Тема по самообразованию на 2015-2016 учебный год
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
Проект «Живые традиции» Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, России.
Актуальность:
Актуальность данного проекта несомненна, ведь в настоящее время потеряна связь между поколениями: многие молодые родители почти ничего не знают о русских обычаях, обрядах. Соответственно и дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций (народные пословицы, поговорки, хороводы, танцы и игры).
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр и экскурсий.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств, любви к Родине, своему народу, через комплекс мероприятий связанных с обычаями, традициями, историей русского народа.
Задачи:
Освоение историко – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
Продолжать знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Обогащать словарный запас детей.
Перспективный план на 2015-2016 учебный год
| Тема занятия с детьми | Темы занятий кружка «Волшебный сундучок» (в форме мастер-класса с родителями) |
|
сентябрь | 1. «Что летом родиться, - зимой пригодиться» 2. «Восенушка – осень - сноп последний косим» 3. «К худой голове своего ума не приставишь» 4. Развлечение «Брусничный пирог» | Подготовка литературы, материалов для открытия кружка. Набор желающих посещать мастер-классы. |
октябрь | 5. Экскурсия в краеведческий музей. Народный костюм 6. «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» 7. «В гости к Осени» 8. Развлечение «Капустница» | 1. Зайчик на пальчик (ткань) 2. Утешница (ткань) |
ноябрь | 9. «Добро делать спешить надобно» 10. «Синичкин день» 11. «Кузьминки – об осени поминки» 12.«Загляните в мамины глаза» – развлечение с мамами | 1. Крупеничка (ткань) 2. Десятиручка (мочало) |
декабрь | 13. «Зима - не лето, - в шубу одето» 14. «Праздник валенка» 15. «Пришел мороз – береги ухо и нос» 16.«Новый год у ворот» – праздник | 1. Спиридон – солнцеворот. 2. Ангел |
январь | 17. «На пороге – коляда» 18. «Пришла Коляда-отворяй ворота» – развлечение. | 1. Кукла «Коза» для колядок (мочало). 2. Кукла здоровье (нитки льняные) |
февраль | 20.«Весёлые частушки» 21. «На героя и слава бежит» 22. «Богатыри» – развлечение с папами. 23. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» | 1. «Куклаки» 2. Кукла «Мамушка-нянюшка» |
март | 24. Развлечение «Как на масленой неделе» 25. «Сердце матери лучше солнца греет» 26. «Праздник русского платка» 27. «Грач во дворе весна на дворе» | 1. «Солнечный конь» 2. Птички «Каркуша» |
апрель | 28. «Шутку шутить – людей смешить» 29. «Наши земляки» 30. «Верба – вербочка» 31. «Пасхальный перезвон» | 1. Вербница, Пасхальная обрядовая кукла 3. Колокольчик (закрытие кружка) |
май | 32. «Ярмарка мастеров» (совместное отчетное мероприятие по проекту и кружковой работе) | «Ах, ярмарка!» |
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов;
Посещение кружка «Волшебный сундучок»
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
Беседы;
Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Мастер – классы по изготовлению сувениров;
Совместные праздники, развлечения, экскурсии.
Кружок «Волшебный сундучок»
Актуальность
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была
Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на древней основе. Наиболее ценные черты народной игрушки — это яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах сегодняшней промышленной игрушки.
Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям — она исчезла из игры детей, как исчезают из жизни старинные ремесла. Народная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является народная игрушка – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской игрушки тряпичной куклы, научить работать с тканью, нитью, лыком шпагатом при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Вид деятельности:
- Работа с тканью;
- работа с нитями;
-работа с лыком
Кружок рассчитан на детей 6-7 лет и родителей. Курс содержит 14 занятий. Занятия кружка проводятся два раза в месяц во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут, проходят в форме мастер-класса.
