СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о работе на пришкольном опытном участке участку

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о ведение работы на пришкольном участке

Просмотр содержимого документа
«Отчет о работе на пришкольном опытном участке участку»

Утверждаю: Заведующий филиалом МБОУ «Первомайсская средняя общеобразовательная школа» в селе Староклёнское __________Борисов Анатолий Константинович Отчёт о работе на пришкольном учебно-опытном участке Отчёт о работе на пришкольном Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Староклёнское Первомайского района Тамбовской области  Заведующий УОУ Лепихова Татьяна Владимировна 2014- 2015уч.г.

Утверждаю:

Заведующий филиалом МБОУ «Первомайсская средняя общеобразовательная школа»

в селе Староклёнское

__________Борисов Анатолий Константинович

Отчёт о работе

на пришкольном

учебно-опытном

участке

Отчёт о работе

на пришкольном

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

в селе Староклёнское

Первомайского района

Тамбовской области

Заведующий УОУ Лепихова Татьяна Владимировна

2014- 2015уч.г.

Содержание Положение учебно – опытного участка Цели и задачи работы УОУ Паспорт учебно-опытного участка Карта - схема УОУ Технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур Агротехнический план работ на учебно-опытном участке План годовой работы на УОУ Экологическое состояние УОУ Разделы опытнической работы Инструкция по технике безопасности при работе на УОУ Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименования Сельскохозяйственный инвентарь Содержание работы и организация образовательной деятельности на УОУ Организация учебно – опытнической работы Экологические кружки в школе Социально –культурная деятельность Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы. Хозрасчетная деятельность Изготовление наглядных пособий Демонстрационный и раздаточный материал Участие в массовых мероприятиях

Содержание

  • Положение учебно – опытного участка
  • Цели и задачи работы УОУ
  • Паспорт учебно-опытного участка
  • Карта - схема УОУ
  • Технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур
  • Агротехнический план работ на учебно-опытном участке
  • План годовой работы на УОУ
  • Экологическое состояние УОУ
  • Разделы опытнической работы
  • Инструкция по технике безопасности при работе на УОУ
  • Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименования
  • Сельскохозяйственный инвентарь
  • Содержание работы и организация образовательной деятельности на УОУ
  • Организация учебно – опытнической работы
  • Экологические кружки в школе
  • Социально –культурная деятельность
  • Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы.
  • Хозрасчетная деятельность
  • Изготовление наглядных пособий
  • Демонстрационный и раздаточный материал
  • Участие в массовых мероприятиях

Положение о пришкольном учебно-опытном участке филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Старокленское

1.1. Школьный учебно-опытный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.

1.2.  На школьном учебно-опытном участке проводится работа с учащимися 1-3 классов и 5-8 классов в соответствии с программами трудового обучения.

1.3.  Работа учащихся на школьном участке проводится в тесной связи с изучением основ наук.

1.4.  Участок является базой для оснащения кабинета биологии раздаточными материалами.

 

2. Организация земельной площади школьного учебно-опытного участка.

2.1. Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 0,5 га.

2.2. На учебно-опытном участке организуются отделы: овощных, полевых, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, коллекционный, начальных классов, производственный, лекарственных растений.

2.3. Вокруг участка создается искусственная или естественная природа.

 

3. Организация и содержание работы учащихся на школьном учебно-опытном участке.

3.1. Работа учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение.

3.2. Основным содержанием труда учащихся является работа по формированию практических умений и навыков школьников основ с/х труда, опытническая.

3.3. Учителя, привлекаемые к руководству работой учащихся, обучают школьников культуре труда, рациональному использованию времени, выполнению правил техники безопасности, систематически знакомят школьников с гигиеническими правилами и требуют их соблюдения. В летний период к работе на пришкольном участке по согласию обучающихся и родителей (законных представителей) учащиеся проходят трудовую практику по установленному графику:

  5 классы 2 недели по 2 часа

6-8 классы 2 недели по 3 часа.

  3.4. Работа на участке проводится в соответствии со специально разработанным планом, который утверждается директором школы.

 

4. Руководство работой учащихся на школьном учебно-опытном участке.

4.1. Директор школы осуществляет общее руководство работой на участке.

4.2. Непосредственное руководство работой на участке директор поручает учителю биологии или другому учителю школы.

4.3. Заведующий школьным участком несет непосредственную ответственность за состояние школьного учебно-опытного участка, планирует и  организует работу учащихся на нем. Несет ответственность за выполнение плана. По окончании работ заведующий составляет отчет об итогах работы на участке.

4.4. В летний период с наступлением школьных каникул работой учащихся в соответствии с графиком руководят учителя школы, которых инструктирует заведующий участком.

4.5. Педагоги, работающие на пришкольном участке, обязаны проводить с детьми вводный инструктаж и инструктажи на рабочем месте, с соответствующей записью в журнале  и подписями учащихся.

4.6. Дополнительная плата за заведование школьным участком проводится в установленном законом порядке.

4.7. Урожай со школьного участка передается в школьную столовую.

Цель и задачи работы на УОУ    Цель:   привести внешний и содержательный вид учебно-опытного участка в соответствие предъявляемым требованиям нашей школы.   Задачи:     1. Обеспечить глубокие знания закономерностей растительных организмов с помощью опытов и наблюдений, проводимых на УОУ учащимися.    2. Давать возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике.    3. Способствовать развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы.    4. Прививать любовь к родной природе, сельскому хозяйству, повышать интерес к науке.    5. Вести работу по внедрению новых сельскохозяйственных культур.    6. Формировать у учащихся понятия о рациональном использовании земель.    7. Обеспечивать школьную столовую сельскохозяйственными продуктами.    8. Практиковать опытническую работу на УОУ.    9. Использовать возможности УОУ для учебно-воспитательных целей.

Цель и задачи работы на УОУ

  Цель:   привести внешний и содержательный вид учебно-опытного участка в соответствие предъявляемым требованиям нашей школы.

  Задачи:

    1. Обеспечить глубокие знания закономерностей растительных организмов с помощью опытов и наблюдений, проводимых на УОУ учащимися.

   2. Давать возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике.

   3. Способствовать развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы.

   4. Прививать любовь к родной природе, сельскому хозяйству, повышать интерес к науке.

   5. Вести работу по внедрению новых сельскохозяйственных культур.

   6. Формировать у учащихся понятия о рациональном использовании земель.

   7. Обеспечивать школьную столовую сельскохозяйственными продуктами.

   8. Практиковать опытническую работу на УОУ.

   9. Использовать возможности УОУ для учебно-воспитательных целей.

Паспорт учебно-опытного участка 1.Заведующий филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Старокленское - Борисов Анатолий Константинович 2.Заведующий учебно-опытным участком – Лепихова Татьяна Владимировна. 3.Год организации учебно-опытного участка – 1968 год. 4.Материально - технического обеспечение: а) имеется помещение для хранения инвентаря и с/х продукции; б) имеется с/х инвентарь: лопаты, грабли, тяпки, ведра; в) участок обеспечен водой; г) вокруг участка посажена живая изгородь, есть искусственное ограждение;  5. Численность учащихся школы – 98 человек , в том числе: учащихся 5-8 классов - 47 человек.  6. Размер учебно-опытного участка о, 5 га.

Паспорт учебно-опытного участка

1.Заведующий филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Старокленское - Борисов Анатолий Константинович

2.Заведующий учебно-опытным участком – Лепихова Татьяна Владимировна.

3.Год организации учебно-опытного участка – 1968 год.

4.Материально - технического обеспечение:

а) имеется помещение для хранения инвентаря и с/х продукции;

б) имеется с/х инвентарь: лопаты, грабли, тяпки, ведра;

в) участок обеспечен водой;

г) вокруг участка посажена живая изгородь, есть искусственное ограждение;

5. Численность учащихся школы – 98 человек , в том числе:

учащихся 5-8 классов - 47 человек.

