МАОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой»
учитель физики Д.И. Криволапова
Планируемые результаты освоения ООП СОО (экологический компонент)
Отбор экологического содержания
Механические явления
Тема курса физики
Физические явления
Затрагиваемые экологические вопросы
Круговорот веществ в природе и промышленном производстве
Физика и техника
Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и общества
Инерция
Очистка воздуха от загрязнения при помощи инерционного газового фильтра
Явление тяготения. Сила тяжести
Сила упругости
Явление выпадения вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и его возможные последствия
Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами
Сила трения
Вредные последствия посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов)
Давление твердых тел
Давление на почву большегрузных машин, тракторов
Вес тела. Перегрузки и невесомость
Значение механических процессов, протекающих в биосфере. Сила тяжести и ускорение свободного падения - важные физические параметры природной сферы. Борьба с загрязнением воды (применение отстойников)
Отбор экологического содержания
Тепловые явления
Тема курса физики
Затрагиваемые экологические вопросы
Молекулы. Диффузия
Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путем диффузии и конвекции. Опасность неправильного применения и хранения минеральных удобрений. Защита атмосферы, воды и почвы от загрязнения
Три состояния вещества
Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия
Притяжение и отталкивание молекул
Несмачивание оперения водоплавающих птиц водой и смачивание его нефтью
Давление в газе и жидкости
Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод
Системы орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия «поворота рек» (уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость ее экономии)
Атмосферное давление на разных высотах
Атмосфера - часть жизненной среды; источник и состав ее загрязнений. Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора (на примере конкретных производств). Уменьшение озонового слоя. Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности распространения выбросов при циклонах и антициклонах. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений
Отбор экологического содержания
Отбор экологического содержания
Цель : формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (в рамках формирования универсальных учебных действий).
Методы : наглядные, практические, словесные, проектные.
Формы: урок-игра, семинары, конференции, практикумы, экскурсии
Основные выводы
1. Согласно ООП СОО экологическое мышление формируется через экологический компонент содержания разных учебных предметов, внеурочную деятельность.
2. Экологизация образования – это единство обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоничная личность.
3. Уходя с урока физики, школьники должны понимать, что окружающий мир и человеческое общество – это единое целое, что каждый житель Земли может внести свой вклад в дело спасения нашей планеты от экологических катастроф.