СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

От традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования

Просмотр содержимого документа
«От традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования»














Описание работы над проблемой




«От традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования»





















2017

АВТОР:
Пигарина Ю.А




НАЗВАНИЕ ОПЫТА: усовершенствование практических навыков и творческих способностей студентов с использованием инновационных технологий дизайн-образования.


ДИСЦИПЛИНА: ПМ.01.01 МДК.01.01 Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов.


ПРОБЛЕМА: составление и внедрение учебных и рабочих программ по специальным дисциплинам дизайна и междисциплинарным курсам в соответствии с новыми Государственными стандартами.


ИДЕЯ: от традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования.


ЦЕЛЬ: формирование у студентов профессиональной компетентности в области разработки художественно-конструкторских(дизайнерских) проектов; усовершенствование методики преподавания дизайн-проектирования как совокупности методов, принципов и организационных форм; реализация творческого потенциала студентов; установление равновесия между интеллектуальным развитием и практической деятельностью.
























К особенностям, характеризующим междисциплинарный курс, относятся: необычайное богатство его содержания, большое разнообразие изучаемых тем, подготовительных упражнений и возможностей исполнять проектные задания в соответствии с программой профессионального модуля и курса. Совокупность знаний, навыков и умений, которые должны освоить обучающиеся на занятиях МДК соответствуют требованиям общих и профессиональных компетенций. Формы и методы учебных занятий по МДК закрепляют за педагогом ведущую роль, и должны обеспечить усвоение обучающимися основ профессионального мастерства.

Виды работ и объекты профессиональной деятельности дизайнера предполагают техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале. В связи с этим особенно велика роль практического обучения и в частности работа с макетными материалами. Это способствует формированию у студентов соответствующих знаний, умений и практического опыта в проектировании объектов дизайна. В процессе изучения разделов «Композиция» и «Моделирование», студенты изучают правила, приемы, закономерности композиции; знакомятся с основами моделирования, макетными материалами, их свойствами и конструктивными возможностями, отрабатывают навыки макетирования, выполняя упражнения по формообразованию объектов дизайна; учатся аккуратности и точности выполнения практических заданий.

Поиск идеи и замысла проектного решения, прежде всего, опирается на информацию полученную студентами на подготовительной стадии, которая дает знания о том, что делать, оставляя ответ на вопрос, как нужно делать на период выполнения практической работы – моделирования объекта дизайна в материале. Студенты должны посредством накопленного опыта воспринять и интуитивно отобрать необходимые аналоги и выразить представление об объекте в виде целостного визуального образа. Проектное моделирование имеет своей целью стимулирование творчества и развития у студента творческой фантазии и навыков выявлять представление о объемно-пространственном решении проектируемого объекта в макете.





УЧЕБНОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ


Современная методика придает учебному проектированию характер единого творческо­го процесса, соответствующего специфике де­ятельности дизайнера.

Сущность реального дизайнерского проек­тирования заключается в создании проектной модели объекта в соответствии с его утили­тарно-практической функцией. Проектное моделирование проводится в трех основных формах:

- моделирование, которое представляет собой процедуру проектирова­ния по отдельным стадиям, фиксирующую со­стояние объекта в графическом виде;

- поисковое моделирование, которое имитирует процесс проектирования в виде серии поисковых макетов для целей оптимизации проектных решений;

-предметное моделирование или макети­рование, которое состоит в процессе овеществ­ления наших представлений об оригинале в виде макета.

Под моделью понимается система элементов, вос­производящая определенные стороны, связи, функции предмета проектирования. Моделирование охватывает работу студента-дизайнера от первичного наброска и эскизного проекта до составления рабочего проекта, яв­ляющегося достаточным материалом для вос­произведения проектного решения.

К процессу учебного дизайнерского проек­тирования, которое строится подобно реально­му проектированию, применимо понятие «мо­делирование». Основная цель учебного проек­тирования—обучить студента методу проект­ного моделирования. Учебный процесс охваты­вает преимущественно работу с объектом моделирования, составление и посте­пенное усовершенствование в уменьшенных масштабах объемных и пространственных свойств задуманного трехмерного объекта; взаимосвязей его составных частей, кон­структивной структуры и внешнего вида.