6. Размер учебно-опытного участка о, 5 га.

Схема УОУ  Картофель   Опытнический отдел   Тыква Подсолнух фасоль Капуста краснокочанная, цветная Капуста Горох лук Огурцы Капуста Арб уз Свекла цилиндр Салат Дыня Отдел начальных классов Помидор Редис перец Лук Укроп петрушка Лекарственные растения Кабачки

Схема УОУ

Картофель

 

Опытнический отдел

 

Тыква

Подсолнух

фасоль

Капуста краснокочанная, цветная

Капуста

Горох

лук

Огурцы

Капуста

Арб уз

Свекла цилиндр

Салат

Дыня

Отдел начальных классов

Помидор

Редис

перец

Лук

Укроп

петрушка

Лекарственные растения

Кабачки

Технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур

Этапы агротехнологии

1.Подготовка семян к посеву

Правила выполнения и требования к качеству

Отметить год сбора семян.

Подготовка почвы

1.1. Отбор полновесных семян

Сроки

1.2.Обеззараживание

Перекопка почвы и внесение удобрений

проведения

Опустить семена в 3-5% р-р поваренной соли, перемешать, через 3-5 мин. Извлечь осевшие на дно семена и просушить их.

3.Уход за растениями

Внести в грунт под перекопку перегной (привезти из фермы)

Дата:5- 15 -20 -25 30 июня и июля

Апрель-май

Подготовить гряды

3.1. Рыхление

Размеры: 1.2х10м

4. Сбор урожая

семян

Замочить семена в 1%р-ре марганцовокислого калия, выдержать 20 мин. и тщательно промыть водой

Март

май

Дата: по мере требования

Перед проращиванием

Дата посева

1.3. Проращивание семян

Посев семян

3.2. Прополка и про-реживание всходов

На влажной мешковине до наклевывания

3.3. Полив

До цветения поливать 2-4 раза в неделю. В период плодоношения – в соответствии состоянием растений

Норма посева

В солнечную погоду через 7-10дн. В пасмурную-12-15д.

За 1-2 дня посева

3.4. Подкормка

Глубина заделки, см

Растворить в л воды: аммиачной селитры 10-20, суперфосфата 20-30, сернокислого калия 15-20. Расход 10л на 3 кв.м.

3.5.Обработка против вредителей и болезней

Температура почвы

Оценка влажности почвы

3.6.Формирование растений (подвязка, прищипка)

Схема посева

Расстояние между рядами

Агротехнический план работ на учебно-опытном участке Отделы Проводимая работа   Сроки   Отдел начальных классов   Подготовка грядок. Класс   Обработка и боронование почвы   Апрель Посев культурных растений, бобовых Отдел  овощных   культур     Посев по плану опытов Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление) Май   Апрель 1-4   Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление) 5 -8 Май-сентябрь Май-июнь   Июнь-август   Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь)   Июнь   Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев       Июнь   Опрыскивание капусты от вредителей   Обработка почвы   Июль   Отдел полевых культур   Апрель   Посев полевых культур - картофеля     Май   Уход (полив, прополка, рыхление) 5-8   Май-август   Сбор урожая     Август Цветник   Предпосевная обработка почвы   Посадка рассады однолетников   Апрель     Апрель   Посадка в грунт однолетних и многолетних культур 7-8 Оформление клумбы   Май   Уход     Май-август   Сбор семян   Август-октябрь Посадка луковичных Октябрь

Агротехнический план работ на учебно-опытном участке

Отделы

Проводимая работа

 

Сроки

 

Отдел начальных классов

  Подготовка грядок.

Класс

  Обработка и боронование почвы

  Апрель

Посев культурных растений, бобовых

Отдел овощных   культур

 

  Посев по плану опытов

Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)

Май

  Апрель

1-4

  Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)

5 -8

Май-сентябрь

Май-июнь

  Июнь-август

  Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь)

  Июнь

  Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев

 

 

  Июнь

  Опрыскивание капусты от вредителей

  Обработка почвы

  Июль

 

Отдел полевых культур

  Апрель

  Посев полевых культур - картофеля

 

  Май

  Уход (полив, прополка, рыхление)

5-8

  Май-август

  Сбор урожая

 

  Август

Цветник

  Предпосевная обработка почвы

  Посадка рассады однолетников

  Апрель

 

  Апрель

  Посадка в грунт однолетних и многолетних культур

7-8

Оформление клумбы

  Май

  Уход

 

  Май-август

  Сбор семян

  Август-октябрь

Посадка луковичных

Октябрь

План годовой работы на учебно-опытном участке

Сентябрь.

Вводная экскурсия на пришкольный опытный участок. Подведение итогов опытнической работы. Подготовка экспонатов на районную выставку «Юннат». Сбор семян цветочных культур. Уборка моркови, свеклы, картофеля, фасоли, перцев, плодов. Уборка растительных остатков с участка.

Октябрь-ноябрь.

Осенняя обработка почвы с внесением удобрений. Оформление результатов опытной работы и проведение праздника урожая. Изготовление учебно-наглядных пособий. Заготовка почвы для высадки рассады

Декабрь.

Изготовление учебно-наглядных пособий для уроков биологии, занятий кружка.

Январь.

Занятие в кружке.

Февраль-март.

Яровизация клубней с целью пробуждения почек. Работа по ускоренному размножению картофеля. Закладка опыта по сортоизучению овощных культур. Подготовка семенников двулетних овощей к высадке. Посев на рассаду цветочных, овощных культур, обрезка плодовых деревьев, уборка снега с парника.

Апрель.

Знакомство с сортами ведущих сельскохозяйственных культур, их биологическая характеристика. Знакомство с организацией сортоизучения. Выращивание рассады томатов, капусты и тыквенных. Яровизация клубней картофеля. Побелка стволов деревьев, набивка навозом парника, весенняя обработка почвы. Разбивка участка, разметка делянок, посев зерновых культур, моркови, петрушки, укропа.

Май.

Подготовка почвы, внесение удобрений и посев культур, закладка опытов с удобрениями, опытов по сортоизучению с/х культур. Высадка клубней картофеля. Высадка рассады томата, перца, цветочных культур, капусты в парники. Посев столовой свеклы, огурцов, высадка рассады в открытый грунт. Уход за растениями.

Июнь.

Уход за растениями, наблюдение на опытных делянках.

Июль.

Уход за растениями, наблюдение на опытных делянках. Уборка урожая огурцов, томатов.

Август.

Уборка зерновых, учет урожая. Работа по отбору томатов, сбор плодов, выделение семян. Уборка семенников. Уборка урожая огурцов, томатов.

Массовые мероприятия:   Выставка работ юных опытников (сентябрь). Праздник урожая (октябрь). Декады посадки деревьев и кустарников (весна, осень). Конференция юных опытников (декабрь). День птиц (март).

Массовые мероприятия:

  • Выставка работ юных опытников (сентябрь).
  • Праздник урожая (октябрь).
  • Декады посадки деревьев и кустарников (весна, осень).
  • Конференция юных опытников (декабрь).
  • День птиц (март).
 Экологическое состояние УОУ : Площадь учебно-опытного участка 0,5га .Участок хорошо освещён солнцем. Поверхность слегка наклонена на запад, без впадин.   Учебно-опытный участок имеет источник водоснабжения колодец, находится непосредственно во дворе школы Участок расположен рядом со зданием школы, рядом проходит шоссейная дорога с асфальтовым покрытием со средним транспортным потоком. По периметру территории УОУ растут деревья (осина, береза, тополь, оскорь), задерживающий воздушный поток с дороги, снижая тем самым загрязнение участка тяжелыми металлами и пылью. Других источников экологического загрязнения на территории УОУ и в близи него не располагаются.

