Отчет
По теме самообразования «Дифференцированное обучение как средство реализации гуманистического подхода на уроках русского языка».
Известный психолог Н.А. Менчинская утверждала, что эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможности и желания. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий обучения для различных групп учащихся с целью учета их особенностей; комплекс методических, психолого - педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение каждого ребенка в отдельности, группах.
Дифференцированное обучение - форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, объединенных общими качествами. Таким образом, из всего вышесказанного вытекают следующие проблемы:
-В классах обучаются дети с разным подготовленности, разными способностями;
- учащиеся по-разному относятся к тому, что надо знать, усвоить, запомнить;
-В классах дети с разным уровнем психического развития (известно, что 50% учащихся поступают в 1 класс с отклонениями в психосоматическом развитии);
- Ликвидация пробелов в знаниях и навыках;
-Низкий уровень мотивации в обучении;
ЦЕЛЬ:
- Обеспечить учащихся определенным уровнем овладения знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого.
ЗАДАЧИ:
-Изучить специальную литературу по теме;
-Разрабатывать разноуровневые задания по темам;
-Вести мониторинг ОУУ и проводить коррекционную работу;
-Систематически определять степень обученности на каждый теме;
-Вовремя корректировать свою работу со слабоуспевающими учащимися;
О достоинствах индивидуального дифференцированного подхода написано много. Признается его положительные влияние на повышение успеваемости учащихся. Ещё К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы , чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Известный педагог писал: « Такое деление класса на группы, из которой одна сильнее другой, не только не вредно, но и даже полезно».
Почти в любом классе можно провести градацию детей по 4 уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие и неуспевающие .Некоторые исследователи предлагают выделить 3 группы учащихся – слабые, средние, сильные. Следует проводить различие между среднеуспевающими и слабоуспевающими как в педагогическом, так и психологическом плане.
Критерии деления на группы:
-объем знаний учащихся
-культура умственного труда
- способность к абстрактному мышлению;
- утомляемость от интеллектуальной деятельности;
- уровень самостоятельности;
-уровень работоспособности (желание и умение учиться);
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способность к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие утомляются. Работа с сильными учащимися предполагает подбор заданий высокой сложности. Работая с этой группой учащихся , необходимо выбирать методы обучения по уровню познавательной активности: проблемное изложение материала( создание проблемной ситуации, решение частной лексической , грамматической задачи), эвристический( творческий пересказ), исследовательский.
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения и систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Методы обучения:
По источнику получения знаний:- практические (упражнения)
-наглядные (иллюстрирование, демонстрация);
По уровню активности познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный (чтение учебника)
-репродуктивный
-эвристический
По функциям:
-методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся( иллюстрирование, объяснение учителя)
Методы закрепления изучаемого материала (работа с учебником)
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение упражнений на репродуктивном уровне)
Методы проверки знаний, умений, навыков учащихся (диктант, контрольная работа).
По функциям:
- методы закрепления изучаемого материала (работа с учебником, языковой разбор)
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетического материала)
По источнику получения знаний:
-словесные (лекция)
-практические (упражнения)
-наглядные
Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, сочинение монологического высказывания).
Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный уровень знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
При работе с данной группой учащихся главное внимание нужно уделить развитию их познавательной активности. Воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
Методы обучения:
По источнику обучения знаний:
-словесные (беседа)
-практические (упражнения)
-наглядные (иллюстрирование, демонстрация)
По уровню познавательной активности
-объяснительно-иллюстративный (сообщение учителя, чтение учебника)
-репродуктивный (построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов)
-эвристический (устное словесное рисование, пересказ)
По функциям:
Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование)
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (диктант, контрольная работа, творческий диктант).
СХЕМА УРОКА ДИФФЕРНИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.Совместная постановка задачи.
2.дифференцированное повторение необходимого материала ( входной контроль) подбирается такой материал, который, с одной стороны, вытекает из ранее изученного, а с другой - может служить основной для ввода новых обобщений.
3. совместное изучение нового материала.
Сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст. Учащиеся 2 группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицу по изучаемой теме. Слабые учащиеся нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует и наглядно- опорные материалы.
4. дифференцированное закрепление.
На этом этапе уч-ся выполняют различные виды заданий , уровень сложности которых постепенно повышаются,т.к. слабым ученикам работать в облегченном варианте нельзя- затормозиться задание.
5. дифференцированное домашнее задание.
Для уч-ся 1 группы домашнее задание должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений, навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода, задания для уч-ся 2 группы – на углубленное изучение нового материала, задания для уч-ся 3 группы домашнее задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Использованная литература.
Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения// Новые ценности образования. Вып.3
Десять концепций и эссе. М., Инноватор, 1995.
Менчинская Н.А. проблемы учения и умственного развития школьника – М., 1989.
Миронов Н.О. О дифференцированном подходе к слабоуспевающим учащимся в процессе обучения.//Ж.-л учитель.№2/2001.
Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение /М.: Сентябрь, 2002.
Парфенова Е.Л. дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка.//Ж.-л Русский язык в школе. №4/2005
Текучев А.В. методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов пед. Инст.- ов по специальности 2101 « Русский языки литература» Изд. 4-е, пераб. М.Просвещение 2001.
Ушинский К.Д.Методика начального обучения//Избранные произведения.- М.: 1968.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Ж.-л Школьные технологии№2/2002
При планировании урока необходимо: во-первых, определить систему ЗУН, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбирать тексты упражнений, определять способы их выполнения. В- третьих, выделить наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В- четвертых, продумать рациональные приемы проверки результатов.
В начале изучения темы учащиеся получают «Таблицу индивидуальных достижений», в которую включены такие параметры:
« содержание»
« знаю»
«понимаю»
«могу»
«оценка»
Таблицу заполняют учащиеся и учитель, используя такие условные обозначения :
У – полное усвоение.
Н /У - неполное усвоение
Работа с такой таблицей позволяет учителю вовремя корректировать познавательную деятельность учащихся, их отставание, определить темы , на которые следует обратить должное внимание.
Мониторинг формирования ООУ по теме: «Наречие» наглядно показывает, что, используя дифференцированный подход в обучении, повышается мотивация в учебном процессе.
В 7к классе 25 учеников.
Умеют работать по алгоритму
На начало изучения темы на конец изучения
Не умею 65% 5%
Частично 35% 55%
Полностью 0 % 50%
Доказывать умели
Полностью 14% 20%
Частично 34% 55%
Не сформ. 20% 5%
Сравнивать
ОУУ не сформировано
52% 20%
Частично 40% 30%
Полностью 10% 15%
Известно, что учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают. Поэтому при дифференцированном обучении очень часто сильные учащиеся составляют алгоритмы, опорные конспекты, таблицы для себя и предлагают другим. Опыт работы показывает, что опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы детьми. Постепенное составление опор (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учету индивидуальных особенностей детей. Составление опор, как правило, доступно всем учащимся – это один из путей взаимообучения и взаимопроверки. Известно, что это форма организации деятельности наиболее эффективна и интересна для учащихся. Кроме того, работа с ОК позволяет ввести элемент соревновательности , вносящий в урок динамику и увлекательность.