СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры». Воспитание духовно-нравственных качеств, любви к Родине, своему народу у дошкольников, через комплекс мероприятий связанных с обычаями, традициями, историей русского народа. Кружок тряпичной куклы "Волшебный сундучок".

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»»

Тема по самообразованию на 2015-2016 учебный год

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

Проект «Живые традиции» Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, России.

Актуальность:

Актуальность данного проекта несомненна, ведь в настоящее время потеряна связь между поколениями: многие молодые родители почти ничего не знают о русских обычаях, обрядах. Соответственно и дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций (народные пословицы, поговорки, хороводы, танцы и игры).

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр и экскурсий.

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств, любви к Родине, своему народу, через комплекс мероприятий связанных с обычаями, традициями, историей русского народа.

Задачи:

  • Освоение историко – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;

  • Продолжать знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

  • Приобщение к эстетической культуре;

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Обогащать словарный запас детей.


Перспективный план на 2015-2016 учебный год



Тема занятия с детьми

Темы занятий кружка

«Волшебный сундучок» (в форме мастер-класса с родителями)


сентябрь

1. «Что летом родиться, - зимой пригодиться»

2. «Восенушка – осень - сноп последний косим»

3. «К худой голове своего ума не приставишь»

4. Развлечение «Брусничный пирог»

Подготовка литературы, материалов для открытия кружка. Набор желающих посещать мастер-классы.

октябрь

5. Экскурсия в краеведческий музей. Народный костюм

6. «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

7. «В гости к Осени»

8. Развлечение «Капустница»

1. Зайчик на пальчик (ткань)

2. Утешница (ткань)


ноябрь

9. «Добро делать спешить надобно»

10. «Синичкин день»

11. «Кузьминки – об осени поминки»

12.«Загляните в мамины глаза» – развлечение с мамами

1. Крупеничка (ткань)

2. Десятиручка (мочало)


декабрь

13. «Зима - не лето, - в шубу одето»

14. «Праздник валенка»

15. «Пришел мороз – береги ухо и нос»

16.«Новый год у ворот» – праздник

1. Спиридон – солнцеворот.

2. Ангел


январь

17. «На пороге – коляда»

18. «Пришла Коляда-отворяй ворота» – развлечение.


1. Кукла «Коза» для колядок (мочало).

2. Кукла здоровье (нитки льняные)

февраль

20.«Весёлые частушки»

21. «На героя и слава бежит»

22. «Богатыри» – развлечение с папами.

23. «Масленица Прасковейка, встречаем

тебя хорошенько»

1. «Куклаки»

2. Кукла «Мамушка-нянюшка»

март

24. Развлечение «Как на масленой неделе»

25. «Сердце матери лучше солнца греет»

26. «Праздник русского платка»

27. «Грач во дворе весна на дворе»

1. «Солнечный конь»

2. Птички «Каркуша»

апрель

28. «Шутку шутить – людей смешить»

29. «Наши земляки»

30. «Верба – вербочка»

31. «Пасхальный перезвон»

1. Вербница, Пасхальная обрядовая кукла

3. Колокольчик (закрытие кружка)

май

32. «Ярмарка мастеров» (совместное отчетное мероприятие по проекту и кружковой работе)


«Ах, ярмарка!»


Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

  • Использование народных игр, в том числе хороводов;

  • Посещение кружка «Волшебный сундучок»


Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;

  • Беседы;

  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

  • Мастер – классы по изготовлению сувениров;

  • Совместные праздники, развлечения, экскурсии.

Кружок «Волшебный сундучок»

Актуальность

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была

Традиции народного искусства в настоящее время продол­жают жить и развиваться в новых формах на древней основе. Наиболее ценные черты народной игрушки — это яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохра­няются и находят воплощение в новых образцах сегодняшней про­мышленной игрушки.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим перво­начальным функциям — она исчезла из игры детей, как ис­чезают из жизни старинные ремесла. Народ­ная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является народная игрушка – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской игрушки тряпичной куклы, научить работать с тканью, нитью, лыком шпагатом при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Вид деятельности:

- Работа с тканью;

- работа с нитями;

-работа с лыком

Кружок рассчитан на детей 6-7 лет и родителей. Курс содержит 14 занятий. Занятия кружка проводятся два раза в месяц во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут, проходят в форме мастер-класса.