Экологическое состояние УОУ :

Площадь учебно-опытного участка 0,5га .Участок хорошо освещён солнцем. Поверхность слегка наклонена на запад, без впадин.  Учебно-опытный участок имеет источник водоснабжения колодец, находится непосредственно во дворе школы

Участок расположен рядом со зданием школы, рядом проходит шоссейная дорога с асфальтовым покрытием со средним транспортным потоком. По периметру территории УОУ растут деревья (осина, береза, тополь, оскорь), задерживающий воздушный поток с дороги, снижая тем самым загрязнение участка тяжелыми металлами и пылью. Других источников экологического загрязнения на территории УОУ и в близи него не располагаются.

В 2014-2015 учебном году на учебно-опытном участке заложены следующие опыты:    1  Тема: « Влияние внешних условий на рост цветов» 2.  Тема:   « Влияние внесения перегноя и золы на урожай лука репчатого». 3.  Тема: «Как сохранить картофель до следующего урожая и влияние аномальной жары на урожайность »

В 2014-2015 учебном году на учебно-опытном участке заложены следующие опыты:

1 Тема: « Влияние внешних условий на рост цветов»

2. Тема:   « Влияние внесения перегноя и золы на урожай лука репчатого».

3.  Тема: «Как сохранить картофель

до следующего урожая и влияние аномальной жары на урожайность »

Инструкция по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке

1 .  Общие требования безопасности:

1.1.  Настоящая инструкция распространяется на учащихся (далее работни­ков), выполняющих работу на территории учебно-опытного участка шко­лы.

1.2.  На работника могут воздействовать опасные и вредные производствен­ные факторы (перемещаем грузы, повышенная температура воздуха, повышенная подвижность воздуха, острые кромки, заусенцы, неровности поверхности инструмента, инвентаря, тары).

1.3.  Работник извещает руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем при выполнении работ на учебно-опытном участке, об ухудшении со­стояния своего здоровья, в том числе о появлении признаков острого за­болевания.

2.Требования безопасности перед началом работы:

2.1.  Перед началом работ работник должен:

- Приходить на работу только в рабочей одежде и обуви.

- Застегнуть одетую рабочую одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.

- Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах оде­жды острые, бьющиеся предметы.

- Проверить наличие необходимого для работы оборудования, инвентаря, приспособлений и инструментов.

- Проверить исправность ручного инструмента: правильность насадки ло­паты, вил, граблей, исправность носилок.

  2.2.  Поверхность лопат должна быть ровной, без искривлений и заусениц, вилы и грабли не должны иметь искривленных или выломанных зубцов.

2.3.   Рукоятки носилок не должны иметь трещин, днище носилок должно быть прочно прикреплено к основанию.

2.4.   Садовые ножницы должны иметь ровную рабочую поверхность без ско­лов и зазубрин, должны быть наточены, рукоятки садовых ножниц не должны иметь искривлений.

2.5.  Перенос острого сельскохозяйственного инструмента (лопаты, вилы, грабли) допускается только в вертикальном положении так, чтобы их ра­бочая часть была направлена вниз.

2.6. Обо всех обнаруженных неисправностях работнику необходимо сооб­щить руководителю работ, приступить к работе только после их устране­ния.

3.   Требования безопасности во время работы:

3.1.При выполнении работ работник должен выполнять только ту работу, ко ­ торая была поручена руководителем работ, и по которой был проинст ­ руктирован то технике безопасности.

3.2.Выполнение работ по внесению в почву минеральных удобрений произ ­ водится только педагогами школы. Использование детей для внесения в почву минеральных удобрений не допускается.

3.3.Выполнение работ по побелке штамбов деревьев известью производится только в присутствии руководителя работ.

3.4.   При побелке штамбов деревьев известью не допускается размахивать ки ­ стью во избежание попадания извести на кожу и в глаза окружающим.

3.5.Скашивание травы производится только педагогами и работниками школы. Использование детей для скашивания травы не допускается.

3.6.   При обрезке кустов срезанные ветви должны складываться отдельно, на расстоянии от кустов в кучи.

3.7.Во время обрезки кустов не допускается размахивать садовыми ножни ­ цами, направлять их на окружающих или на себя.

3.8.Сжигание мусора производится только учащимися юношами старше 14 лет, в присутствии руководителя работ.

3.9.При сжигании мусора необходимо до начала работы приготовить проти ­ вопожарный инвентарь, первичные средства пожаротушения, расположив их поблизости от места сжигания мусора.

3.11.При вскапывании почвы лопатой работать попеременно то с правой, то с левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника.

3.12.Работая лопатой, необходимо нагружать ее не более чем на 1/3 штыка.

3.13.Работая вилами, граблями не допускается направлять их рабочую часть на окружающих.

3.14.При переноске тяжестей необходимо равномерно нагружать обе руки, не допуская перегрузки носилок. Руководитель обязан следить за неукосни ­ тельным соблюдением требований Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.2000 №7). Не допускается перенос тяжестей детьми в возрас ­ те до 14 лет.

3.15.При прополке необходимо обязательно работать в перчатках.

3.16.При уборке картофеля вручную лопатами работникам не производить копку друг около друга, а также выборку ближе 1м. от копки, чтобы не причинить травму лопатой себе и окружающим.

3.17.Запрещается разбрасывать картофель по полю и бросать друг в друга.

4 .   Требования безопасности в аварийной ситуации: 4.1. В случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и здоровью ра­ботников, при травме одного из работников, при поломке инструмента, инвентаря, необходимо прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ. К работе можно приступить только после получе­ния соответствующего разрешения. 5.   Требования безопасности по окончании работы: 5.1.  По окончании работы необходимо: -        очистить инвентарь от земли, лично сдать его руководителю работ, снять рабочую одежду и тщательно вымыть руки. -        Убрать рабочий инструмент в подсобное помещение . 5.2.  Обо всех недостатках или неполадках при выполнении работ работник  должен сообщить руководителю работ.

4 .   Требования безопасности в аварийной ситуации:

4.1. В случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и здоровью ра­ботников, при травме одного из работников, при поломке инструмента, инвентаря, необходимо прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ. К работе можно приступить только после получе­ния соответствующего разрешения.

5.   Требования безопасности по окончании работы:

5.1.  По окончании работы необходимо:

-        очистить инвентарь от земли, лично сдать его руководителю работ, снять рабочую одежду и тщательно вымыть руки.

-        Убрать рабочий инструмент в подсобное помещение .

5.2.  Обо всех недостатках или неполадках при выполнении работ работник должен сообщить руководителю работ.

Материально – техническое обеспечение Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименования В соответствии с программами по сельскохозяйственному труду и биологии на нашем учебно – опытном участке размещены следующие отделы: Общая площадь УОУ 0,5 га отдел производственный 0.18га отдел овощных культур 0.12 га отдел начальных классов 0.02 га коллекционный участок 0.03га Дендрологический отдел 0,05га отдел цветочно-декоративных растений- 0,10га  Отделы учебно-опытного участка: Отделы Производственный учебно-опытного Площадь (га) участка Число  представленных Овощной 0,18 Начальных классов 15 видов и сортов 0,12 Коллекционный 0,02 растений 10 Дендралогический 5 0,03 12 Цветочно - декоративный 0,05 14 0,10 50

Материально техническое обеспечение

Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименования

В соответствии с программами по сельскохозяйственному труду и биологии на нашем учебно – опытном участке размещены следующие отделы:

Общая площадь УОУ 0,5 га

  • отдел производственный 0.18га
  • отдел овощных культур 0.12 га
  • отдел начальных классов 0.02 га
  • коллекционный участок 0.03га
  • Дендрологический отдел 0,05га
  • отдел цветочно-декоративных растений- 0,10га

Отделы учебно-опытного участка:

Отделы

Производственный

учебно-опытного

Площадь (га)

участка

Число представленных

Овощной

0,18

Начальных классов

15

видов и сортов

0,12

Коллекционный

0,02

растений

10

Дендралогический

5

0,03

12

Цветочно - декоративный

0,05

14

0,10

50

Отделы учебно-опытного участка:

1.Производственный отдел .Выращивается продукция овощных культур для обеспечения школьной столовой.