В отличие от покупных игрушек, народная кукла всегда несет в себе глубокий смысл - это результат богатой фантазии и народного творчества. Эти куклы обладают мощным воспитательным потенциалом. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным хозяйственным навыкам. С целью развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, знакомством с историей народной куклы в начале октября в нашей группе открылся кружок тряпичной куклы «Волшебный сундучок». На кружок приходили дети вместе с родителями. Занятия проходили в форме мастер класса, с использованием игровых, сюрпризных моментов, бесед об истории народной куклы, показ и совместное изготовление кукол.
Это очень интересное и полезное занятие. Так в старину мастерили куклы в России: игровые - для детей, обрядовые - для взрослых, к тому же на разные случаи жизни - на свадьбу, новоселье и т.п. Русская тряпичная кукла у детей: развивает мелкую моторику рук, прививает терпение, аккуратность и трудолюбие, развивает творческие способности. У взрослых снимает стресс, расслабляет и успокаивает.
В чем преимущество подобных мастер-классов?
1. Совместные мастер-классы "родитель-ребенок" помогают снять социальный барьер между ребенком и взрослым.
2. Неформальное общение, передача знаний и опыта.
3. Оформление кукольных выставок.
4. Приобщение детей и родителей к культурному наследию русского народа.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Проект подошел к концу. И завершающим праздником было совместное развлекательно-игровое мероприятие «Ярмарка». На котором мы поиграли, себя показали и на других посмотрели и порадовали своими поделками всех гостей. Итогом работы проекта является обобщение и представление своего опыта коллегам.
Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье: социальной общности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь становится гораздо здоровее.
Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Список литературы:
Т.А. Бударина, О.Н. Курепапова, А.С. Куприна Знакомство детей с русским народным творчеством (разработано в соответствии с ФГОС) методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург Детство-Пресс 2015
О.А. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской культуры. Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург Детство-Пресс 1999
И.А. Лыкова, В.А. Шипунова Игрушки изначальные история происхождения культурные традиции Издательство «Цветной мир» Москва 2012
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение общеразвивающего вида
детский сад № 9 «Сказка»
Отчёт по теме самообразования
и кружковой деятельности
за 2015-2016 учебный год
в подготовительной «В»
группе «Репка»
Воспитатель
Иванова И. В.
г. Мирный 2016 г.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. В северных русских деревнях кукол «лесовиков» делали из шишек, мха, бересты. Куклы «панки» из Архангельской области — с плоскими, едва намеченными лицами, похожие идолов, вырезаны из куска дерева и др.
Сентябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Что летом родиться, -зимой пригодиться» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88) |
2. | «Восенушка – осень - сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88) |
3. | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89) |
4. | Развлечение «Брусничный пирог» | |
Октябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | Экскурсия в краеведческий музей. Народный костюм | Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей. |
2. | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.(стр.90) |
3. | «В гости к Осени» | |
4. | Развлечение «Капустница» | |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Добро делать спешить надобно» | |
2. | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки (стр.92) |
3. | Кузьминки – об осени поминки» | |
4. | «Загляните в мамины глаза» – развлечение с мамами | |
Декабрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Зима - не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93) |
2. | «Праздник валенка» | |
3. | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94) |
4. | «Новый год у ворот» – праздник | |
Январь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «На пороге – коляда» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание песенок. (стр.95) |
2. | «Пришла Коляда-отворяй ворота» – развлечение | |
3. | | |
4. | | |
Февраль
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Весёлые частушки» «Красна речь поговоркою» | |
2. | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях (стр.97) |
3. | «Богатыри» – развлечение с папами. | |
4. | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» | Беседа о Масленице. Разучивание песен, частушек (стр.97) |
Март
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | Развлечение «Как на масленой неделе» | |
2. | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. (стр.98) |
3. | «Праздник русского платка» посиделки с мамами | |
4. | «Грач во дворе весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. (стр.99) |
Апрель
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Шутку шутить –людей смешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» (стр.100) |
2. | «Наши земляки» | Беседа о северных писателях, чтение их произведений (сказки Писахова) |
3. | «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100) |
4. | Верба – вербочка» Развлечение «Пасхальный перезвон» | |
Май
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Весну привечаем – игры затеваем» | Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. |