СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От творческо-поисковой деятельности к исследованию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даётся авторская трактовка технологии развития экологической культуры учащихся с упором на аксиологический аспект и представлены методические материалы для педагогов эколого-биологического профиля учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, а также преподавателей соответствующих дисциплин учреждений среднего образования:

  • разработки занятий;
  • сценарии проведения тематических мероприятий (Приложение_1);
  • задания для проведения викторин или конкурсов (Приложение_2)

Просмотр содержимого документа
«конкурсная работа»

Государственное учреждение образования

«Гомельский городской центр дополнительного

образования детей и молодежи»

Методическая разработка

От творческо – поисковой

деятельности

к исследованию

Авторы:

Парачук Андрей Валентинович

Сергеенко Сергей Петрович

методисты

Гомель

2016

Введение

В связи с динамическим обострением экологической ситуации на планете выживание человечества связывается с сознательным процессом развития экологической культуры личности. Решение подобного рода проблем невозможно без изменения ценностных ориентаций широких слоёв населения, начиная с детей и молодёжи.

Исходя из изложенного выше, задачей педагога дополнительного образования в рамках экологического воспитания и образования является донесение до учащихся идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также рационального подхода к неизбежному вмешательству человека в естественные природные процессы. Если каждый человек будет жить с учётом соблюдения этих норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистом мире.

В работе даётся авторская трактовка технологии развития экологической культуры учащихся с упором на аксиологический аспект и представлены методические материалы для педагогов эколого-биологического профиля учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, а также преподавателей соответствующих дисциплин учреждений общего среднего образования:

  • разработки занятий;

  • сценарии проведения тематических мероприятий (Приложение 1);

  • задания для проведения викторин или конкурсов (Приложение 2).

Цель: создание условий для экологического образования и воспитания учащихся через вовлечение их в различные виды творческо-познавательной деятельности и сотрудничество с семьёй.

Для понимания сути данного вопроса актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Исходя из этого, основной задачей экологического образования учащихся является получение знаний о природе и воспитание бережного отношения к ней.

Полученные знания формируют у учащихся понятия о ценности природы и жизни, вырабатывают систему умений и навыков взаимодействия с ней, формируют чувство ответственности.

В связи с этим в рамках данной работы рассматриваются следующие направления:

  • создание развивающей экологической среды;

  • работа с учащимися;

  • работа с родителями.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведёт к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач.

В силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер.

Экологические игры подводят учащихся к осознанию своего места и своей роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию экологических проблем современности.

Наиболее популярные виды экологических игр – криптограммы, ребусы, кроссворды и головоломки. Их можно использовать при проведении любых мероприятий, а также на занятиях объединения по интересам и в качестве домашних заданий.

Проблема отношения к природе в последние годы обсуждается многими учеными. Разрабатываются и внедряются проекты и программы, которые, к сожалению, часто затрагивают лишь решение отдельных задач экологического образования. Поэтому актуальной становится разработка и внедрение таких методик обучения и воспитания, которые решали бы все поставленные перед экологическим образованием задачи в комплексе.

Педагогика работает на развитие всех сфер личности ребенка: эмоциональной, познавательной, практической. При этом важно, что именно школа, учреждения дополнительного образования отвечают за «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой.

На фоне многообразных преобразований проблема совершенствования системы отношений детей к природе приобретает еще большую актуальность. Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем такой способ взаимодействия с природой, который гармонично сочетает интересы природы и человека, основан на понимании законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении человеком нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности в отношении окружающей среды, в пропаганде идей рационального природопользования.



В современный период благодаря бурному росту народонаселения планеты, колоссальному развитию производства и несовершенству его технологии, огромному вовлечению природных богатств в сферу жизнедеятельности человека значительно возросло его как прямое, так и косвенное воздействие на природу. Всё это обуславливает необходимость охраны природы и рационального использования её ресурсов. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего поколения (Приложение 3).



Реализация идеи экологического образования осуществляется во всех формах воспитания и образования.

Наиболее актуальны проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. Эффективными являются практические знания, которые строятся таким образом, чтобы перед учащимися стояла задача поиска и решения проблемы. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать и делать выводы).


У

Основные

типы

экологических

знаний

Формирование позитивного отношения к окружающей среде у учащихся через научно - познавательное, эмоционально - нравственное, практически - деятельностное экологическое образование

глубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе всей работы. В систему работы, направленную на развитие экологических знаний, входят олимпиады, недели, праздники.