2. Овощной отдел играет важную роль, так как на нем проводится основная опытническая работа. В этом отделе были представлены различные семейства: крестоцветные (капуста, редис), зонтичные (морковь, петрушка), тыквенные (огурец, кабачок, тыква), пасленовые (томаты, перцы).

3.Отдел начальных классов представлен 4 грядками, на которых выращивают однолетние овощные растения. В отделе используется принцип чередования культур. Отдел предназначен для привития  элементарных навыков и умений в уходе за растениями.

Учащиеся начальных классов выращивали цветочные растения (разновидности бархатцев, циннию, календулу) и бобовые ( горох и фасоль)

4.Коллекционный отдел.

Состоит из трёх подотделов: морфологии растений, систематики растений, коллекционного подотдела, отдела лекарственных растений.

5.Дендрологический .

Включает деревья и кустарники произрастающие на территории пришкольного участка. Это береза, клен, ель, тополь, черёмуха, боярышник, шиповник и др.

6.Цветочно-декоративный отдел : Выращиваются красивые однолетние и многолетние цветы, которые украшают всю школу.

Малая механизация

Мококоса – год приобретения 2013.

Предназначена для благоустройства территории школы, УОУ.

Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др. Таблица п/п Название, 1 Грабли 2 Назначение орудия Есть в наличии Для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян Вилы садовые 3 4 10 Для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов Лопата штыковая 5 1 Лопата совковая Для перекопки почвы Для благоустройства территории, для различных работ в УОУ 10 Мотыги 6 2 Для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок. Рыхлитель-кошка 7 8 Лейка с разбрызгивателем 8 Для рыхления почвы в рядках и междурядьях 1 9 Ведро Для полива растений Для полива, сбора урожая 4 Косы 10 8 Секаторы 11 Для благоустройства территории 2 Для срезки веток деревьев, кустарников Веники 2 Для уборки территории 7

Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др.

Таблица

п/п

Название,

1

Грабли

2

Назначение орудия

Есть в наличии

Для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян

Вилы садовые

3

4

10

Для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов

Лопата штыковая

5

1

Лопата совковая

Для перекопки почвы

Для благоустройства территории, для различных работ в УОУ

10

Мотыги

6

2

Для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок.

Рыхлитель-кошка

7

8

Лейка с разбрызгивателем

8

Для рыхления почвы в рядках и междурядьях

1

9

Ведро

Для полива растений

Для полива, сбора урожая

4

Косы

10

8

Секаторы

11

Для благоустройства территории

2

Для срезки веток деревьев, кустарников

Веники

2

Для уборки территории

7

Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др.

Продолжение таблицы

№ п/п

12

Название,

Семена и посадочный материал:

Назначение орудия

Есть в наличии

Картофель «Жуковский»

В достаточном

Тыква «Гитара»

Кабачки «Грибовский», «Цукини»

количестве

Помидоры «Благовест», «Гном», «Новичок», «Чудо рынка»

Огурцы «Малыш», «Мурашка», «Журавленок»

Морковь «Шантанэ», «Московская поздняя».

Свекла столовая «Бардо», «Цилиндра».

Сладкий перец «Золотой трюфель», «Воловье ухо», «Ромео»

Петрушка «Богатырь»

Укроп «Кустовой»

Капуста  «Слава», «Московская поздняя», «Атрия»

Арбузы «Огонек», «Подмосковный Чарльстон»

Дыня «Сластена», «Симпатия»

Лук – чернушка «Бессоновский»

Семена цветочно-декоративных растений: астры, циннии, бархатцы (низкие, высокие), осенние хризантемы, махровые календулы, агератум, сальвия, львиный зев и др.

Для полива участка имеется колодец

Подсобное помещение школьной столовой , подвал для хранения овощей.

Кабинет биологии, информатики, библиотека

Подсобное помещение для хранения инвентаря

Противопожарный инвентарь

Сельхозинвентарь, предметы гигиены труда, аптечка медицинская.

Содержание работы и организация образовательной деятельности на УОУ Работа на пришкольном участке осуществляется по календарному плану УОУ, принимаемому на общем собрании школы и утвержденному приказом заведующего филиалом. Содержание работы отвечает требованиям программ по технологии(Сельскохозяйственный труд), биологии, экологии и технологии. Обучающиеся трудятся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроках технологии (с/х), а также на практическое работы по биологии, экологии, природоведению в соответствии с программой и во время летней трудовой практике. При изучении биологии в 6 классе по темам «Рост и развитие растений», «Вегетативное размножение растений» на УОУ проводились наблюдения за надземными прорастанием растений, за способами вегетативного размножения цветковых растений. При изучении природоведения в 5 классе проведены практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке, где дети подсчитывают количество поврежденных и неповрежденных человеком деревьев и кустарников».

Содержание работы и организация образовательной деятельности на УОУ

Работа на пришкольном участке осуществляется по календарному плану УОУ, принимаемому на общем собрании школы и утвержденному приказом заведующего филиалом. Содержание работы отвечает требованиям программ по технологии(Сельскохозяйственный труд), биологии, экологии и технологии.

Обучающиеся трудятся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроках технологии (с/х), а также на практическое работы по биологии, экологии, природоведению в соответствии с программой и во время летней трудовой практике. При изучении биологии в 6 классе по темам «Рост и развитие растений», «Вегетативное размножение растений» на УОУ проводились наблюдения за надземными прорастанием растений, за способами вегетативного размножения цветковых растений. При изучении природоведения в 5 классе проведены практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке, где дети подсчитывают количество поврежденных и неповрежденных человеком деревьев и кустарников».

Сеет Катенька салат,  А помощник — Катин брат. Возле школы, там и тут Лена сеет лук-батут.  Производственный отдел Огород требует забот – это не для кого не секрет. Одни работы здесь плавно перетекают в другие. Если хочешь получить хороший урожай – славную морковку, знатную свёклу, крепкую капусту, широкощёкую тыкву – надо потрудиться. Ежегодно овощи, выращенные на учебно-опытном участке, используются для горячего питания учащихся в школьной столовой. Славный труд на огороде –  Он полезным признан вроде. Разрыхлить, перекопать,   Проредить, черенковать. Подкормить и удобрять – И, конечно, поливать.

Сеет Катенька салат, А помощник — Катин брат.

Возле школы, там и тут

Лена сеет лук-батут.

Производственный отдел

Огород требует забот – это не для кого не секрет. Одни работы здесь плавно перетекают в другие. Если хочешь получить хороший урожай – славную морковку, знатную свёклу, крепкую капусту, широкощёкую тыкву – надо потрудиться. Ежегодно овощи, выращенные на учебно-опытном участке, используются для горячего питания учащихся в школьной столовой.

Славный труд на огороде – Он полезным признан вроде.

Разрыхлить, перекопать, Проредить, черенковать.

Подкормить и удобрять –

И, конечно, поливать.

У забора Глеб с Бориской  Сеют репу и редиску. Летом вырастут культуры,  Очень разной все фактуры.  Кто стоит, а кто сидит,  И на солнышко глядит.  Людям некогда сидеть,  И по сторонам глядеть.  То картошку подокучить,  То из листьев собрать кучу. Осень–время урожая,  Надо овощи собрать,  Просушить, сортировать,  В подпол школы всё убрать.

У забора Глеб с Бориской Сеют репу и редиску.

Летом вырастут культуры, Очень разной все фактуры. Кто стоит, а кто сидит, И на солнышко глядит.

Людям некогда сидеть, И по сторонам глядеть. То картошку подокучить, То из листьев собрать кучу.

Осень–время урожая, Надо овощи собрать, Просушить, сортировать, В подпол школы всё убрать.

