Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №1»
Отчет:
«Личный вклад педагога в совершенствование
методов обучения и воспитания»
Автор: Стрекалова Оксана Витальевна,
учитель биологии, химии
п. Верхнеднепровский
2022 г.
Введение
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и родителей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Цель: организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:
- в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,
- поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности
обучающихся.
Результаты:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к урокам биологии и химии;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков биологии и химии.
Результаты:
-развитие различных видов мышления;
-углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
- обогащение содержания изучаемого материала.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.
Проектное обучение.
Развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения);
Игровые технологии.
Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это моделирования систем отношений.
Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические
- формируют устойчивую мотивацию учения;
- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Результат:
В процессе использования деловых игр на уроках химии и биологии задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе.
Технология критического мышления.
Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
-способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- учащиеся овладевают умением интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление).
- формирует у учащихся умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология проблемного обучения.
Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)
Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).
Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.
Таким образом, можно выделить следующие признаки используемых технологий:
- ориентированных на получение конкретного результата;
- цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;
- индивидуализация процесса обучения;
- способствует социализации учащихся;
- устанавливают качественно новые взаимоотношения учителя и учащегося на уроке;
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ученика и учителя.
Вывод: основное отличие используемых технологий это практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | результат использования технологий |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности . |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты Методические приёмы: Обновление дидактического материала, -тестирование, -подготовка и использование презентаций, -использование электронных учебников, -участие в сообществах по интересам, -повышения эффективности своей профессиональной деятельности. | - Создание и грамотное оформление творческих работ. - подготовка презентаций, - участие в сообществах по интересам, - участие в онлайн конкурсах, |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Проектные методы обучения | Методические приёмы - умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы, выход содержания проектов за рамки предмета. | Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
Игровые технологии | Методические приёмы - усиление интереса школьников к предмету, - активизации мыслительной деятельности, - объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс. | В процессе использования деловых игр на уроках химии и биологии задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе. |
Технология критического мышления | Методические приёмы - формирование навыков интегрировать информацию, - развитие системного логического мышления, - развивает творческих и аналитических способностей, - корректность по отношению к окружающим. | Умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Рост качества знаний при 100% успеваемости. |
Проблемное обучение | Методические приёмы - развитие у школьников познавательной деятельности, - активное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. | Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Рост качества знаний при 100% успеваемости. |
Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа) | Методические приёмы. Отдельные компоненты - рост объём учебного материала и глубина его понимания; - на формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; - ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; - рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. | Рост качества знаний при 100% успеваемости. |
При применении инновационных технологий встречаются проблемы, рассмотрим пути их решения: возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.
Для решения этой проблемы мною пройдены курсы повышения квалификации по темам:
1. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе "Система работы учителя химии по подготовке обучающихся к ГИА» Удостоверение № 672400904653, рег.номер 50174 от 25.01.2019 года
2. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе "Профессиональная компетентность учителя биологии в условиях цифровизации образования» Удостоверение № 672400905193 рег.номер 50714 от 27.02.2019 года
3. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе "Современное учебное занятие в основной и старшей школе» Удостоверение № 672400926895 рег.номер 72416 от 30.11.2021 года
4. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе " Профессиональная компетентность учителя биологии, географии и химии в условиях цифровизации образования» Удостоверение № 672400927398 рег.номер 72919 от 09.12.2021 года
5. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе " Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» Удостоверение № 67240093370 рег.номер 78981 от 27.04.2022 года
Изучена литература:
Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна,
«Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников,
«Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы. Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера, Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.
Тема самообразования:
«Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроке биологии»
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Литература.
-
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
-
Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru›events/284.html
-
Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
-
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
-
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.