Взаимодействие учащихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся:

экскурсии, экологические акции, работа на учебно-опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп. В "искусственных" условиях данное взаимодействие реализуется посредством:

экспозиций в живых уголках, созданием искусственных природных ландшафтов, оранжерей, а также путём общения с домашними животными.

Деятельность ребят, организуемая в рамках экологического образования и воспитания, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.

Развитию мышления учащихся помогает применение современных педагогических технологий, а также использование межпредметных связей.

Введение новых педагогических технологий диктуется необходимостью обновления содержания образования. Педагогические технологии, используемые в процессе занятия, решают задачу максимального стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формирование навыка рефлексии, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.



Успех работы зависит от того, как педагог сочетает деятельность учащихся с изучением природной среды.

Принципы экологического обучения и воспитания учащихся




Система экологического воспитания и образования

Образовательный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

Системность излагаемой информации. Интеграция предметных знаний

Конкурсы, выставки, викторины, видеолектории

Экскурсии, научно – исследовательская деятельность, занятия в объединениях по интересам

Проектная деятельность

Практическая работа на территории учебно-опытного участка учреждения образования, трудовые десанты

Осуществление экологического образования является эффективным, если оно осуществляется совместно с родителями и входит в систему семейных ценностей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, его привычки. Слова и дела родителей формируют мир ценностей у детей.

Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна из составляющих частей работы учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. Знания о природе детям системно даёт педагог, но определённое отношение к ней воспитывается в семье.

Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания и обучения.


Все формы работы с родителями в рамках экологического образования должны основываться на педагогике сотрудничества. Схематически данный процесс можно отобразить следующим образом:




Проводя данную работу, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, её микроклимат. При этом используется индивидуальный подход. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры детей существенно дополняет разнообразные формы и методы экологического воспитания.

Традиционными формами работы с родителями являются:

  • родительское собрание на определённую тематику;

  • беседы и консультации;

  • круглый стол;

  • экологические тропы (например: «тропой Берендея»);

  • экологический КВН;

  • день открытых дверей;

  • проекты совместной деятельности;

  • экологические праздники;

  • анкетирование (Приложение 4).

С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от её ресурсов и был вынужден считаться с особенностями образа жизни животных.

Жизнь показывает, что учреждения образования находятся в ответе за правильный выбор учащимися своего дальнейшего жизненного пути. В связи с этим при планировании образовательного процесса значительную роль следует уделить профессиональной ориентации, как составляющей части социального заказа общества на оказываемые образовательные услуги.


Так как занятие — это основная организационная форма образовательного процесса в учреждениях образования, то профессиональная ориентация — составная её часть. Поэтому главным принципом, которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий социально значимых для общества.

Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: профессиональная ориентация на занятиях должна осуществляться путём описания сути профессий с использованием словесных и наглядных методов (беседа, рассказ, видеопрезентация).


Однако часть учащихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как следствие они не владеют спецификой той или иной профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки целей и задач трудового обучения и воспитания, от того как относятся педагоги к успехам учащихся.

К примеру: учебные мастерские для учащихся являются прообразом промышленного предприятия. По ним они судят об организации технологического процесса на промышленном производстве, а о педагогах — как о рабочих, техниках и инженерах, задействованных на нём.

Всё это обуславливает подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, особенно в сфере производства. Ведь именно труд учащихся является той воспитательной силой, без которой невозможна сама профориентация.

Выбор профессии зависит от следующих факторов:

  • информированности о специфике той или иной профессии;

  • знания своих личностных профессиональных предпочтений;

  • умения соотносить квалификационные требования профессии со своими деловыми качествами. В данном вопросе ведущая роль принадлежит специалистам психолого-педагогических служб учреждений образования (Приложение 5).

Ступени профессионального самоопределения учащихся

В ходе реализации мероприятий по экологическому образованию учащиеся должны знать:

  • основы экологической культуры;

  • особенности природы своего родного края;

  • место природы в системе общечеловеческих ценностей;

  • правила бережного отношения к окружающей среде;

  • специфику трудовой деятельности людей, задействованных в профессиях эколого – биологического профиля.

Должны уметь:

  • различать объекты флоры и фауны;

  • вести наблюдение природных явлений под руководством педагога;

  • проводить поисково – исследовательскую деятельность под руководством педагога.

