Описание работы над проблемой
«От традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования»
2017
АВТОР:
Пигарина Ю.А
НАЗВАНИЕ ОПЫТА: усовершенствование практических навыков и творческих способностей студентов с использованием инновационных технологий дизайн-образования.
ДИСЦИПЛИНА: ПМ.01.01 МДК.01.01 Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов.
ПРОБЛЕМА: составление и внедрение учебных и рабочих программ по специальным дисциплинам дизайна и междисциплинарным курсам в соответствии с новыми Государственными стандартами.
ИДЕЯ: от традиционных форм и методов обучения – к инновационным технологиям современного дизайн-образования.
ЦЕЛЬ: формирование у студентов профессиональной компетентности в области разработки художественно-конструкторских(дизайнерских) проектов; усовершенствование методики преподавания дизайн-проектирования как совокупности методов, принципов и организационных форм; реализация творческого потенциала студентов; установление равновесия между интеллектуальным развитием и практической деятельностью.
К особенностям, характеризующим междисциплинарный курс, относятся: необычайное богатство его содержания, большое разнообразие изучаемых тем, подготовительных упражнений и возможностей исполнять проектные задания в соответствии с программой профессионального модуля и курса. Совокупность знаний, навыков и умений, которые должны освоить обучающиеся на занятиях МДК соответствуют требованиям общих и профессиональных компетенций. Формы и методы учебных занятий по МДК закрепляют за педагогом ведущую роль, и должны обеспечить усвоение обучающимися основ профессионального мастерства.
Виды работ и объекты профессиональной деятельности дизайнера предполагают техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале. В связи с этим особенно велика роль практического обучения и в частности работа с макетными материалами. Это способствует формированию у студентов соответствующих знаний, умений и практического опыта в проектировании объектов дизайна. В процессе изучения разделов «Композиция» и «Моделирование», студенты изучают правила, приемы, закономерности композиции; знакомятся с основами моделирования, макетными материалами, их свойствами и конструктивными возможностями, отрабатывают навыки макетирования, выполняя упражнения по формообразованию объектов дизайна; учатся аккуратности и точности выполнения практических заданий.
Поиск идеи и замысла проектного решения, прежде всего, опирается на информацию полученную студентами на подготовительной стадии, которая дает знания о том, что делать, оставляя ответ на вопрос, как нужно делать на период выполнения практической работы – моделирования объекта дизайна в материале. Студенты должны посредством накопленного опыта воспринять и интуитивно отобрать необходимые аналоги и выразить представление об объекте в виде целостного визуального образа. Проектное моделирование имеет своей целью стимулирование творчества и развития у студента творческой фантазии и навыков выявлять представление о объемно-пространственном решении проектируемого объекта в макете.
УЧЕБНОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Современная методика придает учебному проектированию характер единого творческого процесса, соответствующего специфике деятельности дизайнера.
Сущность реального дизайнерского проектирования заключается в создании проектной модели объекта в соответствии с его утилитарно-практической функцией. Проектное моделирование проводится в трех основных формах:
- моделирование, которое представляет собой процедуру проектирования по отдельным стадиям, фиксирующую состояние объекта в графическом виде;
- поисковое моделирование, которое имитирует процесс проектирования в виде серии поисковых макетов для целей оптимизации проектных решений;
-предметное моделирование или макетирование, которое состоит в процессе овеществления наших представлений об оригинале в виде макета.
Под моделью понимается система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета проектирования. Моделирование охватывает работу студента-дизайнера от первичного наброска и эскизного проекта до составления рабочего проекта, являющегося достаточным материалом для воспроизведения проектного решения.
К процессу учебного дизайнерского проектирования, которое строится подобно реальному проектированию, применимо понятие «моделирование». Основная цель учебного проектирования—обучить студента методу проектного моделирования. Учебный процесс охватывает преимущественно работу с объектом моделирования, составление и постепенное усовершенствование в уменьшенных масштабах объемных и пространственных свойств задуманного трехмерного объекта; взаимосвязей его составных частей, конструктивной структуры и внешнего вида.
Сфера учебного дизайнерского проектирования охватывает:
- творческий процесс;
- его непосредственный результат — проектную модель объекта;
-восприятие проекта студентами учебной группы и курса;
- оценку педагогом результатов проектирования.
Учебное дизайн-проектирование — управляемый и программируемый процесс. Ход процесса предусматривается учебным планом дисциплины, планом данного учебного занятия и постановкой целей, которые определяют последовательность и согласованность действий обучаемых. В соответствии с динамикой и закономерностями творческого процесса в этом замкнутом цикле вычленяются три основных качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: подготовительный этап изучения программы-задания, сбора и анализа необходимой информации и выработка целевой установки; этап творческого поиска идеи-замысла проектного решения, который содержит три фазы (исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования);этап творческой разработки и совершенствования принятого эскиза до стадии эскизного проекта— процесс собственно проектирования. Каждому этапу разработки художественно-конструкторского учебного проекта соответствует определенный структурный уровень решения модели и его упорядоченности на основе опыта и способности предвидеть будущие результаты студентом и руководителем. Влияние личности педагога, его творческого опыта и интуиции на результат творческого процесса существенно.