Душистая петрушка. Отдел овощных культур Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 – 4  годичный севооборот.  В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка, капуста, огурец, перец, кабачки, тыква, арбузы, дыня. Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортами  овощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ .  Петрушка, укроп На первой грядке Кудрявые посадки. В салатах применима, Ничем не заменима, Хозяйкам всем подружка – Томаты На вторую грядку глянем- Овощ тот растет рядами Белладонне, говорят Он как будто сводный брат Ядовит?!Ну просто взор! Это овощ помидор

Душистая петрушка.

Отдел овощных культур

Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 – 4  годичный севооборот.  В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка, капуста, огурец, перец, кабачки, тыква, арбузы, дыня. Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортами  овощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ .

Петрушка, укроп

На первой грядке

Кудрявые посадки.

В салатах применима,

Ничем не заменима,

Хозяйкам всем подружка –

Томаты

На вторую грядку глянем-

Овощ тот растет рядами

Белладонне, говорят

Он как будто сводный брат

Ядовит?!Ну просто взор!

Это овощ помидор

Свекла, морковь К третьей грядке подойдем,  Корнеплод другой найдём. Он такой чудесный овощ,  Для хозяек просто помощь.  Винегрет, борщ, квас, икра…  Всюду быть должна свекла. Огурцы На четвёртой грядке Овощ, что играет в прятки. Под листами прячется, Чтобы не маячиться. Тот зелёный молодец Носит имя огурец. Капуста  Когда надо, мы подкормим, Когда надобно, удобрим,  И рыхлить не забываем,  И водицею снабжаем. От внимания такого Капуста выглядит на « 5 »

Свекла, морковь

К третьей грядке подойдем,

Корнеплод другой найдём.

Он такой чудесный овощ,

Для хозяек просто помощь.

Винегрет, борщ, квас, икра…

Всюду быть должна свекла.

Огурцы

На четвёртой грядке

Овощ, что играет в прятки.

Под листами прячется,

Чтобы не маячиться.

Тот зелёный молодец

Носит имя огурец.

Капуста

Когда надо, мы подкормим,

Когда надобно, удобрим,

И рыхлить не забываем,

И водицею снабжаем.

От внимания такого Капуста выглядит на « 5 »

Лук Луковица золотая Круглая, литая   Есть у ней один секрет –  Нас она спасет в обет: Может вылечить недуг Вкусный и душистый лук Картофель А на пятой грядке – ах- Он растёт, как на дрожжах. Будем есть его зимою Всей огромною семьёю. Перец  – южное растение,  Он густой, не любит тени, Он на солнышке растет  Свет лучистый перец пьет. Любит влагу и полив, Красный, желтый,он красив!

Лук

Луковица золотая

Круглая, литая

Есть у ней один секрет –

Нас она спасет в обет:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук

Картофель

А на пятой грядке – ах-

Он растёт, как на дрожжах.

Будем есть его зимою

Всей огромною семьёю.

Перец – южное растение,

Он густой, не любит тени,

Он на солнышке растет

Свет лучистый перец пьет.

Любит влагу и полив,

Красный, желтый,он красив!

Соком земли она напилась, Мякоть у дыни сладка и вкусна, И витаминов к тому же полна  Тыква Выросла высокая, Не обнять – широкая, Не поднять – тяжелая Тыква ярко – желтая. Арбуз  Посмотрите – ка, арбуз,  Вот забавный карапуз! Сверху важный, гладкий, А внутри – то сладкий.  Дыня Дыня на грядке лежит, развалясь, Соком земли она напилась, Мякоть у дыни сладка и вкусна, И витаминов к тому же полна.

Соком земли она напилась,

Мякоть у дыни сладка и вкусна,

И витаминов к тому же полна

Тыква

Выросла высокая,

Не обнять – широкая,

Не поднять – тяжелая

Тыква ярко – желтая.

Арбуз

Посмотрите – ка, арбуз,

Вот забавный карапуз!

Сверху важный, гладкий,

А внутри – то сладкий.

Дыня

Дыня на грядке лежит, развалясь,

Соком земли она напилась,

Мякоть у дыни сладка и вкусна,

И витаминов к тому же полна.

Работа 7 класса .Посадка капусты Работа 7 класса. Уборка моркови Работа 7 класса. Рыхление свеклы Уборка урожая подсолнуха. 8 класс

Работа 7 класса .Посадка капусты

Работа 7 класса. Уборка моркови

Работа 7 класса. Рыхление свеклы

Уборка урожая подсолнуха. 8 класс

Отдел начальных классов . Учащиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные растения, проводят опыты по влиянию площади питания, освещенности, полива и другие в соответствии с программой по окружающему миру и технологии. Выращивают на цветниках декоративные растения. Работа 4 класса. Прополка цветов

Отдел начальных классов .

Учащиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные растения, проводят опыты по влиянию площади питания, освещенности, полива и другие в соответствии с программой по окружающему миру и технологии. Выращивают на цветниках декоративные растения.

Работа 4 класса. Прополка цветов

Коллекционный отдел Цель коллекции - показать многообразие растений, что будет способствовать развитию у ребят интереса к ним, науке биологии, формированию эстетических вкусов. Семейство лилейных - лук; крестоцветные - капуста, кольраби; розоцветные - земляника; бобовые - горох, бобы, фасоль; пасленовые - перец, томаты; зонтичные - петрушка, укроп; гречишные — щавель, бахчевые - арбуз, дыня. Работа 7 класса. Рыхление моркови Работа 7 класса. Окучивание помидор   Работа 8 класса. Уборка свеклы

Коллекционный отдел

Цель коллекции - показать многообразие растений, что будет способствовать развитию у ребят интереса к ним, науке биологии, формированию эстетических вкусов. Семейство лилейных - лук; крестоцветные - капуста, кольраби; розоцветные - земляника; бобовые - горох, бобы, фасоль; пасленовые - перец, томаты; зонтичные - петрушка, укроп; гречишные — щавель, бахчевые - арбуз, дыня.

Работа 7 класса. Рыхление моркови

Работа 7 класса. Окучивание помидор

Работа 8 класса. Уборка свеклы

Отдел цветочно-декоративных растений

В школе цветочно-декоративные растения должны служить прежде

всего для эстетического воспитания учащихся. Цветы с давних пор

украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом.

Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его

понимать и ценить прекрасное.

Любовь к цветам, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь. Цветочно-декоративный отдел включает в себя цветники, расположенные на переднем плане школы, а также Азбуку цветов. Отдел представлен клумбами на которых в основном выращиваются 1-2 летние  растения как астры, бархатцы, настурция, петуния, цинния, цинерария, кохия, львиный зев и др. А также многолетние цветы лилии, ирисы, флоксы и др.

В основе размещения цветочно-декоративных растений положены следующие принципы размещения:

- принцип использования приемов благоустройства территории - клумбы

- принцип эстетического оформления участка.

Для оформления школьного участка мы отобрали такие кустарники как черемуха, жасмин, гортензия, шиповник, калина.

Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормка). В соответствии с программой в этом отделе работают учащиеся 5-х классов. Растения этого отдела используются на уроках биологии при изучении органов цветкового растения, семейств цветковых растений, во время экскурсий.