Успешное экологическое просвещение может осуществлено при соблюдении следующих условий:

Исходя из Концепции Экологического образования школьников в Республике Беларусь можно сделать вывод, что экологическое образование и воспитание ― это целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие разумного отношения к природе.

Заключение

Ничто в природе не исчезает бесследно,

кроме окружающей нас среды.

Леонид Сухоруков

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.

Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток, и важно не перейти ту роковую черту, после которой не будет возврата.

В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам.

Не претендуя на полноту и энциклопедичность изложения рассматриваемого материала, авторы надеются, что данная разработка найдёт свою целевую аудиторию, так как она адресована исследователям в области экологического образования и воспитания: педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям учреждений общего среднего образования, родителям учащихся и всем интересующимся вопросами развития экологической культуры личности.

Литература

  1. Акимова, Т. А. Экология. Человек. Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов /Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.

  2. Дзятковская, Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. / Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30.

  3. Дзятковская, Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. / Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 4. с. 9– 13.

  4. Дзятковская, Е. Н., Захлебный, А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. / Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10.

  5. Либеров, А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография / А.Ю.Либеров – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007. – 160 с.

  6. Моисеев, Н. Н. Экология, нравственность и политика. / Н.Н. Моисеев //Вопросы философии. – 1989. – № 5. – с. 3-25.

  7. Моисеев, Н. Н. Экология в современном мире / Н.Н. Моисеев //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8-18.

  8. Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. /Н.Ф. Реймерс. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. – 262 с.

  9. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.


19



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Экологическое тестирование учащихся

Оцени свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.

Вопросы

Да

Нет

1. Хорошо ли ты относишься к природе?



2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?



3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?



4. Заслуживают ли внимания явления природы.



5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно.



6. Все ли явления природы тебя интересуют?



7. Проявляется ли этот интерес в поступках?



8. Ценишь ли ты новизну в природе?



9. Влияет ли природа на твои переживания?



10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?



11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?



12. Любишь ли ты читать  описания природы в книгах?



13. Влияет ли природа на твое поведение?



14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?



15. Часто ли прогуливаешься среди природы?



16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?



17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?



18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?



19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?



20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й?



21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?



22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?



23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?



24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?



25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?





Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Приложение 5

Что вам подходит?

Пара 1:

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

Пара 2:

Помогать больным

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

Пара 3:

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

Следить за состоянием, развитием растений

Пара 4:

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

Пара 5:

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

Пара 6:

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

Пара 7:

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

Пара 8:

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Пара 9:

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

2


Просмотр содержимого документа
«Приложение_1»

Приложение 1

Внеурочное мероприятие по экологии и охране природы

«Давайте беречь природу!»

Внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира. Может быть использовано для работы с учащимися как начальной школы, так и среднего звена.

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Форма проведения: устный журнал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу?  - От человека.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

Чтец: В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек.

Чтец: Кромсаем лёд, меняем рек теченье, 

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Ведущий: Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.   Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

Чтец: «Что имеем, не храним…»

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда!

Ведущий: Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные  в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

Чтец: В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?

Чтец: Была над рекою чаща – березнячок  молодой.

Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.

Кувшинки цвели местами, лилии и трава.

Под свесившимися кустами разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,

В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной.

Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…

Приехал  я через годы – и не узнал места.

Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.

И выбрав на речке место, которое погрязней,

Барахтается семейство блаженствующих свиней.

И душно от испарений, от пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам и тело не освежить…

А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.

Здесь жить и «Братьям нашим меньшим», то есть животным. Как обстоит с ними дело?

Диких животных надо беречь так же, как мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы.

В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено.

Мини сценка «Суд над лягушкой и волком»

Судья: Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка: Ква-ква… Лягушка!

Судья: Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка: Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья: Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.

Лягушка: Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или, чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?

Судья: Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!

Лягушка:  Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья: Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка: Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.

(за сценой слышится кваканье лягушек)

Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)

Судья: Кто следующий? (Вводят волка) о тебе говорят: «Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный: расчетливый, трусливый, хитрый.

Волк: Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.

Судья: Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.

Волк: Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у).

В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.

И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)

Судья: Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.

Ведущий 1: Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного, ни воссоздать уничтоженный вид.

Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё!

Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

Судья: Для естественного эволюционного процесса характерно, когда одни виды исчезают, вытесняемые другими. Но то, что происходит в нашем жестоком мире, не имеет ничего общего с естественным ходом эволюции. Большинство вымерших видов птиц – птицы, жившие на островах и не знавшие необходимости защиты от человека; не встречали они также и хищных спутников человека – кошек, собак и крыс.  И  по мере того, как человек захватывает всё новые и новые территории, процесс вымирания живых существ не прекращается.

Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».

По страницам Красной книги

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются, даже цветы.

Звучит фонограмма "Голоса леса"

Ведущий: Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.

Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей земле.

Рассказ о растениях и животных Красной книги

Чтец: Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
 И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Конкурс "По страницам Красной книги"

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли?  (1963-1965 г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга?  (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР?  (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.  (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

(Зебра-квагга).

3 тур. "В мире птиц"

1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).

2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы). 

4.У какой птицы язык покрыт шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

4 тур. "Негромкая музыка цветов"

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.

(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Путешествие в будущее 

Дорогие экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.

До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.

Правда, людям в соё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.

Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились  к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных заводных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с заводом, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только чучело вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится всё меньше, а отдыхающих на лоне природы всё больше и больше.  И каждый стремится вернуться в город с букетом. Но…

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

Капля воды дороже алмаза.

Девушка: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.

Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её так много на планете – площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.

Девушка: На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.
Девушка: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.

Девушка: Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.
Девушка: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается.

На сцену выходят все участники.

Ведущий: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Девушка: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.

Ведущий: Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё  - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму.

Монолог Природы

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье наградить –

В моей всё это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой… И, наконец,

Солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Ведущий: Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.

Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

Монолог природы:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.

Учащиеся: Мы произнесли фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказила её жизнь. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрёк всё живое на гибель.

Учащиеся: Давайте сохраним

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Ведущий:  Каждый живущий на Земле человек должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе всё взаимосвязано.

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

Заключительное слово:   Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!


0



Просмотр содержимого документа
«Приложение_4»

Приложение 4

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования учащихся и его осуществления в семье.

1. Знаете ли Вы, что такое экология? Дайте своё определение этому понятию.

2. Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?

3. Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой?

4. Есть ли у вас дома животные (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)?

5. Есть ли комнатные растения? Какие?

6. Кто ухаживает за животными или растениями?

7. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?

8. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

9. С какой целью?

10 На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

11. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в классе?

12. Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?

Просмотр содержимого документа
«кроссворд_Лес»

Приложение 2

Кроссворд

«Что известно нам про лес?»

1





2


















3










4







5






















6




7




























8













По горизонтали:

1

Он в лесу стоял, никто его не брал. Хоть в красной шапке модной, но никуда не годный.

мухомор

3

Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается.

гриб

4

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.

ёж

5

С ветки в речку упадёт. И не тонет, а плывёт.

лист

6

Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит.

крапива

8

Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в берлоге снеговой.

медведь

По вертикали:

1

Мы лесные жители ― мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

муравьи

2

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти ― дети, птицы и медведи.

малина

4

Что же это за девица ― не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?

ёлка

7

Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: в ушанке заячьей зимой, а летом с бритой головой.

пень


2


Просмотр содержимого презентации
«кроссворд_Лес»

Что известно нам про лес? КРОССВОРД

Что известно нам про лес?

КРОССВОРД

Вопрос

Ответ

1

2

м

у

х

о

м

о

р

у

а

в

е

й

а

л

н

4

3

г

р

и

б

ё

ж

5

л

и

с

т

л

к

6

7

к

р

а

п

и

в

а

е

н

8

м

е

д

в

е

д

ь

Вопрос 7 (по вертикали): Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: в ушанке заячьей зимой, а летом с бритой головой.

Вопрос 1 (по горизонтали) : Он в лесу стоял. Никто его не брал. Хоть в красной шапке модной, но никуда не годный.

Вопрос 6 (по горизонтали): Растёт зелёный кустик, дотронешься ― укусит.

Вопрос 5 (по горизонтали): С ветки в речку упадет, и не тонет, а плывет.

Вопрос 1 (по вертикали): Мы лесные жители ― мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

Вопрос 4 (по горизонтали): Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.

Вопрос 3 (по горизонтали): Стоит Антошка на одной ножке.

Вопрос 8 (по горизонтали): Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в берлоге снеговой.

Его ищут, а он не откликается.

Вопрос 4 (по вертикали): Что же это за девица ― не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?

Вопрос 2 (по вертикали): Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти ― дети, птицы и медведи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!