расширят знания об истории изготовления бумаги. Составить памятки о защите и восполнении лесных запасов.
Появление первой бумаги
Бумагу придумали китайцы. Один вполне конкретный китаец — Цай Лунь. Цай Лунь растолок волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки, смешал всё это с водой, выложил получившуюся массу на сито и высушил на солнце. А когда масса высохла, разгладил её камнями.
Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру. С тех пор процесс изготовления совершенствовался, но не менялся. Добавляли новые компоненты — крахмал, клей, красители, - камни сменились цилиндрическими прессами, сушка на солнце уступила место лампам
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок. Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.
Россия начала изготавливать бумагу в 1565 году в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.
Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.
Как делают бумагу? Производство бумаги.
Бумагу изначально стали использовать как средство хранения и средство передачи информации. Производить ее было очень трудно, она отличалась от современных видов бумаги и ценилась дорого. В давние времена бумага была серо-коричневой и только в 18 веке после открытия хлора, её стали отбеливать.
Со временем человечество стало находить возможности применения бумаги во многих сферах своей деятельности. Сейчас мы не представляем без бумаги государственные учреждения, школы, магазины и любой дом. На ней написаны государственные документы, поздравительные открытки, наши учебники и первые буквы каждого из нас.
Для того, чтобы удовлетворить огромную потребность в бумаге, конечно, необходимо произвести ее в огромном количестве. Каждый бумажный листок проходит долгий путь, прежде чем оказывается перед нами. Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Изготовление бумаги можно изобразить как цепь взаимосвязанных следующих по порядку операций: лесбревнащепасортировкаваркабумагоделательная машинасырая бумажная лентаряд валиковсушкарулон типография книга. Вот какой сложный и долгий путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Расчеты
Дневник – 16.5*21.5*50 лист=17737,5 см2
Тетрадь технология – 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь теория ( алгебра и геометрия)- 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь алгебра - 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь алгебра -15*20*48лист=14400 см2
Контрольная тетрадь по алгебре и геометрии -15*20*12лист=3600 см2
Учебник алгебра синий – 14*21.5*136лист=40936 см2
Учебник алгебра красный – 14*21.5*81 лист=24381 см2
Тетрадь химия - 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь по немецкому (олимпиада подготовка)- 15*20*96лист=28800 см2
Черновик - 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь русский – 15*20*12лист=3600 см2
Контрольная тетрадь по русскому – 15*20*12лист=3600 см2
Тетрадь алгебра - 15*20*48лист=14400 см2
Рабочая тетрадь по истории нового времени 1 часть- 14*21*40лист=11760 см2
Тетрадь литература - 15*20*96лист=28800 см2
Тетрадь русский – 15*20*12лист=3600 см2
Тетрадь алгебра - 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь русский -15*20*12лист=3600 см2
Тетрадь русский -15*20*12лист=3600 см2
Учебник немецкий – 19.5*26*117лист=59319 см2
Рабочая тетрадь немецкий – 19.5*26*48лист=24336 см2
Учебник история нового времени – 14.5*21.5*160 лист=49880 см2
Рабочая тетрадь по истории нового времени 2 часть- 14*21*40лист=11760 см2
Тетрадь история – 15*20*96лист=28800 см2
Учебник литература 1 часть- 14.5*22* 161лист=51359 см2
Рабочая тетрадь обществознание – 16*21*48лист=16128см2
Учебник обществознание – 19*26*128лист=63232 см2
Тетрадь обществознание – 15*20*48лист=14400 см2
Атлас география – 21.5*28.5*28лист=17157см2
Учебник география – 16.5*21.5*161лист=57114.75см2
Тетрадь география – 15*20*96лист=28800 см2
Тетрадь немецкий – 15*20*96лист=28800 см2
Словарь немецкий – 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь физика – 15*20*48лист=14400 см2
Сборник задач по физике – 14*21*170лист=49980 см2
Учебник физика – 16.5*22*113лист=41019 см2
Тетрадь ОБЖ – 15*20*48лист=14400 см2
Учебник ОБЖ- 14.5*21.5*73лист=22757.75 см2
Контрольная тетрадь по физике- 15*20*12лист=3600 см2
Рабочая тетрадь по ОБЖ- 16.5*21*32лист=11088 см2
Тетрадь геометрия – 15*20*48лист=14400 см2
Тетрадь геометрия – 15*20*48лист=14400 см2
Учебник геометрия – 14.5*22*193лист=61567 см2
Учебник русский – 17*21.5*113лист=41301.5 см2
Тетрадь русский – 15*20*12лист=3600 см2
Тетрадь русский – 15*20*12лист=3600 см2
Тетрадь информатика – 15*20*96лист=28800 см2
Тетрадь музыка - 15*20*96лист=28800 см2
Тетрадь изо - 15*20*12лист=3600 см2
Альбом изо – 28*20.5*20лист=11480 см2
Альбом немецкий – 28*20.5*20лист=11480 см2
Рабочая тетрадь биология 1 часть - 19.5*26*56лист=28393 см2
Тетрадь биология -15*20*48лист=14400 см2
Учебник биология – 16.5*21.5*145лист=51438.75см2
Рабочая тетрадь история России – 13.5*21*41лист=11623.5см2
Рабочая тетрадь биология 2 часть - 19.5*26*56лист=28392 см2
Учебник литература 2 часть - 14.5*22*161лист=51359см2
Учебник история России - 14.5*21.5*136лист=42398 см2
Тетрадь алгебра - 15*20*48лист=14400 см2
Всего - 17737,5+(14400*16)+(3600*10)+40936+24381+(28800*9)+11760+59319+
+(51359*2)+24336+49880+16128+63232+17157+57114.75+49980+41019+
+22757.75+11088+61567+41301.5+ 11480+28398+51438.75+11623.5=
=1790952.6 см2
735 метров2 – 1 дерево.
