СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От Коперника до наших дней

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование предоставляет вариант проведения урока по данной теме

Просмотр содержимого документа
«От Коперника до наших дней»

УРОК . ОТ КОПЕРНИКА ДО НАШИХ ДНЕЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с историей изучения Вселенной

ЗАДАЧИ:

- познакомить учащихся с историей изучения Вселенной;

- научить учащихся докладывать материал

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Работа с рабочими тетрадями

  2. Фронтальный опрос по пройденной теме

- Что такое Вселенная?

- Как представляли себе Вселенную древние индийцы?

- Как устроена Вселенная по Аристотелю?

- Чем интересны взгляды Аристарх Самосского?

- Как устроена Вселенная по Птолемею?

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя с выступлениями докладчиков.

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремесла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV-XVI ВВ. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф.Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великим польский астроном Николай Коперник (1473-1543). (доклад)

Наблюдения за звездами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, сложные математические расчеты позволили ему сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звезды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди ученых XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Одним из сторонников был итальянский ученый Джордано Бруно (1548-1600). (доклад)

Бруно считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной систем. Но само оно – одна из множества звезд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют еще не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Дж. Бруно были верными.

Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский ученый – Галилео Галилей (1564-1642). (доклад)

В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и темные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников у Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоевывало все новых и новых сторонников.

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантского скопления звезд). Наша и другие галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они - сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с заданиями и текстом учебника

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. пункты учебника

  2. в тетрадях на печатной основе пункт «от Коперника до наших дней» заполнить



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!