Сфера учебного дизайнерского проектиро­вания охватывает:
- творческий процесс;
- его непосредственный результат — проект­ную модель объекта;
-восприятие проекта студентами учебной группы и курса;
- оцен­ку педагогом резуль­татов проектирования.

Учебное дизайн-проектирование — управляемый и программируемый процесс. Ход процесса предусматривается учебным планом дисциплины, планом данного учебного занятия и по­становкой целей, которые определяют последо­вательность и согласованность действий обучаемых. В соответствии с динамикой и зако­номерностями творческого процесса в этом замкнутом цикле вычленяются три основных качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: подготовительный этап изучения программы-задания, сбора и анализа необходимой информации и выра­ботка целевой установки; этап творческого по­иска идеи-замысла проектного решения, кото­рый содержит три фазы (исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования);этап творческой разработки и совершенствова­ния принятого эскиза до стадии эскизного про­екта— процесс собственно проектирования. Каждому этапу разработки художественно-конструкторского учебного проекта соответствует определенный структурный уро­вень решения модели и его упорядоченности на основе опыта и способности предвидеть бу­дущие результаты студентом и руководителем. Влияние личности педагога, его творческого опыта и интуиции на результат творческого процесса существенно.

По ряду проектов предусматривается этап художественно-конструкторской разработки про­екта. Заключительный этап учебного проекти­рования состоит в оценке работ и подведении итогов.



МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Метод комплексного проектирования целе­сообразно сочетать с методом проблемного проектирования. Этот метод исходит из того, что обучение требует активного мыслительного процесса, который стимулируется наличием проблематики.

Метод проблемного проектирования сопро­вождается ясной формулировкой и раскрыти­ем различных аспектов, вытекающих из изу­чаемой программы проектирования. Постанов­ка перед каждым студентом конкретной пробле­мы стимулирует поиск и конкретизирует на­правление творческих усилий. Тем самым проект приобретает четко выраженный замы­сел. Естественно, что проблема должна выте­кать из существа задания и быть для данной программы характерной.

Проблемный метод предполагает серьезные умственные и творческие усилия в преодолении трудности задания, рассматриваемого под углом зрения выдвинутой концепции и сформу­лированной задачи. При этом творческий про­цесс, например, эскизирования представляет собой цепь логических операций: постановка проблемы, предвидение конечного результата, отыскание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение.

Проблемное проектирование развивает во­левые качества студента, учит его продуктив­ному мышлению и эвристической творческой деятельности, необходимой для разработки художественно конструкторских проблем.

Проблемная ситуация содержит нечто не­известное, нераскрытое, предполагаемое. Осоз­нание требований, предъявляемых к объекту в условиях проблемной ситуации, ведет к упоря­дочению воображения и фантазии обучаемого и гарантирует более реалистическое отношение к работе. Метод проблемного проектирования:

обеспечивает развитие творческих способ­ностей студента и вырабатывает у него иници­ативу и навыки самостоятельной работы;

учит оценивать формообразующие факторы в изменяющихся конкретных условиях, что развивает логическое и критическое мышление;

предусматривает мотивированный выбор проблемы для каждого студента, направление принципиального решения темы и служит це­лям постижения нового;

предполагает привлечение каждым студен­том особой информации;

используя преимущества группового обу­чения, позволяет охватить все основные проб­лемы, которые раскрывают данную тему про­ектирования;

помогает рассматривать учебную группу как собрание индивидуальностей;

учит творческому сотрудничеству в коллек­тиве группы.

Проблемное проектирование предполагает включение будущего объекта в некоторую кон­кретную ситуацию, систему связей отношений внешнего и внутреннего позволяет по-новому сформировать проектную модель.


МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


Предметное моделирование или макетиро­вание в учебном процессе приобретает большое образовательное значение в силу преиму­ществ этого метода перед традиционными. Студент-дизайнер лишь постепенно научает­ся преобразовывать мыслительный образ бу­дущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит скорее. Посредством макета мысли автора, его творче­ский замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.