По ряду проектов предусматривается этап художественно-конструкторской разработки проекта. Заключительный этап учебного проектирования состоит в оценке работ и подведении итогов.
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Метод комплексного проектирования целесообразно сочетать с методом проблемного проектирования. Этот метод исходит из того, что обучение требует активного мыслительного процесса, который стимулируется наличием проблематики.
Метод проблемного проектирования сопровождается ясной формулировкой и раскрытием различных аспектов, вытекающих из изучаемой программы проектирования. Постановка перед каждым студентом конкретной проблемы стимулирует поиск и конкретизирует направление творческих усилий. Тем самым проект приобретает четко выраженный замысел. Естественно, что проблема должна вытекать из существа задания и быть для данной программы характерной.
Проблемный метод предполагает серьезные умственные и творческие усилия в преодолении трудности задания, рассматриваемого под углом зрения выдвинутой концепции и сформулированной задачи. При этом творческий процесс, например, эскизирования представляет собой цепь логических операций: постановка проблемы, предвидение конечного результата, отыскание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение.
Проблемное проектирование развивает волевые качества студента, учит его продуктивному мышлению и эвристической творческой деятельности, необходимой для разработки художественно конструкторских проблем.
Проблемная ситуация содержит нечто неизвестное, нераскрытое, предполагаемое. Осознание требований, предъявляемых к объекту в условиях проблемной ситуации, ведет к упорядочению воображения и фантазии обучаемого и гарантирует более реалистическое отношение к работе. Метод проблемного проектирования:
обеспечивает развитие творческих способностей студента и вырабатывает у него инициативу и навыки самостоятельной работы;
учит оценивать формообразующие факторы в изменяющихся конкретных условиях, что развивает логическое и критическое мышление;
предусматривает мотивированный выбор проблемы для каждого студента, направление принципиального решения темы и служит целям постижения нового;
предполагает привлечение каждым студентом особой информации;
используя преимущества группового обучения, позволяет охватить все основные проблемы, которые раскрывают данную тему проектирования;
помогает рассматривать учебную группу как собрание индивидуальностей;
учит творческому сотрудничеству в коллективе группы.
Проблемное проектирование предполагает включение будущего объекта в некоторую конкретную ситуацию, систему связей отношений внешнего и внутреннего позволяет по-новому сформировать проектную модель.
МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе приобретает большое образовательное значение в силу преимуществ этого метода перед традиционными. Студент-дизайнер лишь постепенно научается преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит скорее. Посредством макета мысли автора, его творческий замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.
Дизайнерские макеты имеют иную природу, чем сам объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и потому качественно от него отличаются, они отображают объемно-пространственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Макетирование проводится исходя из основных целей:
- содействовать творческому поиску и наглядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов — в этом случае оно носит характер рабочего макетирования;
- служить для экспериментального изучения определенных закономерностей
- служить иллюстрацией и контрольной проверкой конечного результата проектирования— композиции объекта, тогда макет носит характер чистового макета.
В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного и конструктивного решения.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
В процессе проектирования применяются важнейшие исследовательские методы анализа и синтеза.
Эти наиболее общие звенья мыслительного процесса находятся в диалектическом единстве и взаимодействуют на всех стадиях проектирования — от замысла до разработки проектной модели. При этом уровень аналитического исследования и синтетического обобщения на каждой стадии различен.
Первоначальный анализ выделяет из программы данные и требования, известное и неизвестное, вскрывает специфику процесса, который должен быть в нем организован. Аналитическое изучение ситуации, условий, частей, свойств, элементов, сторон и факторов, того, что отличает компоненты объекта друг от друга, служит цели выработки схем функциональных связей.
Одновременно с анализом и вслед за ним идет синтез, который вначале позволяет выдвинуть предположение по поводу возможных связей компонентов, выработать идеи их органического соединения в единое целое. Синтез вскрывает то общее, что связывает компоненты проектируемого объекта дизайна.
Дальнейший анализ вырабатывает общие и частные критерии оценки — композиционно-художественные, эргономические, технологические, экономические и эстетические, которые позволяют выяснить, в какой степени предлагаемый вариант удовлетворяет важнейшим из них. На этом уровне синтетический метод состоит в рассмотрении вскрытых анализом сторон объекта, в преодолении противоречий и в конкретизации взаимосвязей. Поиск неизвестного в творческом процессе эскизирования приобретает направленный характер. Каждый новый эскиз — обобщенное выражение предшествующей разработки и в то же время отправной этап дальнейшего хода мысли в направлении преобразования объемно-пространственной структуры, конструктивно-композиционной структуры и формы, принципиальных композиционных схем по законам необходимости, целесообразности и художественной выразительности.
В процессе эскизирования студент выступает как исследователь, он тренирует свой ум и приобретает способность критического суждения. В этом процессе применяются одновременно и во взаимодействии друг с другом способы рассуждения от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция).