Отдел предназначен для знакомства с различными цветочно-декоративными растениями, привития умений и навыков выращивания растений и ухода за ними, воспитания чувства прекрасного, выполнения опытнических работ, освоения приемов озеленения территории

А–астра,агератум  Б–Бархотка  В–василек   Г–гипсофила розовая, однолетняя георгина  Д–дельфиниум однолетний   З – зорька   И – иберис , ирис  Л – лилии, ленок декоративный К – кореопсис, космея  М – маттиола  Н –нарциссы  П – петуния гибридная, портулак   Р – резеда   С – сальвия   Т – тагетис, тюльпаны  Ф – флоксы Х – хатьм Ц- циния Э- эшшольция

А–астра,агератум Б–Бархотка В–василек  Г–гипсофила розовая, однолетняя георгина Д–дельфиниум однолетний  З – зорька  И – иберис , ирис Л – лилии, ленок декоративный

К – кореопсис, космея 

М – маттиола Н –нарциссы П – петуния гибридная, портулак Р – резеда  С – сальвия

Т – тагетис, тюльпаны Ф – флоксы

Х – хатьм

Ц- циния

Э- эшшольция

Дендрологический отдел Важное место в озеленении школьной территории занимает дендрарий.  Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников. Располагается  по периметру школы и в других отделах УОУ. Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп. Он насчитывает порядка двух десятков пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.  Кустарники служат живой изгородью (шиповник, боярышник).  В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: береза пушистая, береза, клен обыкновенный, рябина обыкновенная, сосна , ель, черемуха обыкновенная,  жимолость обыкновенна, можжевельник.  Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий.

Дендрологический отдел

Важное место в озеленении школьной территории занимает дендрарий.

Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников.

Располагается  по периметру школы и в других отделах УОУ.

Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп.

Он насчитывает порядка двух десятков пород деревьев и кустарников

и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.

Кустарники служат живой изгородью (шиповник, боярышник).

В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: береза

пушистая, береза, клен обыкновенный, рябина обыкновенная, сосна , ель, черемуха обыкновенная,  жимолость обыкновенна, можжевельник.  Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий.

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии и сельскохозяйственному труду, которые актуальны в наших условиях и обеспечены семенами. Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной и на контрольной делянках были одинаковы. Чтобы данные опыта могли считаться достоверными, площадь каждой делянки должна быть не менее 2м 2 . Далее мы составляем и вычерпываем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.  

Дневник опытной работы 1.Тема опыта.

2.Цель проведения опыта.

3.Условия проведения опыта.

4.Схема опыта

5.Методика проведения опыта.

6.Наблюдения.

7.Выводы

8.Агротехнические мероприятия, наблюдения и учет.

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Опыт №1

Опыт №1

Опыт №2

Опыт №2

 Опыт №3

Опыт №3

Детские объединения экологического направления  Слово «Экология» дословно переводится как «наука в доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.  В нашей школе работают кружки экологического направления «Экология вокруг нас», «Путешествие с домашними растениями» они позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивают более надёжные основы экологической ответственности младших и средних школьников, так как экологическое образование предполагают развитие установки на этическое поведение в природе и социуме и её личностное осознание.   Ведущая идея – развитие экологического сознания и культуры о растениях и животных своего края.   Кружок «Экология вокруг нас» Разработчик: Новикова М.Ю. Учитель начальных классов Возраст детей: 9 лет Срок реализации:1 год

Детские объединения экологического направления

Слово «Экология» дословно переводится как «наука в доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру. 

В нашей школе работают кружки экологического направления «Экология вокруг нас», «Путешествие с домашними растениями» они позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивают более надёжные основы экологической ответственности младших и средних школьников, так как экологическое образование предполагают развитие установки на этическое поведение в природе и социуме и её личностное осознание.  Ведущая идея – развитие экологического сознания и культуры о растениях и животных своего края.  Кружок «Экология вокруг нас»

Разработчик: Новикова М.Ю.

Учитель начальных классов

Возраст детей: 9 лет

Срок реализации:1 год

Пояснительная записка

Кружок «Экология вокруг нас»» для младших школьников разработана как дополнение к курсу окружающего мира в начальной школе.

Кружок предназначается для 1 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 40 занятий (1 час в неделю).

В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.

Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Направление:   общекультурное, социальное

Цель:  развить воспитательный и развивающий потенциал природоведческих и общекультурных знаний, обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

  Он призван решать следующие  задачи:

  • расширение энциклопедических представлений младших школьников;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  • Развивать общекультурные навыки первоклассников;
  • Учить «общаться» с живой природой

К концу года учащиеся должны знать:

  • Простейшие элементы ориентирования на местности.
  • Связь между человеком и природой.
  • Природа родного края.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  • Различать изученные группы растений и животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  • Выполнять правила поведения в природе.
  • Изготовлять домики для птиц.
  • Изготовлять экологические памятки.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ

(из расчёта 1 час в неделю. Всего 40 часов)

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.

  • Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
  • Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
  • Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и области. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
  • Экологическая сказка.
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи». Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа. Охраняемые растения Саратовской области Лекарственные растения Саратовской области. Ядовитые растения области. Причины сокращения численности и меры их охраны. Мастерим домики для птиц – 2 часа. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей. Подготовка и проведение КВНов экологического содержания. Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа. Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье . Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

  • Охраняемые растения Саратовской области
  • Лекарственные растения Саратовской области.
  • Ядовитые растения области.
  • Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц – 2 часа.

  • Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

Кружок «В мире комнатных растений»

Разработчик: Зубцов В.С.

Учитель биологии

Возраст детей:11-12 лет

Срок реализации:1 год

Пояснительная записка

Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах очищает воздух.

Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.

Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.

Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках ботаники на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.

Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок — комплексными удобрениями, минеральными удобрениями для регуляции различных этапов роста и развития растений. Помимо этого дети учатся работать со справочной литературой по цветоводству.

Кружок «В мире комнатных растений» рассчитан на учащихся 5-6 классов.

Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по биологии.

Также целью кружка является проведение практических работ по озеленению школы, уход за цветами в школе и использование знаний, умений и навыков, полученных в кружке для озеленения собственного жилища.

Одна из задач кружка – познакомить ребят с использованием целительных свойств комнатных растений, их применением в фототерапии и для оздоровления и очищения своего жилища. А также познакомить кружковцев с комнатными растениями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье человека и не рекомендуемые для разведения в жилых помещениях, ядовитыми комнатными растениями.

Умения и навыки

• Определять названия комнатных цветов, правильно ухаживать за разными комнатными растениями в разные времена года, правильно пересаживать, размножать, поливать, опрыскивать, подкармливать, составлять почвенные смеси для пересадки цветов.

• Правильно располагать растения в комнате в зависимости от требований к свету и температуре.

• Определять самых распространенных вредителей и болезни.

• Определять по внешнему виду растений недостаток в основных химических элементах.

• Применять знания о целебных свойствах комнатных растений для поддержания своего здоровья.

• Работать с дополнительной литературой по цветоводству.

• Бороться с вредителями и болезнями разными способами.

• Правильно размножать растения в жилых помещениях.

• Использовать комнатные цветы для очищения и оздоровления атмосферы в дом

Календарно-тематическое планирование

35 часов, 1 час в неделю

1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, целями кружка. Ознакомление с разнообразием комнатных растений кабинета биологии. Просмотр сохранившихся цветов за летний период. Размещение цветов в кашпо по школе. 1 ч

2. История комнатного цветоводства. Значение комнатных растений в жизни человека (эстетическое, целебное и др.) Знакомство с литературой по комнатному цветоводству. 1 ч

3-4 Особенности ухода за комнатными растениями в осенний период. Правила расположения растений в жилом помещении, их влияние на атмосферу в доме. Уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление).2ч

5-6. Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними. Проведение методов борьбы с вредителями и болезнями.2ч

7-8. Посуда для цветковых растений.

Значение правильно подобранного цветочного горшка. Особенности пластмассовых и глиняных горшков и их влияние на развитие корневой системы растений.

