СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

отчет  по теме самообразования на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»»

отчет по теме самообразования на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»





2018-2019 уч.г.







Как и многих учителей начальных классов меня волновал вопрос: почему в письменных работах много ошибок? Почему детей так пугают слова «диктант», «изложение» , «сочинение»? Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах при письме орфограмм не видят, теряются при определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово.

Многие современные дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму.

Наших детей невозможно оторвать от телевизора , от компьютера. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вдумываясь, не запоминают читаемые слова. Внимание и зрительная память при таком чтении не работает.

Сформировать орфографическую зоркость- значить научить слышать и видеть орфограммы.

С первых дней обучения русскому языку я приучаю школьников читать тексты с обязательным комментированием изученных орфограмм, учу составлять словарики интересных в произношении и написании слов.



Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Однако множество традиционных приемов не слишком эффективны. Но есть способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д.Ушинским: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо оживить букву. И тогда буква о в словарных словах превратится например в циферблат часов или спасательный круг. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву будет интересно, весело.

Один раз в две недели я предлагаю ученикам тематическую группу новых словарных слов. Работу над этими словами осуществляю в несколько этапов.(Запись слов под диктовку с пропуском букв на месте всех орфограмм; осуществляется подбор проверочных слов; используется обращение к словарю ; на что похожа буква, свяжите образ буквы со значением слова; рисунок – образ дети зарисовывают в тетрадях простым карандашом и цветными ручками на месте пропуска.

В словарно- орфографическую работу необходимо включать считалки, скороговорки, рифмованные строки, кроссворды ,ребусы. Например «Хорошо , что хорошо пишется через три о!»Такие задания вызывают положительное отношение детей к работе и способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.Например при знакомстве детей с новым словарным словом ученикам предлагается загадка. Ученики называют отгадку. Далее они проговаривают слово орфоэпически, определяют ударные и безударные слоги. Потом перед учениками ставится задача самостоятельно записать слово в тетрадь пропустив орфограмму. Такой подход повышает степень самостоятельности школьника в постановке и решении орфографической задачи, также детям интересно узнать какая буква должна быть в окошке. Далее детям дается этимологическая справка, проверка слова по орфографическому словарю, проговаривание слова орфографически, вставка в окошечко нужной буквы, повторное орфографическое чтение слова и запись нового слова учениками. Для лучшего запоминания и грамотного написания словарных слов в течение учебного года предлагается детям следующая работа: раз в неделю ,после разбора группы словарных слов ученикам предлагается дома в течение всей недели перед выполнением домашнего упражнения записывать 5-10 одних и тех же словарных слов, подчеркивая в каждом слове орфограмму, поставив ударение и разделив слова на слоги вертикальной линией. Через неделю дети пишут диктант из этих слов.

Также эффективны следующие виды работ:

- Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).

- Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

- Выписать слова , в которых два слога.

- Выписать слова на тему «Растения», «Животные» и т.д.

- Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

- Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу?(медведь) Кто следит за чистотой в классе?(дежурный) и т.д.

- Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)

- Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок.

Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.



Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам) . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Особо эффективными для развития орфографической зоркости ,на мой взгляд, является систематическое проведение зрительных диктантов по слайдам презентации, составленные по методике И.Т.Федоренко.

Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.

Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Найди орфограмму». Детям очень нравиться работать цветными ручками в тетрадях и цветными мелками на доске. На доске записываю предложения. Детям предлагаю «подчеркнуть» цветным мелом изученные орфограммы. Сначала «подчеркиваем» на доске с помощью цветного мела, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью зеленой ручки. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)

Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы.

- Ещё один вид диктанта с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать изученные правила.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!