СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От эскиза - к дизайн-проекту

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены этыпы работы от создания эскиза к подготовки макета, дизайн-проекта.

Просмотр содержимого документа
«От эскиза - к дизайн-проекту»

От эскиза – к дизайн-проекту.

Любой дизайн-проект начинается с эскиза - графического изображения, которое может быть условным, реалистичным, в виде схемы или чертежа. Дизайнер, планируя и проектируя тот или иной объект, проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе выполняются определенные виды графических работ. В данной статье я хочу рассмотреть виды эскизов, поделив их по технике исполнения и материалам.

Эскиз – это предварительный набросок, отражающий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз зачастую является быстро выполненным свободным рисунком от руки, не предполагаемым как готовая работа. Эскизы позволяют художнику сделать наброски и попробовать различные идеи, прежде чем воплощать их в живописи, графике или дизайн-проекте.

Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска, может также считаться эскизом в более широком значении слова. Например, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. Линейное изображение, или линейная графика, в дизайнерском проектировании имеет очень широкое применение. Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в рисунке, и в наброске, и в эскизах. В работе над линеным эскизом может использоваться стирательная резинка: ластик применяется для удаления линий построения или для смягчения слишком резких линий.

Существует фор-эскиз, так называют предварительный набросок перед тем, как утверждается окончательная идея, детально прорабатываемая в окончательном эскизе. Фор-эскиз ачастую выполняется во время беседы с заказчиком. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной органи­зации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. Обычно фор-эскиз не предусматривает цветового решения. При разработке фор-эскизов, или, как еще их называют, первичных эскизов, дизайнеру необходимо быстро и выразительно наметить форму и пропорции объекта. Лучше всего для этого подходит техника наброска.

Набросок – легкий рисунок, который выполняется за короткий промежуток времени. Для наброска характерны определенная лаконичность и условность. Суть наброска - без предварительного карандашного рисунка любым инструментом (пером, кистью) необходимо нарисовать объект, обращая основное внимание на выразительность, форму и пластику.

Выразительность эскиза во многом зависит от техники его исполнения. Линеарное решение эскиза можно осуществить карандашом, пером, тонкой кистью.

Детально разработанный эскиз называется рабочим эскизом. Рабочий эскиз – это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Рабочие чертежи деталей выполняют в определенном масштабе с помощью чертежных инструментов или разнообразных технических средств. Сведения, необходимые для изготовления и контроля объекта, представляются на эскизе в виде графической и текстовой информации. Существуют общие требования к содержанию информации, заключенной в эскизе. Во-первых, на эскизе объект должен быть изображен в минимально достаточном для уяснения формы количества изображений, с применением условностей, установленных стандартами. Во-вторых, на эскизе должны быть нанесены геометрически полно и конструктивно правильно все необходимые размеры. И в-третьих, на эскизе должны содержаться необходимые технические требования, отражающие особенности: материал, покрытие, предельные отклонения размеров, допуски формы и расположения поверхностей и др. Таким образом, первое основное требование относится к форме детали, второе связано с простановкой и нанесением размеров, третье относится к техническим требованиям.

Соблюдая требования создания рабочего эскиза, легко получить технический эскиз. Технический эскиз – это эскиз, который создаётся в случае, если возникает необходимость показать определенные технологические моменты и решения. Технический рисунок дизайнеры используют в своем творчестве для передачи визуальной и смысловой информации о проектируемом объекте. Это может быть технический рисунок крепления вывески к стене или, например, рисунок на котором будет показана схема электропроводки в изделии. В таком случае изображаются все ключевые элементы конструкции, дается необходимое объяснение. Все это делается для полного понимания заказчиком интересующих его моментов. Так, технический эскиз предмета одежды – это рабочий рисунок изделия спереди, сзади и, если необходимо, сбоку. Такой эскиз эффектным образом передает аспекты детального процесса производства, сообщает информацию о пропорциях, конструкции, швах и украшениях дизайнерской одежды, так чтобы при его передаче закройщику или рабочему мастерской была уверенность в том, что идеи будут воссозданы правильно. Технический эскиз, как правило, создается для конструктора, закройщика, технолога и швеи. Технический эскиз не несет в себе утрирования и стилизации, он отражает пропорции объекта наиболее четким образом. Например, тени не накладываются во избежание недопонимания в процессе производства. Рисунок создается в холодной, сдержанной, контурной, конкретной манере.