Уход за цветочными горшками. 2ч

9-10. Изучение приемов пересадки, перевалки комнатных растений. Пересадка растений в новые емкости. 2ч

11-12. Красивоцветущие комнатные растения (бегонии, глоксинии, герани, розы, хризантема), их родина, биологические особенности, видовое разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства. 2 ч

13-14 Паспортизация растений кабинета биологии и школы. 2 ч

15. Создание условий для выращивания растений в период отопительного сезона. 1ч

16-17. Знакомство с фосфорными, калийными удобрениями — их влияние на развитие растений (рост, цветение). Подкормка комплексными удобрениями. 2ч

18. Формирование кроны, изучение методов прищипки в условиях комнатного цветоводства. Практическое занятие по прищипке растений. 1ч

19. Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период. 1ч

20-21. Кактусы, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. Исцеляющие свойства кактусов. Уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление). 2ч

22. Суккуленты, их родина, биологические особенности, разнообразие, содержание. Целебные свойства алоэ, каланхоэ, молочаев. 1ч

23. Особенности ухода за комнатными цветами весной. 1ч

24-25. Питание комнатных растений из почвы. Подкормки. Внешние признаки растений при недостатке различных химических элементов. 2ч

26-27. Ампельные растения. Разнообразие видов, биологические особенности и требования к уходу, целебные свойства (традесканция, плющ, хлорофитум). 2

28-29. Цитрусовые, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства комнатных цитрусовых. 2 ч

30-31. Почвы, почвосмеси для выращивания комнатных растений. Составление земляных смесей, пересадка, подкормка комнатных цветов. 2ч

32. Сказания, легенды, мифы о комнатных растениях. Профилактический осмотр всех комнатных растений, проведение борьбы с вредителями и болезнями. 1 ч

33. Целебные растения в комнате. Растения «врачи» и «вампиры». 1 ч

34. Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности. 1ч

35. Особенности ухода за комнатными цветами в летний период. Подведение итогов работы кружка. 1ч

Литература для изучения 1. Б.Н. Головкин «Энциклопедия комнатного цветоводства» 2. Н.Н.Верзилин «Путешествие с комнатными цветами» 3. В.А.Родина «Цветоводство» 4. Е.Сербина «Комнатные растения» 5. Р.А.Удалов «В мире кактусов» 6. С.Березкина «Комнатные растения, позитивное влияние на самочувствие» 7. С.Н. Приходько «Лечебница на подоконнике» 8. Г.Б.Гортинский «Целебные растения в комнате» 9. Д.А.Муравьева «Тропические и субтропические лекарственные растения» 10. М.А.Кузнецова «Сказания и легенды о лекарственных растениях» 11. Н.И.Клиновская «Комнатные растения в школе» 12. В.И.Серпухова «Комнатные и балконные растения»

Литература для изучения

1. Б.Н. Головкин «Энциклопедия комнатного цветоводства»

2. Н.Н.Верзилин «Путешествие с комнатными цветами»

3. В.А.Родина «Цветоводство»

4. Е.Сербина «Комнатные растения»

5. Р.А.Удалов «В мире кактусов»

6. С.Березкина «Комнатные растения, позитивное влияние на самочувствие»

7. С.Н. Приходько «Лечебница на подоконнике»

8. Г.Б.Гортинский «Целебные растения в комнате»

9. Д.А.Муравьева «Тропические и субтропические лекарственные растения»

10. М.А.Кузнецова «Сказания и легенды о лекарственных растениях»

11. Н.И.Клиновская «Комнатные растения в школе»

12. В.И.Серпухова «Комнатные и балконные растения»

Социально-культурная деятельность В этом году исполнилось 70 лет со дня Великой Отечественной войны. По всей стране проходила акция « Аллея сирени » .В нашей школе тоже прошла акция по посадке саженцев около памятника погибшим воинам. Дети высадили 30 яблонь. Проводится работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории и мини-парка вокруг памятника погибшим воинам односельчанам. Мероприятия по природоохранной деятельности - Благоустройство школьной территории: уборка территории, вырезание сухих и поврежденных ветвей, создание «живой изгороди» скашивание травы. - Декоративное оформление территории школы: подготовка цветников, посадка рассады, посев семян и уход за цветниками в течение лета. - Поддержка чистоты на улице, прилегающей к школьной территории

Социально-культурная деятельность

В этом году исполнилось 70 лет со дня Великой Отечественной войны. По всей стране проходила акция « Аллея сирени » .В нашей школе тоже прошла акция по посадке саженцев около памятника погибшим воинам. Дети высадили 30 яблонь. Проводится работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории и мини-парка вокруг памятника погибшим воинам односельчанам.

Мероприятия по природоохранной деятельности

- Благоустройство школьной территории: уборка территории, вырезание сухих и поврежденных ветвей, создание «живой изгороди» скашивание травы.

- Декоративное оформление территории школы: подготовка цветников, посадка рассады, посев семян и уход за цветниками в течение лета.

- Поддержка чистоты на улице, прилегающей к школьной территории

Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы. Экономическая ситуация в России продолжает оставаться напряженной. В тяжелых жизненных условиях в настоящий момент в России оказалось большинство населения и многие вынуждены обращаться к самостоятельному производству продуктов питания для личных нужд. Естественно-сложившаяся ситуация не обошла и учреждения образования. Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшения экономического состояния.  Наименование с/х продукции Выращено в 2014г. Картофель кг. Выращено в 2015 г. Морковь 450 Заготовлено для школьной столовой 120 кг. Свекла 500 130 450 Лук Потреб- 50 ность 100 80 Капуста 70 100% 60 школы% 250 Огурцы 85 100% 80 25 Перец 150 100% Фасоль 8 30 100% 140 30 6 100% 10 Помидор Кабачки 30 10 7 100% 7 30 100% 25 Тыква Дыня 20 40 100% 50 20 8 арбуз 60 100% 50 10 100% 15 горох 3 12 100% 8 редис 2 100% 5 6 Зеленые культуры 4 100% 4 4 100% 4 5 100% 5 100%

Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы.

Экономическая ситуация в России продолжает оставаться напряженной. В тяжелых жизненных условиях в настоящий момент в России оказалось большинство населения и многие вынуждены обращаться к самостоятельному производству продуктов питания для личных нужд. Естественно-сложившаяся ситуация не обошла и учреждения образования.

Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшения экономического состояния.

Наименование с/х продукции

Выращено в 2014г.

Картофель

кг.

Выращено в 2015 г.

Морковь

450

Заготовлено для школьной столовой

120

кг.

Свекла

500

130

450

Лук

Потреб-

50

ность

100

80

Капуста

70

100%

60

школы%

250

Огурцы

85

100%

80

25

Перец

150

100%

Фасоль

8

30

100%

140

30

6

100%

10

Помидор

Кабачки

30

10

7

100%

7

30

100%

25

Тыква

Дыня

20

40

100%

50

20

8

арбуз

60

100%

50

10

100%

15

горох

3

12

100%

8

редис

2

100%

5

6

Зеленые культуры

4

100%

4

4

100%

4

5

100%

5

100%

Хозрасчетная деятельность и

организация дополнительного питания учащихся

за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ школы .

  Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшения экономического состояния.

Наименование

с/х продукции

Выращено

в 2015году

Выделено   на питание уч-ся

1.картофель

надо

 

 

 

800 кг

Итого:

600 кг

Получено с УОУ

Реализовано населению

 

2.морковь

 

130 кг

780кг – 100%

 

 

Кол-во

 

 

180 кг

100 кг

3.свекла

 

 

цена

 

 

100кг– 100%

70 кг

стоимость

 

 

10руб

 

 

 

4. кабачки

60 кг

30 кг

 

1800руб 

 

 

50 кг – 100%

450руб

15руб

40кг

 

 

2875

20 кг

5.капуста

 

 

 

10 кг

 

20 кг – 100%

150кг

20руб

200 руб

 

 

 

 

 

20 кг

 

140 кг

 

6.помидоры

200 руб

 

 

100кг – 100%

10 

40 кг

 

 

-

-

7.огурцы

 

25 кг

-

 

 

30кг

 

20 кг – 100%

 

  -

-

8. лук-репка

 

 

 

30 кг

-

 

85кг

25 кг

 

 

-

 

9.зелень /петрушка, укроп, лук, салат и т.д./

75кг

 

 

80кг – 100%

5 кг

10.Фасоль

 