На одного ученика 7 класса требуется 179,1 метров2.
На всех –7-классников нашей школы требуется 10029 метров2.
На всех –7-классников нашей школы требуется примерно 13 деревьев
Интересные факты о бумаге
-
350 миллионов тонн бумаги производится во всём мире каждый год.
-
Некоторые люди ставят под вопрос гениальность изобретения бумаги. Ведь миллионы лет осы строят свои жилища из настоящей бумаги, пережевывая древесину. Людям оставалось разве что повторить этот процесс.
-
Средний американец тратит около 300 кг бумаги в год, европеец около 75 кг бумаги, а средний африканец использует менее 1 килограмма бумаги в год. Россиянин выглядит скромнее европейца, но расточительнее африканца 25 кг бумаги в год используется средним жителем нашей страны.
-
Сейчас во всём мире набирает популярность новое изобретение электронная бумага. Это портативный носитель информации, дисплей на котором можно читать тексты и просматривать изображения. Считается, что в будущем газеты и журналы будут выходить именно на электронной бумаге.
-
Интересно, что страны-лидеры по производству бумаги больше всех её и потребляют. На первом месте стоит США, на втором Китай, на третьем Япония.
-
В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.
-
Оказывается, порезаться бумагой проще простого, ведь бумажный лист не толще бритвенного лезвия всего 100 микромиллиметров.
-
Бумага не только съедобна, но и обладает такой энергетической ценностью, как картофель! Бумага на 85 % состоит из целлюлозы, которая сама по себе является сложным углеводом. Белков в ней нет, а вот глюкоза имеется.
-
Российская императрица Екатерина II 240 лет назад подумала и решила, что бумагу можно использовать в денежных отношениях. Именно тогда, по её указу появились первые бумажные деньги.
-
Чтобы сделать бумагу для книги, понадобится в 8-10 раз большего размера кусок древесины. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.
-
В японском языке слово «бумага»омоним слова «божество».
-
Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией.
-
500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год.
-
При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев.
-
Из 1 тонны бумаги получается 30 тысяч ученических тетрадей.
-
Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей.
-
1 тонна макулатуры экономит 200 кубометров воды и 1000 кВт/ч электроэнергии.
-
Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для ее первичного производства из дерева.
-
Каждую секунду с лица Земли исчезает лес размером с футбольное поле!
-
На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по объемам и темпам вырубки лесов.
-
Чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый должно пройти 80-100 лет.
Опрос
Каждый из нас ежедневно в течение всего учебного года выполняя множество учебных задач пользуется бумагой, то есть мы читаем книги, пишем в тетрадях, рисуем в альбомах, строим макеты и после уроков из класса выносится бумажный мусор. Мы решили подсчитать, сколько же за один учебный год тратится бумаги на учеников 7 классов.
Учащимся 7-х классов был предложен следующий вопрос: «Как вы думаете, сколько деревьев расходуется на изготовление бумажной продукции для учеников 7-х классов нашей школы за один учебный год?» И вот ,что у нас получилось:
1 – 50 деревьев | 50 – 100 деревьев | 100 – 1000 деревьев | 1000 – 1 млн. деревьев |
2 человека | 2 человека | 15 человек | 19 человек |
А вам интересно сколько бумаги остается в одном классе?