Дизайнерские макеты имеют иную приро­ду, чем сам объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и потому качественно от него отличаются, они отображают объемно-простран­ственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стиму­лирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Макетирование проводится исходя из основных целей:

- содействовать творческому поиску и на­глядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построе­ния объекта или группы объектов — в этом случае оно носит характер рабочего макетиро­вания;

- служить для экспериментального изучения опреде­ленных закономерностей

- служить иллюстрацией и контрольной про­веркой конечного результата проектирова­ния— композиции объекта, тогда макет носит характер чистового макета.

В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного и конструктивного решения.





МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ


В процессе проектирования применяются важнейшие исследовательские методы анализа и синтеза.

Эти наиболее общие звенья мыслительного процесса находятся в диалектическом единст­ве и взаимодействуют на всех стадиях проек­тирования — от замысла до разработки про­ектной модели. При этом уровень аналитиче­ского исследования и синтетического обобще­ния на каждой стадии различен.

Первоначальный анализ выделяет из про­граммы данные и требования, известное и не­известное, вскрывает специфику процесса, ко­торый должен быть в нем организован. Ана­литическое изучение ситуации, условий, частей, свойств, элементов, сторон и факторов, того, что отличает компоненты объекта друг от дру­га, служит цели выработки схем функциональ­ных связей.

Одновременно с анализом и вслед за ним идет синтез, который вначале позволяет вы­двинуть предположение по поводу возможных связей компонентов, выработать идеи их орга­нического соединения в единое целое. Синтез вскры­вает то общее, что связывает компоненты проектируемого объекта дизайна.

Дальнейший анализ вырабатывает общие и частные критерии оценки — композиционно-художественные, эргономические, технологические, экономиче­ские и эстетические, которые позволяют выяс­нить, в какой степени предлагаемый вариант удовлетворяет важнейшим из них. На этом уровне синтетический метод состоит в рас­смотрении вскрытых анализом сторон объекта, в преодолении противоречий и в конкретиза­ции взаимосвязей. Поиск неизвестного в творческом процессе эскизирования приобретает направ­ленный характер. Каждый новый эскиз — обобщенное выражение предшествующей разработки и в то же время отправной этап дальнейшего хода мыс­ли в направлении преобразования объемно-пространственной структуры, конструктивно-композиционной структуры и формы, принципиальных композиционных схем по законам необходимости, целесообразности и художественной выразительности.

В процессе эскизирования студент высту­пает как исследователь, он тренирует свой ум и приобретает способность критического суж­дения. В этом процессе применяются одновре­менно и во взаимодействии друг с другом способы рассуждения от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедук­ция).

Использование анализа и синтеза, индук­ции и дедукции в процессе построения систе­мы объекта приводит к функциональной ясно­сти, структурности, композиционной целостно­сти проектируемого объекта.

На всех уровнях исследования педагог по­могает студентам в разрешении сложных во­просов, поощряет и поддерживает наиболее содержательные творческие предложения уча­щихся, дает советы, приводит полезные для данной ситуации примеры, раскрывает воз­можности развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог особенно внимателен и осторожен, чтобы содействовать выработке самостоятельного оригинального решения и не нарушить хода творческой мысли.


ПРИНЦИП КОНКРЕТНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


В проблемном проектировании реализуется принцип конкретности проектирования, что оказывает влияние на принципиальную сторо­ну решения, на композиционный прием, объ­емно-пространственную структуру и техниче­ские решения.

При конкретном подходе к объекту проек­тирования с учетом реальных условий каждый студенческий проект приобретает неповтори­мые особенности, обусловленные спецификой проектируемого объекта, поставленной проблемой. Проблемный метод дает возможность, учиты­вая способности и интересы каждого студента, вовлечь его в активную творческую деятель­ность, полезную для всего коллектива. Для нового понимания проектной задачи привлекается до­полнительная информация, которая пробужда­ет новые средства выражения.

От четко организованного поискового эта­па проектирования зависит в конечном счете своеобразие проекта. В этом случае индивиду­ализация решения—оригинальность стано­вится средством достижения определенной це­ли. Развитие замысла каждого студента в же­лаемом аспекте создает возможности углуб­ленной и содержательной работы.

В центре внимания проблемного проектиро­вания находятся актуальные проблемы, ставя­щие своей целью достижение соответствия главных факторов – функциональности, эргономичности, эстетичности - условиям современности.



МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


В дипломном проектировании применения метода опти­мального проектирования. Сфера приложения идей, понятий и методов, использование инновационных технологий, возможностей компьютерного проектирования к области дизайн- проектирования все более расширяется.


ТВОРЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД


Обучение дизайнерскому проектированию способствует формированию твор­ческого мировоззрения студента, раскрывает зависимость между реальными по­требностями современности, её социальными потребностями, устремлениями и творчеством дизайнера.

Дизайнерское творчество рассматривается в единстве его средств и целей. Основной смысл творческой деятельности дизайнера состоит в преобразовании предметно- пространственной среды в интересах человека и общества. Мысли и чувства его выражаются в том, что он делает и как он де­лает. Деятельность дизайнера, которая дает новые результаты, имеющие общественное значение, и есть творчество.

В процессе учебного дизайн-про­ектирования студент овладевает творческим методом, специфика которого в органической сопричастности технического и худо­жественного мышления. Это своеобразный синтез творческих методов художника и конструктора. В процессе проектирования сни­маются противоречия между такими категори­ями, как исследование и воображение, научное понятие и художественный образ, которые в суждениях о науке и искусстве рассматривают­ся как противоположности. В творчестве дизайнера «художественное» и «техническое» выступают подвижными, взаимодополняющими друг друга сторонами творческого процесса.

В творчестве дизайнера соединяется стремление ученого к системе, а художника — к гармонии. В науке единичное выступает в форме общего, в дизайне как искусстве об­щее выступает в форме единичного. Научное мышление объективно, в проектном творчестве соединяются объективное и субъектив­ное. В творчестве дизайнера сочетается обоб­щение с неповторимостью.

В процессе дизайн-проектирования студент стано­вится своеобразным исследователем, знако­мится с существующими подходами к выпол­нению задачи, высказывает свои критические суждения, стремится выразить в проекте ори­гинальную мысль. Новаторская сущность твор­чества проявляется в устремленности в будущее, в современном подходе к органи­зации пространства, структурности построения, использовании новейших технологий и материалов, выражении композиционных закономерностей построения формы и в своеобразии художест­венно-образного истолкования темы.

Художественно-конструкторское проектирование направляет пространственное мышление и структурное воображение студента на цели, предусмотрен­ные программой дисциплины, и формирует творческое соз­нание.



ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА


Во время занятий проектированием раскры­вается творческий характер сознания студен­та — с практической деятельностью неразрыв­но связывается мыслительная.Формируется образ мышления. Всякое мыш­ление исходит из прошлых знаний и соверша­ется на их основе, однако не сводится к репро­дуктивным действиям. В процессе проектиро­вания происходит актуализация ранее приоб­ретенных знаний и перенос прошлого опыта на решение данной задачи. При этом студент сталкивается с конкретной ситуацией и в силу ее неповторимых особенностей должен творчески подойти к поиску решения В процессе проектной деятельности необ­ходимо отметить творческий аспект мышле­ния: способность создавать новое.

Воспитание творческого воображения, на­правленного на создание новых решений, яв­ляется необходимым звеном учебного проекти­рования.

Положительный результат достигается, когда интуитивные поиски настойчиво прове­ряются, уточняются и перерабатываются с

привлечением широкой научной информации методами анализа, синтеза и обобщения.




ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Заключительный этап учебного проектиро­вания состоит в подведении итогов. Итоговый просмотр, оценка и обсуждение проектов проводятся с образовательными и воспитательными целями. Разбор проектов — это средство обучить сту­дентов профессиональному анализу. Только после этого можно считать цикл учебного про­ектирования законченным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!