 

 

15 кг

15руб

5 кг

 

 

225руб

 

  11.тыква

 

 

 

7

5 кг – 100%

  12.помидор

  -

  60

  -

  13.Дыня

 

  -

 

7

  20

 

  14.Арбуз

  -

 

35

 

  30

  -

 

Перец

  10

  -

  -

  -

7 – 100%

  8

  -

  -

  15

  20 -100%

 

  -

  10

  -

  10

-

 

  10

  30 -100%

 

-

  10 -100%

-

-

-

  8 -100%

-

-

-

10-100%

-

Основная часть всей сельскохозяйственной продукции, полученной с УОУ, используется для организации питания детей в школьной столовой. Она реализуется при приготовлении супов, гарниров, консервированных салатов и овощей, компотов, варенья. Благодаря этому происходит удешевление обедов. За  счет  этого  учащиеся  нашей  школы  платят  в  месяц  всего  лишь  350  рублей,в  то же  время  едят  и  первое, и  второе, и  салаты, и  различные  чаи  и  компоты. В рацион питания включаются салаты из свежих овощей /капуста, морковь, свекла/ и организуется чай из лекарственных трав, выращенных на участке, что способствует витаминизации питания школьников, укреплению их здоровья.      Остальная часть продукции реализуется населению поселка и сотрудникам школы. На средства, полученные в результате этого, обновляется семенной фонд, приобретается сельскохозяйственный инвентарь, минеральные удобрения, поощряется труд школьников.

Основная часть всей сельскохозяйственной продукции, полученной с УОУ, используется для организации питания детей в школьной столовой. Она реализуется при приготовлении супов, гарниров, консервированных салатов и овощей, компотов, варенья. Благодаря этому происходит удешевление обедов. За  счет  этого  учащиеся  нашей  школы  платят  в  месяц  всего  лишь  350  рублей,в  то же  время  едят  и  первое, и  второе, и  салаты, и  различные  чаи  и  компоты. В рацион питания включаются салаты из свежих овощей /капуста, морковь, свекла/ и организуется чай из лекарственных трав, выращенных на участке, что способствует витаминизации питания школьников, укреплению их здоровья.

     Остальная часть продукции реализуется населению поселка и сотрудникам школы. На средства, полученные в результате этого, обновляется семенной фонд, приобретается сельскохозяйственный инвентарь, минеральные удобрения, поощряется труд школьников.

Сведения о расходовании денег, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции с УОУ школы.   1.                 минеральные удобрения: 5 кг х 70 руб = 350 руб 2.                 ядохимикаты для борьбы с вредителями с/х растений: 10 штук х 10 руб = 100руб, 2 штуки х 60= 120 руб   3.                 семена овощных и цветочных культур: 175 рублей   4.                 с/х инвентарь: -         ведра – 4 штуки х 70 руб = 280 руб -         пленка –10м   х35 руб = 350руб   -         секатор -2 шт –150 х 2=300руб 5.      призы для награждения победителей конкурсных программ, лучших работников на УОУ    -  600 рублей;  6.оплата транспортных услуг     -    перепахивание земли трактором -600 рублей;

Сведения о расходовании денег, полученных от реализации

сельскохозяйственной продукции с УОУ школы.

  1.                 минеральные удобрения: 5 кг х 70 руб = 350 руб

2.                 ядохимикаты для борьбы с вредителями с/х растений: 10 штук х 10 руб = 100руб, 2 штуки х 60= 120 руб

  3.                 семена овощных и цветочных культур: 175 рублей

  4.                 с/х инвентарь:

-         ведра – 4 штуки х 70 руб = 280 руб

-         пленка –10м   х35 руб = 350руб

  -         секатор -2 шт –150 х 2=300руб

5.      призы для награждения победителей конкурсных программ, лучших работников на УОУ    -  600 рублей;

6.оплата транспортных услуг

    -    перепахивание земли трактором -600 рублей;

Изготовление наглядных пособий Сельскохозяйственная направленность обучения биологии требует обеспечения учебного процесса натуральными наглядными пособиями. Практически все, что выращивается на учебно – опытном участке можно использовать в качестве наглядных объектов. Это многочисленные культурные растения, их плоды, семена. Изготовлено демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках биологии, озм (начальных классов), занятиях кружка « Экология вокруг нас » № Название материала 1. Гербарий лекарственных растений; 2. Количество 3. Гербарий астр; Где будет применено 4 Урок биологии, озм, кружок Гербарий бархатцев; 5 4. Урок биологии 10 Гербарий цинний; 5. Гербарий дикорастущих лекарственных растений Урок биологии, кружок 6. 9 3 Урок биологии, озм Гербарии «Формы листовой пластинки» 7. Сбор семян овощных культур; Урок биологии, озм 3 8. 9. Урок биологии, озм 10 Сбор семян цветочных культур; Коллекция засушенных листьев кустарников. Урок биологии 20 Урок биологии, кружок 14 Урок биологии, озм

Изготовление наглядных пособий

Сельскохозяйственная направленность обучения биологии требует обеспечения учебного процесса натуральными наглядными пособиями. Практически все, что выращивается на учебно – опытном участке можно использовать в качестве наглядных объектов. Это многочисленные культурные растения, их плоды, семена.

Изготовлено демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках биологии, озм (начальных классов), занятиях кружка « Экология вокруг нас »

Название материала

1.

Гербарий лекарственных растений;

2.

Количество

3.

Гербарий астр;

Где будет применено

4

Урок биологии, озм, кружок

Гербарий бархатцев;

5

4.

Урок биологии

10

Гербарий цинний;

5.

Гербарий дикорастущих лекарственных растений

Урок биологии, кружок

6.

9

3

Урок биологии, озм

Гербарии «Формы листовой пластинки»

7.

Сбор семян овощных культур;

Урок биологии, озм

3

8.

9.

Урок биологии, озм

10

Сбор семян цветочных культур;

Коллекция засушенных листьев кустарников.

Урок биологии

20

Урок биологии, кружок

14

Урок биологии, озм

Заготовлено семенного и посадочного материала. Культура Количество Картофель 100 кг Лук-севок 18 кг Огурцы 15 гр Помидоры 10 гр Перец 10 гр Морковь 50 гр Столовая свекла 80 гр Кабачки 150гр Тыква 200 гр Цветочные культуры В достаточном количестве Другие В достаточном количестве

Заготовлено семенного и посадочного материала.

Культура

Количество

Картофель

100 кг

Лук-севок

18 кг

Огурцы

15 гр

Помидоры

10 гр

Перец

10 гр

Морковь

50 гр

Столовая свекла

80 гр

Кабачки

150гр

Тыква

200 гр

Цветочные культуры

В достаточном количестве

Другие

В достаточном количестве

Участие в конкурсах и выставках

В целях повышения значимости УОУ в образовательном процессе, ежегодно участвовали на районных конкурсах и выставках сельскохозяйственной продукции. Организовывали выставки цветов и овощей на праздниках урожая в школе, районе. Принимали активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Демонстрировали достижения опытнической и исследовательской работы в области растениеводства в виде исследовательских работ.

  • 2011год - участие в региональном конкурсе

Тема « Качество посадочного материала картофеля » - грамота

  • 2012год – участие в региональном конкурсе

Тема « Выбираем сорта клубники для Тамбовской области » - дипломант

  • 2013год – Конкурс « Юннат » участие в муниципальном конкурсе

Тема « Биологические методы борьбы с колорадским жуком и озимой совкой »

  • 2012 – 2013гг – наш УОУ был представлен на региональном конкурсе по УОУ и вошел в тройку лучших.
  • 2012 -2013гг – Конкурс « Юннат » участие в региональном конкурсе

Тема « Влияние внешних признаков на цветы »

Тема « Изучение популярных сортов земляники » - сертификат участника

  • 2015г март « Грани творчества » - сертификат участника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!