Отчет по теме самообразования
Челышевой Юлии Николаевны, учителя английского языка
МБОУ Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова
за 2022-2023 учебный год
Тема самообразования: «Метод проектов в обучении иностранному языку» (3 год работы)
Условия возникновения данной проблемы.
В условиях непрерывной компьютеризации современного мира в образовательной деятельности возросла необходимость использования проектно-исследовательской технологии и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности, способной ориентироваться в условиях современного общества в соответствии с его социальными запросами.
Актуальность проблемы.
Бурное развитие новых педагогических технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Целью данной работы является раскрытие и развитие индивидуального, творческого потенциала одаренных учащихся в процессе подготовки и работе над проектами. Для этого были реализованы следующие задачи:
образовательные:
формировать у учащихся навыки познавательной, творческой, исследовательской деятельности;
формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации результатов своего исследования;
развивающие
развивать навыки самостоятельной работы с разнообразной литературой;
развивать социокультурную компетенцию у учащихся;
воспитательные
способствовать воспитанию толерантной личности;
формировать такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, способность к активной адаптации в обществе.
Формы работы: учебные занятия; защита творческих и проектных работ (мини-конференции); индивидуальные консультации; практические занятия на компьютере (Интернет);
Методы работы: словесный, наглядный, демонстрационный, проблемно-поисковый, исследовательский, практический и др.
Реализация данной программы самообразования предполагала широкие межпредметные связи, а именно, лингвистические темы, а особенно, типологического характера, которые можно связать с русским языком и литературой, а также с историей, биологией, экологией. Страноведческие темы тесно связаны с такими предметами, как история, литература, биология, география. Темы, затрагивающие аспекты межкультурной коммуникации, связаны с обществознанием и психологией, культура, искусство и спорт.
Ожидаемые результаты
К концу обучения в школе учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
уметь сформулировать актуальность выбранной темы, определить цель и поставить задачи исследования, выбрать адекватные источники информации;
владеть способами работы с разнообразной литературой, а также приёмами ведения записей и обработки данных;
осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.
В качестве повышения предметного и методического уровня владения программным материалом предполагались следующие виды деятельности:
разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
руководство учебным проектом по предметной области «Английский язык».
Практическая реализация темы самообразования:
Конкурсы с детьми | Конкурсы проф.мастерства | Семинары и вебинары | Курсы (название + на базе чего) |
Название + уровень | Участник + результат | Название + уровень | Результат | Название +кто проводил +уровень: школьный, районный, областной | Роль +тема доклада, если выступающий |
отборочный этап Всероссийской олимпиады “Я - лучший переводчик” конкурс переводов (АФ ННГУ) Всероссийский интернет-конкурс Blue tractor (Меташкола) муниципальный этап ВсОШ по английскому языку Учебный проект «Занимательная грамматика в 3 классе» | Моторина Ю., Иванова Е., Волчкова М.. - участники Серебрякова П. – 3 место Буланова А. 1 место Авдеева Н., Кузина Е., призеры, Моторина Ю., победитель Моторина Ю., защита с оценкой «отлично» | Международная олимпиада учителей ПРОФИ-2022 (ВШЭ) - ноябрь 2022 Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС" Всероссийский конкурс на лучшую статью "Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения" – Всероссийский конкурс "Педагогический мастер класс II" участие, Всероссийский конкурс на лучшую статью "Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения" | участник участник Участник Участник Участник | “Кейс технология на уроках английского языка» - школьный Открытый урок во 2 классе с использованием технологии проектно-исследовательского обучения “My school” РМО учителей иностранного языка август 2022 Композитная стратегия образования Нижегородской области"; февраль 2023 Городской мастер-класс "Арт спейс технологии для обучения английскому языку на уровнях начального и среднего общего образования с целью повышения эффективности обучения" - Учимся мыслить креативно на уроках английского языка: приемы и методы ХI Всероссийская научно-практическая конференция, с международным участием: «Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов» 26-27 апреля 2023 года (ДГПУ, заочно-дистанционное участие) | доклад открытый урок доклады участие в работе секций+публикация статьи в сборнике) | Курсы 36 ч, АФ ННГУ, Наставничество как инструмент профессионального развития |
Итак, использование проектно-исследовательской технологии помогает мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышает мотивацию ученика, ускоряет подготовку к уроку. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Применение проектно-исследовательской технологии позволило реализовывать учебные программы по предмету «Английский язык» в соответствии с требованиями ФГОС, многие обучающиеся результативно поучаствовали в конкурсах различного уровня, что может косвенно свидетельствовать о повышении познавательного интереса к предмету.
В следующем учебном году необходимо продолжить работу над повышением своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, а также проводить работу по усилению воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» через применение различных педагогических технологий в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, особое внимание преполагается уделить становлению межпредметных связей и формированию функциональной грамотности обучающихся.
«31» ___мая____2023 г. _______________/Челышева Ю.Н.