ОГКОУ «Юрьевецкая школа-интернат »
155450 Ив. обл. г.Юрьевец пер.Борьбы д. 4.
ОТЧЕТ
по индивидуальной методической теме:
«Развитие творчества на уроках цветоводства и ландшафтного дизайна».
Учитель
Высшей категории Колчина Л.А.
2019-2021г.
В нашей стране проводится глобальный тренд в образовании как школьном, так и высшем, это профильное образование.
Обучающимся со сложной структурой дефекта можно не устраиваться на работу, но дети энергичные, работать любят, поэтому предмет цветоводство будет как раз кстати. Они умеют копать, поливать, полоть и т. д. А наш старинный город Юрьевец выиграл всероссийский конкурс «Благоустройство малых городов». На обновленной набережной, на Георгиевской площади сделано много цветников, где нужны будут свободные умелые руки. (Видео ролик). На дамбу потрачено 55 млн рублей, 25 млн рублей потрачено на площадь.
Как сделать руки учащихся умелыми?
Обучаем наших детей творчеству.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он сможет только копировать» Толстой Л.Н.
Развитию творческих способностей учащихся на уроках будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- развитие творческого мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческой деятельности.
Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности, ремесла.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности к ним. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Наши ученики испытывают большие трудности в учении и общении.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях.
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.
Именно в школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива.
Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.
Способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Ученые и педагоги, считают, что компонентами творческого потенциала человека являются следующие способности.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление (заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы).
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.
Для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в школьном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Вторым направлением формирования творческих способностей является развитие творческого воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.
Вывод: в школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.
Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребёнка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Развитие учебных и творческих способностей в основном реализую на уроках ремесла. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это помогает ребёнку и на других уроках.
Таким образом, я предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей в целом, что способствует эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Занятия с наборами «Работа пайетками» развивает у ученика мелкую моторику, образное мышление, способствует развитию художественного вкуса, воспитывают аккуратность и терпение. Формирует навыки работы с иглой.»
«Работает с пайетками».
«Работаем с пластилином».
«Делаем открытки».
«Поделки из овощей».
«Составляем букеты».
Что такое дизайн?
Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера.
Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.
Детям необходимо объяснить, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Однако нет «дизайнера вообще», один человек не может быть хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, одежды и ландшафтном дизайне.
Все мы – современные люди живем в среде «второй природы», созданной фактически искусством и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированными пользователями всего этого сложного мира дизайна: мы должны быть элементарно грамотны. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию и проектированию основополагающих элементов.
1-2 год ОБУЧЕНИЯ Ландшафтный дизайн.
Наибольший интерес учеников из всех направлений дизайна вызывает ландшафтный дизайн, который очень востребован в наше время. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической жизни. Учащиеся со сложной структурой дефекта могут помогать дизайнерам, помогать копать, поливать, полоть и т.д. Профессия рабочего пользуется высоким спросом на современном рынке труда.
Видео ролик: Обновленная набережная города Юрьевца.
Обновление школьного участка.
Озеленение участка.
Эскизы дамбы и площади базара города Юрьевца.
3 год ОБУЧЕНИЯ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА
по индивидуальной методической теме:
«Развитие творчества на уроках РАСТЕНИЕВОДСТВА и ландшафтного дизайна».
Растениеводство.
Растениеводство тесно связано с ландшафтным дизайном. Обучающиеся ходили на экскурсию в парк с целью оценки растений в парке, на улицах города и школьном дворе. Участвовали в благоустройстве школьного двора, они сажали цветы многолетники, сажали деревья (сливы, клен), каждый посадил свой куст (сирень, калину, шиповник, розу, акацию, спаржу, дикий виноград, хмель). Учащиеся сажали кусты черенками, делением куста на площадке для отдыха. Корректировку внесла пандемия, обучаясь удаленно, они выполняли творческие работы: выращивали лук к Новому году и вели наблюдения, делали поздравительные открытки, делали рисунки домашних цветов.