Завершающий этап эскизного проектирования - резентационный или экспозиционный эскиз. В дизайне одежды, как правило, он выполняется при разработке коллекций и предназначен для обсуждения специалистами. Такой эскиз может содержать цвет, тени и все то, что позволяет сделать проект более привлекательным для клиента. Презентационные эскизы завершают работу над эскизным проектом и необходимы для демонстрации готового объекта. Ограничений по графике нет никаких, главное – выразительность эскиза. Выбор графических приемов и средств зависит от темы и концепции проектируемого объекта. Все это требует тщательного подхода, использования законов композиции, ритма, соподчинения элементов и т.п., поэтому, чтобы перейти к этапу презентации объекта, требуется пройти весь этап создания эскиза, начиная с фор-эскизов.

Огромное значение в дизайне и в изобразительном искусстве имеет система средств и способов передачи зрительных образов всех объектов реального мира. Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических способов (приёмов), которую рисующий использует в своей работе по созданию специфических изображений, выполняемых с учебными, либо творческими целями. Широкая линия, проведенная углем, бархатистость соуса, многообразие глубоких оттенков в тушевке карандашом дадут неповторимые качества фактуры, недоступные жесткому графиту или перовому рисунку. Различные техники фактурирования включают в себя графические приемы, которые позволяют создавать разнообразные поверхности и фактуры.

Самый классический способ создания эскизов – ручной эскиз, то есть эскиз, выполненный от руки при помощи художественных материалов и инструментов. Линейный, или, как еще говорят, контурный, рисунок имеет свои отличительные качества. Линия подвижна, пластична, передает все особенности формы; может быть тонкой и толстой, прерывистой и дрожащей, с утолщениями. Линейное изображение условно, передает простоту, лаконизм, четкость изображения и относится к быстрым графическим приемам. Линией можно не только пользоваться для плоскостного изображения, но и создавать иллюзию объема, пространства. Графический дизайнер должен виртуозно владеть линейной графикой, уметь работать пером, карандашом и другими графическими материалами.

Еще один выразительный графический прием – пятно – часто используется в работе над эскизом. Реальный мир можно представить в виде пятновых силуэтных изображений. Пятно имеет огромное значение в набросках и зарисовках, в работе над эскизом костюма. Пятно имеет свою форму, пластику, массу. Силуэтная пятновая графика бывает очень выразительна. При помощи пятна можно выделить акцент композиции, подчеркнуть остроту силуэта, особенно это касается новых перспективных форм, творческих предложений. Пятно должно быть четким, должно быть не заштриховано, а выполнено кистью. Для заполнения пятна рекомендуется пользоваться кистью больших размеров, чтобы не получить неаккуратных разводов. Форма, размер пятна, его контуры зависят от концепции проекта, замысла автора и т.п.

Художественная работа или эскиз может быть выполнен в различных техниках. Например, в виде отмывки. Отмывка – это послойное нанесение слабо разведенной акварели или туши с целью создания плавного градиента либо «прозрачной» заливки. Картины, получившиеся при помощи использования такой технологии, выглядят порой как настоящие фотографии. В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя в основном воспитательную задачу: воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета. Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами, и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Принцип создания цвета при работе над отмывкой в том, что из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессированный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из-под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки. Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим». Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.

Еще одна техника выполнения работы - монотипия. Слово «монотипия» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «монос» – один, единственный и «типос» – след, отпечаток. Монотипия – это вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665). Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Общеизвестно, что в психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Многоцветная (полихромная монотипия) обычно выполняется акварельными или специально обезжиренными масляными красками. Для монотипии акварельными красками сначала нужно выполнить на бумаге контурный рисунок карандашом. Работа карандашом – вспомогательная, но необходимо выполнять ее на бумаге такого размера, которого и задумана композиция. Бумага для оттиска должна быть больше подготовительного рисунка. Законченный черновик следует положить под стекло и далее акварельными красками и кистью ведется работа. Краска разводится мыльной водой. Для работы над монотипией краска должна быть густая, а не прозрачная, как в акварельной живописи. Ею художник рисует на стекле, сквозь которое должно быть хорошо виден рисунок карандашом. Надо только следить, чтобы стекло не передвигалось. Помимо многоцветной монотипии есть еще и так называемая монохромная. Чаще всего ее выполняют черным или коричневым цветом. Такой вид монотипии выполняют печатной или масляной красками, но последние нужно соответственно подготовить, т.е. обезжирить. Для этого из тюбика выдавливают масляную краску на газетную или промокательную бумагу. Когда бумага впитает в себя жир – краска готова к использованию. Монохромную монотипию можно выполнять и необезжиренной краской, но тогда есть вероятность, что нарушится четкость изображения, а кроме этого, работа будет долго сохнуть. Художники очень редко используют монотипию в чистом виде. Как правило, она применяется как часть смешанной техники. В отпечатанном на листе бумаги сочетании форм и красок художник угадывает близкие ему образы и дорисовывает то, что видит, уже на бумаге с помощью кисти.

