СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования "Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности как средства повышения познавательной активности учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

отчет по теме самообразования

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования "Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности как средства повышения познавательной активности учащихся.»

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности как средства повышения познавательной активности учащихся»






учитель математики

МБОУ «Растегаевская ОШ»

Филюк О.В.








Условия возникновения опыта

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Информатизация образования - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В поня­тие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектиро­вать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.


Информатизация образовательного пространства позволяет радикально повлиять на качество подготовки выпускников школы - потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующего требованиям общественного развития через существенное повышение эффективности учебного процесса.

Опыт формировался в условиях информатизации учебного заведения и становления моей информационной компетентности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Преподавание математики требует выполнения практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, виртуальных экскурсий, проведение уроков в форме игры. На проведение некоторых работ не хватает времени и оборудования. Это вызвало необходимость применения компьютера на уроке. Для повышения познавательной активности и интереса к изучению математике надо было искать другие средства для современного школьника. Это привело к использованию мультимедийных дисков, презентаций, видеосюжетов. Учащиеся все чаще используют ресурсы Интернета, что расширяет кругозор. При анализе данной ситуации я столкнулась с проблемой поиска технологии, которая повысит уровень качества образования. Познакомившись с технологией внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, я решила, что эти противоречия можно решить, используя в своей работе компьютерные технологии.


Целью моей работы является:

  • повышение качества знаний учащихся при обучении математики

  • повышение познавательной активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности,

  • повышение интереса к учению, как одного из средств мотивации

  • формировании ключевых компетентностей по предмету.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Содействовать развитию познавательного интереса;

  • Повышать мотивацию к учению;

  • Создавать комфортные условия для обучения;

  • Осуществлять дифференцированный подход;

  • Создавать мультимедийные проекты по предметам;

  • Проводить виртуальные экскурсии в историю развития математики;

  • Развивать навыки работы с информацией: добывать информацию, анализировать, осуществлять отбор.

  • Использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ

  • Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

  • Воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

  • Использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

  • Сформировать информационную компетентность учащихся;

  • Научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.


Актуальность опыта

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как же подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Используя только традиционные методы обучения, решить этот вопрос невозможно.

Живя в современном обществе, мы обязаны пересмотреть свое отношение к проведению уроков и использовать различные технологии, и в первую очередь это касается информационных технологий. Наши ученики соответствуют современному обществу, поэтому учитель также должен соответствовать данному времени и не отставать от тех, кого он учит. Нам, учителям, чтобы не отставать от своих учеников, приходиться постоянно совершенствоваться, учиться чему-то новому. Это развивает и самого учителя, так как самообразование является путеводителем педагога.

Учитель и ученик… Даже человеку, далёкому от педагогики, понятно, что без взаимодействия этих составляющих невозможен образовательный процесс, а следовательно, невозможно развитие общества, которому необходимы грамотные специалисты и творческие люди. Поэтому особая роль предназначена учителю. В результате изучения математике обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ- компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

В обществе создалась проблема информационной перегруженности. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей обучающихся в использовании современных технологий констатирует  актуальность данной темы.  Поиск  эффективных путей  разрешения  обозначенного выше  противоречия привело  к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную  презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться качество образования и интерес к учебной деятельности, тем самым будут формироваться ключевые компетентности.  Применение этих технологий в обучении математики, объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъектные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения познавательной активности на уроках математики посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании модели технологии применения информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной активности учащихся; в выделении содержательных компонентов для наиболее благоприятного потенциала применения информационно-коммуникационных технологий; в разработке уроков по развитию познавательной активности учащихся, включающей в себя формирование умений и навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Технология опыта

Условия использования компьютерных средств на уроках математики:

  • готовность преподавателя использовать ИКТ, его комтетентность в данном вопросе;

  • готовность учеников к работе с использованием компьютера;

  • наличие соответствующего изучаемой теме программного обеспечения;

  • количество компьютеризированных рабочих мест;

  • возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Конструирование урока c использованием информационно-коммуникационных технологий осуществляется по алгоритму:

  1. Постановка задачи на использование информационных технологий на уроке.

  2. Определение информации, обеспечивающей решение учебных задач посредством информационных технологий.

  3. Выбор средств информационных технологий, адекватных поставленным задачам.

  4. Разработка методики использования информационных технологий в процессе решения задач.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы.

Объяснение нового материала.

На этапе изучения нового материала воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Использование презентаций позволяет облегчить учащимся восприятие материала, повысить плотность урока, эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и способствуют развитию логического мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.

Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип доступности. данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой информации. Ученик, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей ученик создаёт новое, оригинальное. Репродуктивная деятельность не мыслима без творческой деятельности. В процессе овладения знаниями и умениями ученик «переходит» из одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Применение знаний.

На данном этапе урока реализую обучающий тип деятельности. Отрабатываю различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания. В процессе обучения применяю CD-диски «Уроки алгебры 7 класс», «Уроки геометрии 7 класс», «Математика 5 класс», «Математика 6 класс».

Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.

Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Преимущество использования компьютерного эксперимента:

  1. программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;

  2. за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики; построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения.

Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.

Материалы цифровых образовательных ресурсов могут быть использованы при изучении курсов планиметрии, стереометрии, алгебры и начал анализа, элементов теории вероятностей и математической статистики на всех уровнях основной школы, на факультативах и кружках.


Контроль знаний.

При контроле применяю тесты. