СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования «Дифференцированное обучение как средство реализации гуманистического подхода на уроках русского языка».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известный психолог Н.А. Менчинская утверждала, что эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой,  так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможности и желания. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий обучения для различных групп учащихся с целью учета их особенностей; комплекс методических, психолого - педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение каждого ребенка в отдельности, группах.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования «Дифференцированное обучение как средство реализации гуманистического подхода на уроках русского языка».»

Отчет

По теме самообразования «Дифференцированное обучение как средство реализации гуманистического подхода на уроках русского языка».

Известный психолог Н.А. Менчинская утверждала, что эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможности и желания. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий обучения для различных групп учащихся с целью учета их особенностей; комплекс методических, психолого - педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение каждого ребенка в отдельности, группах.

Дифференцированное обучение - форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, объединенных общими качествами. Таким образом, из всего вышесказанного вытекают следующие проблемы:
-В классах обучаются дети с разным подготовленности, разными способностями;
- учащиеся по-разному относятся к тому, что надо знать, усвоить, запомнить;

-В классах дети с разным уровнем психического развития (известно, что 50% учащихся поступают в 1 класс с отклонениями в психосоматическом развитии);

- Ликвидация пробелов в знаниях и навыках;

-Низкий уровень мотивации в обучении;

ЦЕЛЬ:

- Обеспечить учащихся определенным уровнем овладения знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого.

ЗАДАЧИ:

-Изучить специальную литературу по теме;

-Разрабатывать разноуровневые задания по темам;

-Вести мониторинг ОУУ и проводить коррекционную работу;

-Систематически определять степень обученности на каждый теме;

-Вовремя корректировать свою работу со слабоуспевающими учащимися;

О достоинствах индивидуального дифференцированного подхода написано много. Признается его положительные влияние на повышение успеваемости учащихся. Ещё К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы , чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Известный педагог писал: « Такое деление класса на группы, из которой одна сильнее другой, не только не вредно, но и даже полезно».

Почти в любом классе можно провести градацию детей по 4 уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие и неуспевающие .Некоторые исследователи предлагают выделить 3 группы учащихся – слабые, средние, сильные. Следует проводить различие между среднеуспевающими и слабоуспевающими как в педагогическом, так и психологическом плане.

Критерии деления на группы:

-объем знаний учащихся

-культура умственного труда

- способность к абстрактному мышлению;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень самостоятельности;

-уровень работоспособности (желание и умение учиться);

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способность к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие утомляются. Работа с сильными учащимися предполагает подбор заданий высокой сложности. Работая с этой группой учащихся , необходимо выбирать методы обучения по уровню познавательной активности: проблемное изложение материала( создание проблемной ситуации, решение частной лексической , грамматической задачи), эвристический( творческий пересказ), исследовательский.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения и систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Методы обучения:

По источнику получения знаний:- практические (упражнения)

-наглядные (иллюстрирование, демонстрация);

По уровню активности познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный (чтение учебника)

-репродуктивный

-эвристический

По функциям:
-методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся( иллюстрирование, объяснение учителя)

Методы закрепления изучаемого материала (работа с учебником)

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение упражнений на репродуктивном уровне)

Методы проверки знаний, умений, навыков учащихся (диктант, контрольная работа).

По функциям:

- методы закрепления изучаемого материала (работа с учебником, языковой разбор)

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетического материала)

По источнику получения знаний:

-словесные (лекция)
-практические (упражнения)
-наглядные

Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, сочинение монологического высказывания).

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный уровень знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

При работе с данной группой учащихся главное внимание нужно уделить развитию их познавательной активности. Воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.

Методы обучения:

По источнику обучения знаний:

-словесные (беседа)

-практические (упражнения)

-наглядные (иллюстрирование, демонстрация)

По уровню познавательной активности

-объяснительно-иллюстративный (сообщение учителя, чтение учебника)

-репродуктивный (построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов)

-эвристический (устное словесное рисование, пересказ)

По функциям:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование)

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (диктант, контрольная работа, творческий диктант).

СХЕМА УРОКА ДИФФЕРНИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Совместная постановка задачи.

2.дифференцированное повторение необходимого материала ( входной контроль) подбирается такой материал, который, с одной стороны, вытекает из ранее изученного, а с другой - может служить основной для ввода новых обобщений.

3. совместное изучение нового материала.

Сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст. Учащиеся 2 группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицу по изучаемой теме. Слабые учащиеся нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует и наглядно- опорные материалы.

4. дифференцированное закрепление.

На этом этапе уч-ся выполняют различные виды заданий , уровень сложности которых постепенно повышаются,т.к. слабым ученикам работать в облегченном варианте нельзя- затормозиться задание.

5. дифференцированное домашнее задание.

Для уч-ся 1 группы домашнее задание должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений, навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода, задания для уч-ся 2 группы – на углубленное изучение нового материала, задания для уч-ся 3 группы домашнее задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Использованная литература.

Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения// Новые ценности образования. Вып.3

Десять концепций и эссе. М., Инноватор, 1995.

Менчинская Н.А. проблемы учения и умственного развития школьника – М., 1989.

Миронов Н.О. О дифференцированном подходе к слабоуспевающим учащимся в процессе обучения.//Ж.-л учитель.№2/2001.

Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение /М.: Сентябрь, 2002.

Парфенова Е.Л. дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка.//Ж.-л Русский язык в школе. №4/2005

Текучев А.В. методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов пед. Инст.- ов по специальности 2101 « Русский языки литература» Изд. 4-е, пераб. М.Просвещение 2001.

Ушинский К.Д.Методика начального обучения//Избранные произведения.- М.: 1968.

Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Ж.-л Школьные технологии№2/2002

При планировании урока необходимо: во-первых, определить систему ЗУН, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбирать тексты упражнений, определять способы их выполнения. В- третьих, выделить наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В- четвертых, продумать рациональные приемы проверки результатов.

В начале изучения темы учащиеся получают «Таблицу индивидуальных достижений», в которую включены такие параметры:

« содержание»

« знаю»

«понимаю»

«могу»

«оценка»

Таблицу заполняют учащиеся и учитель, используя такие условные обозначения :

У – полное усвоение.

Н /У - неполное усвоение

Работа с такой таблицей позволяет учителю вовремя корректировать познавательную деятельность учащихся, их отставание, определить темы , на которые следует обратить должное внимание.

Мониторинг формирования ООУ по теме: «Наречие» наглядно показывает, что, используя дифференцированный подход в обучении, повышается мотивация в учебном процессе.

В 7к классе 25 учеников.

Умеют работать по алгоритму

На начало изучения темы на конец изучения

Не умею 65% 5%

Частично 35% 55%

Полностью 0 % 50%

Доказывать умели

Полностью 14% 20%

Частично 34% 55%

Не сформ. 20% 5%

Сравнивать

ОУУ не сформировано

52% 20%

Частично 40% 30%

Полностью 10% 15%

Известно, что учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают. Поэтому при дифференцированном обучении очень часто сильные учащиеся составляют алгоритмы, опорные конспекты, таблицы для себя и предлагают другим. Опыт работы показывает, что опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы детьми. Постепенное составление опор (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учету индивидуальных особенностей детей. Составление опор, как правило, доступно всем учащимся – это один из путей взаимообучения и взаимопроверки. Известно, что это форма организации деятельности наиболее эффективна и интересна для учащихся. Кроме того, работа с ОК позволяет ввести элемент соревновательности , вносящий в урок динамику и увлекательность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!