СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отбор содержания и технологии проектирования занятий на основе новой модели экологизации содержания образования

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень экологической культуры населения - один из критериев цивилизации общества и показатель развития человечества как элемента экосистемы и члена общества. Поскольку многие вопросы охраны окружающей среды соответствуют содержанию и специфики школьного курса физики, их целесообразно рассматривать именно на уроках этого предмета, чтобы учащиеся осознали необходимость знания физики для понимания природных процессов и их изменений под влиянием человеческой деятельности.

    Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжён. Это обусловлено насыщенной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, можно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:

   1) вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала;

   2) они должны излагаться в информативном плане;

   3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому  материалу;

   4) при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретённые на других уроках.

Просмотр содержимого документа
«Отбор содержания и технологии проектирования занятий на основе новой модели экологизации содержания образования»

МАОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой» учитель физики Д.И. Криволапова

МАОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой»

учитель физики Д.И. Криволапова

Планируемые результаты освоения ООП СОО (экологический компонент)

Планируемые результаты освоения ООП СОО (экологический компонент)

Отбор экологического содержания

Отбор экологического содержания

Механические явления Тема курса физики Физические явления Затрагиваемые экологические вопросы Круговорот веществ в природе и промышленном произ­водстве Физика и техника Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и общества Инерция Очистка воздуха от загрязнения при помощи инерцион­ного газового фильтра Явление тяготения. Сила тяжести Сила упругости Явление выпадения вредных частиц пыли и дыма из ат­мосферы на Землю и его возможные последствия Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами Сила трения Вредные последствия посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов) Давление твердых тел Давление на почву большегрузных машин, тракторов Вес тела. Перегрузки и невесомость Значение механических процессов, протекающих в биосфере. Сила тяжести и ускорение свободного падения - важные физические параметры природной сферы. Борьба с загрязнением воды (применение отстойников)

Механические явления

Тема курса физики

Физические явления

Затрагиваемые экологические вопросы

Круговорот веществ в природе и промышленном произ­водстве

Физика и техника

Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и общества

Инерция

Очистка воздуха от загрязнения при помощи инерцион­ного газового фильтра

Явление тяготения. Сила тяжести

Сила упругости

Явление выпадения вредных частиц пыли и дыма из ат­мосферы на Землю и его возможные последствия

Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами

Сила трения

Вредные последствия посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов)

Давление твердых тел

Давление на почву большегрузных машин, тракторов

Вес тела. Перегрузки и невесомость

Значение механических процессов, протекающих в биосфере. Сила тяжести и ускорение свободного падения - важные физические параметры природной сферы. Борьба с загрязнением воды (применение отстойников)

Отбор экологического содержания

Отбор экологического содержания

Тепловые явления

Тема курса физики

Затрагиваемые экологические вопросы

Молекулы. Диффузия

Распространение вредных веществ, выброшенных про­мышленными предприятиями, путем диффузии и конвекции. Опасность неправильного применения и хранения минеральных удобрений. Защита атмосферы, воды и почвы от загрязнения

Три состояния вещества

Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы раз­личными примесями и его последствия

Притяжение и отталкивание молекул

Несмачивание оперения водоплавающих птиц водой и смачивание его нефтью

Давление в газе и жидкости

Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод

Системы орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия «поворота рек» (уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость ее экономии)

Атмосферное давление на разных высотах

Атмосфера - часть жизненной среды; источник и состав ее загрязнений. Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора (на примере конкретных производств). Уменьшение озонового слоя. Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности рас­пространения выбросов при циклонах и антициклонах. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений

Отбор экологического содержания

Отбор экологического содержания

Отбор экологического содержания

Отбор экологического содержания

Цель : формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления  (в рамках формирования универсальных учебных действий). Методы : наглядные, практические, словесные, проектные. Формы: урок-игра, семинары, конференции, практикумы, экскурсии

Цель : формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (в рамках формирования универсальных учебных действий).

Методы : наглядные, практические, словесные, проектные.

Формы: урок-игра, семинары, конференции, практикумы, экскурсии

Основные выводы 1. Согласно ООП СОО экологическое мышление формируется через экологический компонент содержания разных учебных предметов, внеурочную деятельность. 2. Экологизация  образования – это единство обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоничная личность. 3. Уходя с урока физики, школьники должны понимать, что окружающий мир и человеческое общество – это единое целое, что каждый житель Земли может внести свой вклад в дело спасения нашей планеты от экологических катастроф.

Основные выводы

1. Согласно ООП СОО экологическое мышление формируется через экологический компонент содержания разных учебных предметов, внеурочную деятельность.

2. Экологизация образования – это единство обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоничная личность.

3. Уходя с урока физики, школьники должны понимать, что окружающий мир и человеческое общество – это единое целое, что каждый житель Земли может внести свой вклад в дело спасения нашей планеты от экологических катастроф.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!