Использование анализа и синтеза, индукции и дедукции в процессе построения системы объекта приводит к функциональной ясности, структурности, композиционной целостности проектируемого объекта.
На всех уровнях исследования педагог помогает студентам в разрешении сложных вопросов, поощряет и поддерживает наиболее содержательные творческие предложения учащихся, дает советы, приводит полезные для данной ситуации примеры, раскрывает возможности развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог особенно внимателен и осторожен, чтобы содействовать выработке самостоятельного оригинального решения и не нарушить хода творческой мысли.
ПРИНЦИП КОНКРЕТНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В проблемном проектировании реализуется принцип конкретности проектирования, что оказывает влияние на принципиальную сторону решения, на композиционный прием, объемно-пространственную структуру и технические решения.
При конкретном подходе к объекту проектирования с учетом реальных условий каждый студенческий проект приобретает неповторимые особенности, обусловленные спецификой проектируемого объекта, поставленной проблемой. Проблемный метод дает возможность, учитывая способности и интересы каждого студента, вовлечь его в активную творческую деятельность, полезную для всего коллектива. Для нового понимания проектной задачи привлекается дополнительная информация, которая пробуждает новые средства выражения.
От четко организованного поискового этапа проектирования зависит в конечном счете своеобразие проекта. В этом случае индивидуализация решения—оригинальность становится средством достижения определенной цели. Развитие замысла каждого студента в желаемом аспекте создает возможности углубленной и содержательной работы.
В центре внимания проблемного проектирования находятся актуальные проблемы, ставящие своей целью достижение соответствия главных факторов – функциональности, эргономичности, эстетичности - условиям современности.
МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В дипломном проектировании применения метода оптимального проектирования. Сфера приложения идей, понятий и методов, использование инновационных технологий, возможностей компьютерного проектирования к области дизайн- проектирования все более расширяется.
ТВОРЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
Обучение дизайнерскому проектированию способствует формированию творческого мировоззрения студента, раскрывает зависимость между реальными потребностями современности, её социальными потребностями, устремлениями и творчеством дизайнера.
Дизайнерское творчество рассматривается в единстве его средств и целей. Основной смысл творческой деятельности дизайнера состоит в преобразовании предметно- пространственной среды в интересах человека и общества. Мысли и чувства его выражаются в том, что он делает и как он делает. Деятельность дизайнера, которая дает новые результаты, имеющие общественное значение, и есть творчество.
В процессе учебного дизайн-проектирования студент овладевает творческим методом, специфика которого в органической сопричастности технического и художественного мышления. Это своеобразный синтез творческих методов художника и конструктора. В процессе проектирования снимаются противоречия между такими категориями, как исследование и воображение, научное понятие и художественный образ, которые в суждениях о науке и искусстве рассматриваются как противоположности. В творчестве дизайнера «художественное» и «техническое» выступают подвижными, взаимодополняющими друг друга сторонами творческого процесса.
В творчестве дизайнера соединяется стремление ученого к системе, а художника — к гармонии. В науке единичное выступает в форме общего, в дизайне как искусстве общее выступает в форме единичного. Научное мышление объективно, в проектном творчестве соединяются объективное и субъективное. В творчестве дизайнера сочетается обобщение с неповторимостью.
В процессе дизайн-проектирования студент становится своеобразным исследователем, знакомится с существующими подходами к выполнению задачи, высказывает свои критические суждения, стремится выразить в проекте оригинальную мысль. Новаторская сущность творчества проявляется в устремленности в будущее, в современном подходе к организации пространства, структурности построения, использовании новейших технологий и материалов, выражении композиционных закономерностей построения формы и в своеобразии художественно-образного истолкования темы.
Художественно-конструкторское проектирование направляет пространственное мышление и структурное воображение студента на цели, предусмотренные программой дисциплины, и формирует творческое сознание.
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА
Во время занятий проектированием раскрывается творческий характер сознания студента — с практической деятельностью неразрывно связывается мыслительная.Формируется образ мышления. Всякое мышление исходит из прошлых знаний и совершается на их основе, однако не сводится к репродуктивным действиям. В процессе проектирования происходит актуализация ранее приобретенных знаний и перенос прошлого опыта на решение данной задачи. При этом студент сталкивается с конкретной ситуацией и в силу ее неповторимых особенностей должен творчески подойти к поиску решения В процессе проектной деятельности необходимо отметить творческий аспект мышления: способность создавать новое.
Воспитание творческого воображения, направленного на создание новых решений, является необходимым звеном учебного проектирования.
Положительный результат достигается, когда интуитивные поиски настойчиво проверяются, уточняются и перерабатываются с
привлечением широкой научной информации методами анализа, синтеза и обобщения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Заключительный этап учебного проектирования состоит в подведении итогов. Итоговый просмотр, оценка и обсуждение проектов проводятся с образовательными и воспитательными целями. Разбор проектов — это средство обучить студентов профессиональному анализу. Только после этого можно считать цикл учебного проектирования законченным.