СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От ремесла к современным инженерным технологиям. Создание ткацкого станка - робота.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказаны особенности устройства ткацкого станка - кросна и способ сборки ткацкого станка - робота.

Просмотр содержимого документа
«От ремесла к современным инженерным технологиям. Создание ткацкого станка - робота.»

ТКАЦКИЙ СТАНОК: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.


Гаранцев Матвей, Митин Тимур, учащиеся 5Б класса

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Сургутский район, с.п. Солнечный

«МБОУ Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1»

Руководитель: Волощук Нина Анатольевна, учитель технологии, Вейлер Дарья Васильевна, педагог внеурочной деятельности МБОУ Солнечная СОШ №1


Данная работа посвящена изучению традиций ткачества и усовершенствованию ткацкого станка с использованием современных технологий.

В начале работы над проектом перед авторами встала цель: создать действующую модель ткацкого станка используя современные технологии.

Для достижения поставленной цели, они поставили перед собой задачи:

  1. Познакомиться с историей и видами ткацких станков.

  2. Познакомиться с основными принципами ткачества текстильных материалов.

  3. Изучить основные принципы устройства ткацкого станка.

  4. Изготовить ткацкий станок, используя LEGO Mindstorms EV3.

  5. Получив первый продукт, попытаться усовершенствовать его работу.

В работе над проектом использованы методы, которые помогли познакомиться с историей и изучить процессы ткачества, сделать анализ результатов и сформулировать выводы: интервью, сравнение, эксперимент, лабораторный опыт, моделирование.

Источниками для работы послужили средства интернет, энциклопедическая литература, музейные экспонаты и интервью.

В ходе работы над проектом авторы создали модель станка, провели ряд лабораторных работ по подбору нитей для заправки основы и утка.

Созданная модель может быть использована для изготовления мелких тканых изделий, для уроков технологии по теме материаловедение.

Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство. Традиции домашнего ткачества сохранились до наших дней. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Ткачество было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка.

В XVIII веке в Англии появился первый механический ткацкий станок — это было одним из главных достижений человечества. Было известно три вида примитивных ткацких станков:  

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями. Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

Следующий шаг развития ткачества — автоматизация: в XVIII веке на станках устанавливают двигатель. Появляются ткацкие фабрики.

Существует несколько видов бесчелночных ткацких станков, в зависимости от принципа, по которому прокладываются нити утка:

  1. Пневматический станок – в нем нить утка продувается сильной струей воздуха;

  2. Гидравлический станок – нить прокладывается с помощью капли либо сильной струи воды, подаваемой под большим напором;

  3. Рапирный станок – нить тянут две рапиры, направленные навстречу друг другу;

  4. Комбинированный тип станка – пневморапирный сочетает в себе принципы двух видов станков;

  5. Станок с микропрокладчиками – вид станка, в котором нить утка захватывается микроскопическим челноком. Его толкает специальный механизм, и он увлекает уточную нить за собой. Между нитями основы в момент прокладки утка вводятся пластины, ограничивающие пространство, по которому может двигаться челнок.

В рамках решения четвертой задачи на основе изученного материала, мы остановили свой выбор на конструкторе LEGO MINDSTORMS EV3 и создали действующую модель ткацкого станка. Первое испытание показало, что необходимо отрегулировать работу ремизки. А также мы сделали выводы о том, что наш станок мы можем усовершенствовать увеличением количества ремизок. Это позволит нам выполнять узорное ткачество. Наша модель может быть использована для изготовления мелких тканых изделий, для уроков технологии по теме материаловедение.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Грановский Т.С. Удивительная специальность – ткачество. Издательство «Легкая промышленность и бытовое обслуживание, Москва. 1989

  2. Из воспоминаний Каменномостской Е.Т. 2013 г с Першино, Белозерского р, Курганской обл.

  3. https://www.booksite.ru/fulltext/udi/vit/eln/aya/gra/1.htm

  4. www.liveinternet.ru

  5. www.cross-kpk.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!