Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнажённым.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рождённой.
Природа – матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня,
Возьми, как детку на колени.
" От экологии природы к экологии души"
Цели:
Образовательная : показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.
Развивающая :
развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Воспитательная : воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Величие души должно быть свойством всех людей .
Сенека
Душа человека развивается до самой смерти.
Гиппократ
Душа человека заключается в его делах.
Ибсен Г.
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди, так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести.
На многое смотрели и... не видели.
НРАВСТВЕННОСТЬ Толковый словарь Ожегова
-и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.
В катакомбах музея пылится пастушья свирель, Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...
Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей. И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
Я – последний из львов, но пускай за меня говорят -
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
И дельфинья семья, за которой неделю подряд С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость
Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи, Оглушенная семга,
дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век. Пусть они стороною обходят любую машину...
Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек. Только где и когда ты встречал без подножья вершину?
Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля. Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?
Аральское море
Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки. И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете!
а нашего – нет ничего. Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного: Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи...
Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли. Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут. Мы уходим в историю этой печальной земли. Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут...
Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё. Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
Вот глядит на тебя поредевшее царство моё. Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.
И совсем ничего не прося. Ни за что не коря. Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается...
Я с седеющей гривы срываю корону царя! И реву от бессилья...
А что мне еще остаётся?
“ Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди ” (Б. Шоу).
Рефлексия
Что мы сегодня узнали? Поняли?
Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?
Что получилось? Не получилось?
Что вам понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?
Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия?
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему “Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир", в котором вы могли бы предложить решение одной из экологических проблем.
“ Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)
“ Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)
“ Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)
«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)