Отчет по работе с детьми ООП
учителя русского языка и литературы
«ОШ № 11» отдела образования города Темиртау
управления образования Карагандинской области
Лепехиной Надежды Викторовны
за 2022-2023 учебный год
Среди детей с ООП составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) : Абишев С.- 8А класс, Вальтер А.- 9В класс, Панченко М., Целинко К. – 9 Гкласс, Долгова Е., Гаврилов Д., Кокорина Я., Мухтаров А.,Абдикаримова А. – 9 В класс и легкой умственной отсталостью (далее – ЛУО): Анарбаев А. – 7Б класс.
У большинства обучающихся с ЗПР и ЛУО отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Работая с данными учащимися, ставлю перед собой общую цель – создание условий для формирования прочных орфографических, пунктуационных и речевых навыков. Именно поэтому в своей работе с детьми ООП выделяю следующие направления:
- работа с алгоритмами, памятками
-занимательные приёмы, игровые моменты, элементы соревнования, наглядные пособия (видео)
-операции анализа, сравнения, обобщения, умозаключений (найди лишнее, составь предложения, соедини слова с рисунком и т.п.)
-индивидуальные формы работы с целью создания ситуации успеха
- система упражнений по развитию речи
Основной метод в работе с детьми на уроках литературы – беседа. Опираясь на имеющиеся у ребят знания, с помощью вопросов подвожу их к выводам и обобщениям. Это активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – это задача, которую решает ученик.
Однако если на уроках в одних классах обращаюсь к беседе, например, эвристической, в процессе которой ученики учатся находить истину, то в другом классе доминантой является воспроизводящая беседа. Использую также и обобщающую беседу (обычно в конце изучения темы, раздела или курса).
В процессе беседы происходит развитие диалогической речи. Очень важно развивать этот навык у детей с ограниченными умственными возможностями.
Кроме того, во время беседы дети часто обращаются к передаче содержания какого-либо текста: художественного, лингвистического. Из всех видов пересказа чаще всего используем краткий, к пересказу с творческим дополнением и изменениями не практикую, что мотивировано особенностями памяти и речи детей данной категории. Пересказ, как и диалог, является средством развития речи. Для облегчения пересказа ввожу работу с планом, использую опорные вопросы.
Чтобы поддержать в детях активность, стимулировать интерес к предмету, развивать логическую память, считаю необходимым обращение на занятиях к вспомогательным таблицам, схемам, алгоритмам, карточкам коррекции, тренажерам, дидактическим играм, интерактивным заданиям, видеоурокам и т.п.
Хорошо развитая память – залог успешного обучения. У детей с ООП (ЗПР и ЛУО) преобладает механическая память над логической, что, естественно, не позволяет им в полном объёме усваивать материал. В рамках урока стараюсь вести работу по развитию памяти.
Во-первых, даю задания, которые требуют запоминания. Несколько раз прочитав текст или предложение, пересказываем; закрывая ладонью запоминаемый текст, произносим по памяти (соревновательный момент – «Кто лучше»); проговариваем правила несколько раз (слушая внимательно других, дети больше и лучше запоминают).
Во-вторых, формируя логическую память, работаем со схемами, алгоритмами, таблицами, использование которых считаю просто необходимым, так как они помогают ребятам подойти к выводам, обобщениям, ведь им так сложно самостоятельно, без опоры на что-либо, совершать сложные мыслительные операции.
С каждым годом убеждаюсь в том, что неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания учиться, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ученики хоть немного поверят в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности учащихся:
сделай подписи к рисункам;
напиши под рисунками их устаревшие названия;
найди и подчеркни в выделенном отрывке необходимые слова и предложения;
выбери из данных характеристик те, которые подходят данному герою;
раскрась рисунок, объясни выбор цветов;
закончите фразу;
составьте текст (предложение, словосочетание) по картинке.
Подобные задания вызывают интерес, дети активны, не боятся отвечать.
В системе мною ведётся работа по отслеживанию результатов учебной деятельности учащихся. Веду записи в специальной папке - накопителе, в которой представлена динамика успешности обучения русскому языку и литературе. Отслеживаю качество знаний по отдельным темам. Данная практика позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с ребятами.