Часто для достижения особой художественной выразительности в своей работе художники используют трафарет. Трафарет – приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления. Трафарет в значении приспособления представляет собой лист из плёнки, бумаги, или другого материала в котором вырезаны несколько сквозных отверстий различной формы, или сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался, а изображение оставалось читаемым. Трафареты можно разделить на группы по разным критериям. Так, существуют однослойные и многослойные трафареты, одноразовые и многоразовые, бумажные, картонный, пленочный, металлический и другие. По месту использования трафареты подразделяют на производственные, применяемые в искусстве, в дизайне, в кулинарии и т.д. Так, в граффити трафареты используются для увеличения чёткости рисунка или быстрого воспроизведения картинки много раз. Иначе говоря, граффити-художники применяют трафарет, например, когда нужно добавить много однотипных мелких, но четко прорисованных элементов. Изображение тогда наносится аэрозольным баллончиком с краской.

 В настоящее время часто используется прием создания изображения на бумаге посредством монтажа кусочков различных материалов это коллаж. Прием напоминает мозаику. В графике коллаж обычно трактуется как сочетание в одном изображении бумажных вклеек. Можно также использовать ткань и другие материалы. В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. Важно отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения – аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур – тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации. Техника коллажа позволяет достичь максимальной выразительности графических эскизов. Коллаж используется в эскизах как в чистой, так и смешанной технике. В смешанной технике к коллажу добавляют различные краски, прорабатывают форму линиями. Для удобства работы с коллажем обычно предварительно рисуется схема расположения фрагментов, например, частей фотографии. Фотоколлаж – это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии. Так, в ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью доступной программы Photoshop).

Термин «аппликация» обозначает вырезание и наклеивание (нашивание) фигур, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Особую нишу в эскизном проектировании занимают цифровые эскизы. Цифровая живопись – создание электронных изображений, осуществляемое не путём визуализации компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Компьютер в цифровой живописи – это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, цветоведение, блики, рефлексы и т.д.). В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции инструментов и возможностей: например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; различные фильтры и коррекции, и многое другое.

Наиболее популярной графической программой для создания цифровых эскизов является продукт Adobe Photoshop. Это многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop. Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в других видах цифрового дизайна.

Adobe Illustrator – векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Программа была задумана как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в разных целях. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом. Благодаря Adobe Illustartor можно создавать векторные изображения любого уровня сложности, быстро и точно превращать нарисованные вручную отсканированные эскизы, фотографии, или другие растровые изображения в редактируемые векторные контуры, а интуитивно понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечат профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики. Можно создавать динамичный дизайн для любых проектов. Благодаря точности и функциональности инструментов программное обеспечение Adobe Illustrator используется специалистами в области дизайна по всему миру.

Программа 3ds Max - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. 3ds Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей, реальных или фантастических объектов окружающего мира, с использованием разнообразных техник и механизмов. Моделирование на основе стандартных объектов, как правило, является основным методом моделирования и служит отправной точкой для создания объектов сложной структуры, что связано с использованием примитивов в сочетании друг с другом как элементарных частей составных объектов.

Программа AutoCAD – это трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьируется от полной адаптации до перевода только справочной документации. Русскоязычная версия локализована полностью, включая интерфейс командной строки и всю документацию, кроме руководства по программированию. Широкое распространение AutoCAD в мире обусловлено не в последнюю очередь развитыми средствами разработки и адаптации, которые позволяют настроить систему под нужды конкретных пользователей и значительно расширить функционал базовой системы. Большой набор инструментальных средств для разработки приложений делает базовую версию AutoCAD универсальной платформой для разработки приложений.

ArchiCAD – графический программный пакет САПР для архитекторов и ландшафтных дизайнеров, созданный фирмой Graphisoft. Предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п. При работе в пакете используется концепция Виртуального Здания. Суть её состоит в том, что проект ARCHICAD представляет виртуальную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т. д. Завершив этап моделирования, пользователь может извлечь из "виртуального здания" все необходимые данные для создания проектной документации: планы этажей, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, визуализации и прочее.

В заключении важно отметить, что применение принципов художественного дизайна имеет свои особенности социокультурные и эстетические. Дизайн проектирует основные параметры существования социально-эстетического мира, вносит в среду организацию, способствующую образованию и функционированию многообразных социальных, духовных смысловых миров. Дизайн в своем современном проявлении преимущественно проектирует как бы силовые поля вновь создаваемых миров, их социально-предметное, культурно-смысловое наполнение. Структуры, которые дизайн создает внутри социально-предметной, пространственно-временной среды, более гибки, подвижны, более чутко откликаются на изменения в мире культуры и моды.

Дизайн – это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.

В данной статье проанализирован материал по этапам выполнения дизайнерских проектов и видам разработки концепции, сформировано представление о дизайне, его функциях и влиянии на современную жизнь человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!