Элементы творчества присутствуют в любом виде деятельности справедливо говорить о художественных способностях. Учащиеся 10(0) класса приняли участие в областном фестивале- конкурсе детских театральных коллективов «Волшебный мир театра» Видео ролик.
Более способные учащиеся занимаются росписью по дереву и стеклу. Они приняли участие в областном конкурсе декоративно –прикладного творчества.
Учащиеся любят собирать природный материал (листья, цветы, желуди, каштаны и т.д.) Они приняли участие в выставке поделок из овощей и природного материала «Осенние фантазии».
Учащиеся с интересом занимаются составлением букетов, они приняли участие в школьной выставке «Цветочная радуга».
На уроках ремесла всем учащимся нравится рисовать, но есть более способные, которые приняли участие в конкурсах рисунка «Этих дней не смолкнет слава» и «У меня сестренка есть, у меня братишка есть».
Каждый месяц проводим занятие по ландшафтному дизайну. Смотрим видео ролики в интернете, разбираем работы других учеников
- альпийская горка;
- композиция из хвойных растений;
- живая изгородь;
- декоративный фонтан;
- цветник из однолетних растений;
- зона отдыха: скамейка, совмещенная с фонарем;
- декоративное комбинированное мощение.
2. Кристина
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- декоративный пруд с насыпным островком;
- зона отдыха: беседка с видом на пруд;
- альпийская горка;
- вертикальное озеленение – шпалера;
- солитерная посадка – вяз;
- декоративные цветники из однолетников;
- живая изгородь.
3.Светлана
Фрагмент парка в регулярном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- цветники в регулярном стиле;
- рабатки (цветочные полосы вдоль дорожек);
- живые изгороди;
- декоративная отсыпка;
- линейные посадки хвойников;
- симметричные цветочные композиции;
- модульный декоративный фонтан;
- арабески (симметричные орнаменты) из однолетних культур;
- система модульных цветников.
4.Светлана
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
декоративное комбинированное мощение;
модульный цветник из пряных трав;
живая изгородь;
зона отдыха: беседка с вертикальным озеленением;
декоративный пруд отсыпкой гравием;
солитерная посадка – клен;
моноцветник – розарий.
5. Софья
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- зона пляжного отдыха; пруд для купания; декоративное мощение;
- Миксбордеры (цветники в ландшафтном стиле); освещение
- береговая зона с песчаной отсыпкой; живая изгородь.
6. Коллективная работа.
Зона пешеходного отдыха.
- декоративные фонтаны;
- цветники в ландшафтном стиле;
- система мощения;
- зона отдыха с беседкой;
- цветочные композиции в нюансной цветовой гамме;
- вертикальное озеленение крыши;
- партерный газон;
- солитерная посадка деревьев.
7. Коллективная работа.
Фрагменты парков в регулярном стиле.
8. Коллективная работа.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны Делаем с учащимися эскиз кабинета, класса, своей домашней комнаты. Поэтому я, как педагог, стараюсь как можно раньше разглядеть в ученике его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать.
Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы.
Продолжение отчета по индивидуальной методической теме «Развитие творчества на уроках растениеводства и ландшафтного дизайна».
2021-2022уч. Г.
В первом полугодии 2021-2022 уч. г. учащиеся 8(0) и11(0) класса занимались уборкой своей территории: очисткой водоема, посадкой цветов и кустов, созданием клумбы. Участок, который был пустырем, заросшим крапивой и колючками, с глубокими ямами с применением ландшафтного стиля превратился в уютный уголок-зону отдыха.
С увлечением учащиеся создавали эскиз(аппликацию) клумбы, а также макет. Делали цветы, которые изучали раньше. Принимали участие в конкурсе по составлению букетов из цветов. А также изготовляли поделки из овощей, где пригодилась фантазия и творческие навыки.
Побывали на экскурсии в центре города Юрьевца посмотрели обновленную площадь, базар, дамбу сравнили с эскизами, сделали вывод, что наш город стал уютнее
Пусть красивые бутоны,
Украшают все газоны,
Настроение поднимут,
Огорчения все снимут.