СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме: «Формирование функциональной грамотности у младших школьников средствами проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  работы по теме

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме: «Формирование функциональной грамотности у младших школьников средствами проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности».»

Отчет по теме:

«Формирование функциональной грамотности у младших школьников средствами проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности».

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм, средств, методов обучения в условиях ФГОС нового поколения.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Зачем нужна функциональная грамотность? Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации.

Методов и способов формирования функциональной грамотности школьников существует много, но исследовательская практика – один из самых эффективных. В условиях информационного общества, необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач. В этом помогает метод проектов. Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.)

Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения учащихся по предметам, разного цикла, развивая у них комплекс навыков функциональной грамотности. В результате использования в урочной и внеурочной деятельности данного метода осуществляются межпредметные связи. Дети с интересом выполняют различные проекты, участвуют в конкурсах, конференциях, выставках, где занимают призовые места.
Метод проектов я использую в своей работе уже несколько лет.

Ворслова А.М. начинает свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа, и родители в ее классах принимают активное участие в этом процессе.

Проектная и исследовательская деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Проектную деятельность постепенно начинает включать с первого класса, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Ворслова А.М. со своим классом разработала проект по патриотическому воспитанию. Тема ВОв играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети должны знать, помнить подвиги своих дедушек и бабушек. Ребята узнали какие подвиги совершали их прабабушки и прадедушки в Великую Отечественную войну, какую роль в победе над фашизмом сыграли их родственники. Родители помогали детям в поиске информации. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Ребята с родителями создать книгу о своих прабабушках и прадедушках. Было принято решение выступить на конкурсе исследовательских работ в г. Луга, где Ворслова А.М. с классом стали призерами. Затем, этот проект участвовал во Всероссийском конкурсе проектов и стал победителем.

Алла Михайловна создала проект по здоровому образу жизни «Яблоко- полезный фрукт для здоровья». Идея создания этого проекта возникла у них на уроке литературного чтения при знакомстве с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Дети спросили: «Почему яблоко чаще других фруктов встречается в сказках? Есть ли в яблоках польза для человека?» Ребята проанализировали литературные произведения и провели научные опыты, где узнали о наличии витаминов в яблоках, узнали о пользе этого фрукта. Создали памятку для детей других классов о пользе яблок. С этим проектом Ворслова А.М. с классом участвовала в районном фестивале проектов и стали победителями, а также приняли участие во всероссийском конкурсе проектов и заняли 1 место.

При изучении темы по окружающему миру «Опасности дома» мы разработали проект «Откуда в наш дом приходит электричество». Ребята посетили кабинет физики, где познакомились с правилами техники безопасности при работе с электрическими приборами и сами учились собирать электрические цепи. С этим проектом мы участвовали в школьной научной конференции и Всероссийском конкурсе проектов и стали победителями.

Были созданы проекты «Капуста- полезный овощ для здоровья», «Правила дорожного движения достойны уважения», «Числа вокруг нас», «Вода- природное богатство».

Ворслова А.М. ежегодно проводит открытые уроки для руководителей ШМО, завучей по УВР, для молодых специалистов, где показывает разные методы и приемы по формированию функциональной грамотности.

Ворслова А.М. также разрабатывает общешкольные проекты по развитию патриотического воспитания. Для школы Алла Михайловна разработала положение к проекту «Память, запечатленная в камне», где каждый класс по своему выбору узнавал историю создания памятника Вов и защищал свой проект. Алла Михайловна со своим классом стала победителем. Была создана книга «Память, запечатленная в камне», которая передана в школьный музей.

Ворслова А.М. разработала положение к общешкольному проекту для начальной школы –«Города герои», для основной школы – «Города воинской славы». Весь материал передан в школьный музей.

Что же даёт метод проектов учащимся? Позволяет удовлетворить собственные интересы, решать значимые личностные проблемы, формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми, способствует решению учебных затруднений, стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности ребенка.

Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!