«План по самообразованию
педагога»
Ковальчук Елена Михайловна
Ф.И.О. педагога
Воспитатель
Должность
МКДОУ «Детский сад «Солнышко» п.им. Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области
Место работы
Общий стаж – 16 лет
Педагогический стаж -10 лет
Педагогический стаж в данном МДОУ – 16 лет
Категория – I
Дата последней аттестации – 2013 год
Дата предполагаемой аттестации – 2017 год
Тема
«Сказки К. И. Чуковского в развитии дошкольников»
Учебный год – 2016-2017
Возрастная группа - средняя
Этапы работы над темой:
Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2017 год
Актуальность выбранной темы
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Художественная литература развивает у детей желание обращаться к ней не только для развлечения, но и для приобретения знаний.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка прочно вошла в детский быт. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Для решения данной проблемы я выбрала тему самообразования «Сказки К.И.Чуковского в развитии дошкольников», так как считаю, что произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.
Цель:
- Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Приобщение детей к богатствам художественной литературы в процессе знакомства с творчеством К.И.Чуковского.
Задачи:
- Побуждать у детей интерес к сказкам.
- Познакомить с творчеством К.И. Чуковского, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
- Формировать представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Расширять представления родителей о детской литературе.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Предполагаемый результат:
- Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
- Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
- Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
- Развитие интереса к творчеству К.И.Чуковского, к художественной литературе.
- Популяризация семейного чтения.
Этапы работы и сроки выполнения каждого этапа:
Информационно-ознакомительный (сентябрь 2016г.)
Прогностический (сентябрь 2016г.)
Практический (октябрь – апрель 2016-2017гг.)
Обобщающий (май 2017г.)
Внедренческий (май 2017г.)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке перспективного плана в соответствии с ФГОС.
-Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег.
-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Презентация результатов работы в форме театрализованной деятельности по мотивам сказки «Муха – Цокотуха».
- Выставка книжек – малышек по произведениям К.И. Чуковского.
Форма отчета по проделанной работе:
Выступление на заседании педагогического совета.
Перспективный план работы по самообразованию
на период с 2016-2017 гг.
№ | Алгоритм работы | Сроки | Результативность этапов работы | Итог работы |
1. | Информационно-ознакомительный этап | Сентябрь 2016г. | -Изучение методической литературы. -Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду». -Подбор художественной литературы. | Определение темы самообразования |
2. | Прогностический этап | Сентябрь 2016г | -Определение цели и задач темы самообразовании. -Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Сформулированы цель и задачи темы самообразования. |
3. | Практический этап | Октябрь-апрель 2016-2017гг. | -Оформление книжного уголка «Сказочная страна К.И.Чуковского». -Беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского. -Оформление ширмы-передвижки «Роль сказок в развитии ребенка». -Консультации для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу», «Как подружить ребенка с книгой». -Чтение литературных произведений К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр», «Телефон». -Разучивание и выразительное чтение отрывков из сказок К.И.Чуковского. -Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. -Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского. -Иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности «Нарисуем сказку». -Изготовление пазл «Сказки Чуковского» -Выставка детских работ «Мой любимый персонаж». -Создание книжек-малышек по произведениям К.И.Чуковского. -Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для постановки инсценировки сказки «Муха – Цокотуха». -Просмотр видеозаписи по произведениям К.И.Чуковского. | Выставка книжек – малышек по произведениям К.И.Чуковского. |
4. | Обобщающий этап | Май 2017г. | - Оформление результатов работы. | Презентация результатов работы в форме театрализованной деятельности по мотивам сказки «Муха – Цокотуха». |
5. | Внедренческий этап | Май 2017г. | Анализ результатов над темой. | Выступление на заседании педагогического совета. |
Анализ
Мною изучена литература по теме «Сказки К.И.Чуковского в развитии дошкольников».
Свою работу строила на следующих принципах:
- на тщательном отборе материала;
-интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы с видами деятельности детей;
- активное включение детей.
Главный результат проведенной работы в том, что у детей появилась эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним, развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; дети рассматривают иллюстрации, обмениваются впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют.
Родители принимали участие в изготовлении декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Список используемой литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. М.-Синтез 2014.
2. Ивич А. «Сказки и заповеди Корнея Чуковского». М. «Детская литература» 1969г.
3.Петровкий М. «Книга о Корнее Чуковском» М. 1966г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду».
5. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». С-П 2000
6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику». М. 2011г.
7. Чуковский К.И. «Сказки, стихи, песенки» М. 2012г.