В кабинете № 27 осталось 500 грамм бумаги!
Если подсчитать, то вот что у нас получается:
В году - 170 учебных дней.
Примерно возьмем,что в каждом классе каждый день остается 500 грамм бумаги.
И вот что у нас получается 170*500=85000 грамм = 85кг.
В год в каждом классе остаётся 85кг макулатуры!
60кг макулатуры спасает 1 дерево!
Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях .
Мы решили сделать бумагу из макулатуры.
У нас получилась очень замечательная и красивая открытка :
Этапы самодельной бумаги:
-
Мы разорвали старую бумагу на меленькие кусочки.
-
Замочили эту макулатуру на 30 минут.
-
Взяли фото рамку, накололи на неё сеточку.
-
Когда бумага отстоялась в воде, берем блендер и добавляем в него измельченную бумагу. Со средней скоростью перемешиваем, пока все не станет жидкой консистенцией.
-
Жидкую консистенцию равномерно наливаем в фото рамку с сеточкой .
-
Если получилось не ровно, разгладить пластиковой картой.
-
Оставить сохнуть.
Памятка экономного расхода бумаги.
-
Не выбрасывайте бумагу, у которой текст лишь на одной стороне. Есть много способов использовать эту бумагу снова: для того, чтобы написать списки или примечания, чтобы дети могли на ней порисовать, для распечатки текстов на принтере и в качестве упаковки.
-
Сохраняйте рулоны бумажных полотенец. Они могут использоваться для школьных или домашних художественных проектов. Они могут также использоваться для рассадки семян.
-
Сохраняйте упаковочную бумагу. Она может быть использована еще раз для того, чтобы обернуть другой подарок, как упаковочный материал или для защиты хранящихся новогодних украшений.
-
Если у Вас есть бумага, которая не была вновь использована перечисленными выше способами, не выбрасывайте ее! Переработайте ее на дому.
-
Беречь деревья. В городе у каждого дома сажать деревья.
-
Собирать использованную бумагу дома, в школе, в офисах, в государственных учреждениях и сдавать её на макулатуру;
-
Распространять плакаты и листовки с призывом не выбрасывать использованную бумагу, а собирать и сдавать в пункты приема макулатуры.
Заключение.
До работы над проектом мы тоже мало что интересного знали о таком распространенном материале, как бумага. Теперь мы много полезного узнали о ней. Из истории происхождения бумаги можно сделать вывод: бумага – ценный материал для человека.
Можно ли заменить бумагу? Сейчас огромные библиотеки помещаются на нескольких дисках компьютера. Но компьютеры есть ещё не везде, и работают только от электрической сети. Вывод очевиден: никакой другой материал или устройства (компьютер и др.) не способны полностью заменить бумагу.
Но чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, ведь для производства 36 кг бумаги требуется 1 дерево. Вывод: экономия бумаги напрямую связана с сохранением наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!
На этом наша работа не закончится. В будущем мы планируем изготовить бумагу в домашних условиях и попробовать сделать из неё поделки. Со своей работой мы хотим познакомить всех одноклассников. Думаем , что они заинтересуются многими фактами, которые мы узнали , и примут активное участие в деле сохранения леса. А ещё мы написали памятку по бережному отношению к деревьям и экономичному использованию бумаги.
Вывод: Мы хотим предложить, чтобы каждый класс обеспечили специальными контейнерами в которые, складывать только бумагу и в конце учебного года сдавать на макулатуру ! Таким способом мы сэкономим деревья!
Список информационных источников.
1) Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М.: «Аким», 1995;
2) Филякова Е.Н., Меньшов В.А. «Русская письменность», М.: «Белый город», 2004;
3) Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 1990;
4) Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.;
5)Человек и окружающий мир.С-П. 2003 г. С.М. Марчукова.
6) Интернет-сайт «Все для детей. Почемучка» http://allforchildren.ru/why
Приложение
Можно | Нельзя |
1.Гофро- картон (коробки) 2.Бумага, газеты 3.Глянцевые журналы БУМАЖНЫЕ УПАКОВКИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПАЧКАНАМИ МАСЛОМ ИЛИ СОДЕРЖАТЬ ОСТАТКИ ПИЩИ!!!! | 1.Упаковки от яиц 2. термобумага 3.Втулки от бумажных полотенец и т/б 4.бумажные стаканчики 5.обои 6.калька 7.фотобумага 8.Сильно покрашенная бумага 9.бумага для факсов |
ВАЖНО УБРАТЬ КРУПНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ, СКРЕПКИ, ПРУЖИНКИ ОТ ТЕТРАДИЙ!!