В отличие от покупных игрушек, народная кукла всегда несет в себе глубокий смысл - это результат богатой фантазии и народного творчества. Эти куклы обладают мощным воспитательным потенциалом. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным хозяйственным навыкам. С целью развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, знакомством с историей народной куклы в начале октября в нашей группе открылся кружок тряпичной куклы «Волшебный сундучок». На кружок приходили дети вместе с родителями. Занятия проходили в форме мастер класса, с использованием игровых, сюрпризных моментов, бесед об истории народной куклы, показ и совместное изготовление кукол.
Это очень интересное и полезное занятие. Так в старину мастерили куклы в России: игровые - для детей, обрядовые - для взрослых, к тому же на разные случаи жизни - на свадьбу, новоселье и т.п. Русская тряпичная кукла у детей: развивает мелкую моторику рук, прививает терпение, аккуратность и трудолюбие, развивает творческие способности. У взрослых снимает стресс, расслабляет и успокаивает.
В чем преимущество подобных мастер-классов?
1. Совместные мастер-классы "родитель-ребенок" помогают снять социальный барьер между ребенком и взрослым.
2. Неформальное общение, передача знаний и опыта.
3. Оформление кукольных выставок.
4. Приобщение детей и родителей к культурному наследию русского народа.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Проект подошел к концу. И завершающим праздником было совместное развлекательно-игровое мероприятие «Ярмарка». На котором мы поиграли, себя показали и на других посмотрели и порадовали своими поделками всех гостей. Итогом работы проекта является обобщение и представление своего опыта коллегам.

Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье: социальной общности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь становится гораздо здоровее.

Если ребенок родился и рос,

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.
Список литературы:

  1. Т.А. Бударина, О.Н. Курепапова, А.С. Куприна Знакомство детей с русским народным творчеством (разработано в соответствии с ФГОС) методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург Детство-Пресс 2015

  2. О.А. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской культуры. Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург Детство-Пресс 1999

  3. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова Игрушки изначальные история происхождения культурные традиции Издательство «Цветной мир» Москва 2012





Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение общеразвивающего вида

детский сад № 9 «Сказка»












Отчёт по теме самообразования

и кружковой деятельности

за 2015-2016 учебный год

в подготовительной «В»

группе «Репка»











Воспитатель

Иванова И. В.




г. Мирный 2016 г.























































Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.


КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Для изготовления игрушек никогда не существовало спе­циального поделочного материала. В северных русских дерев­нях кукол «лесовиков» делали из шишек, мха, бересты. Куклы «панки» из Архангельской области — с плоскими, едва намечен­ными лицами, похожие идолов, вырезаны из куска дерева и др.



Сентябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Что летом родиться, -зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88)

2.

«Восенушка – осень - сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88)

3.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89)

4.

Развлечение «Брусничный пирог»


Октябрь

Тема занятия

Содержание

1.

Экскурсия в краеведческий музей. Народный костюм

Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей.

2.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.(стр.90)

3.

«В гости к Осени»


4.

Развлечение «Капустница»


Ноябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Добро делать спешить надобно»


2.

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки (стр.92)

3.

Кузьминки – об осени поминки»


4.

«Загляните в мамины глаза» – развлечение с мамами


Декабрь

Тема занятия

Содержание

1.


«Зима - не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93)

2.

«Праздник валенка»


3.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94)

4.

«Новый год у ворот» – праздник



Январь

Тема занятия

Содержание

1.

«На пороге – коляда»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание песенок. (стр.95)

2.

«Пришла Коляда-отворяй ворота» – развлечение


3.



4.



Февраль

Тема занятия

Содержание

1.

«Весёлые частушки»

«Красна речь поговоркою»


2.

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях (стр.97)

3.

«Богатыри» – развлечение с папами.


4.

«Масленица Прасковейка, встречаем

тебя хорошенько»

Беседа о Масленице. Разучивание песен, частушек (стр.97)

Март

Тема занятия

Содержание

1.

Развлечение «Как на масленой неделе»


2.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. (стр.98)

3.

«Праздник русского платка» посиделки с мамами


4.

«Грач во дворе весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. (стр.99)

Апрель

Тема занятия

Содержание

1.

«Шутку шутить –людей смешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» (стр.100)

2.

«Наши земляки»

Беседа о северных писателях, чтение их произведений (сказки Писахова)

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100)

4.

Верба – вербочка»

Развлечение «Пасхальный перезвон»


Май

Тема занятия

Содержание

1.

«Весну привечаем – игры затеваем»

Русские народные подвижные игры на открытом воздухе.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!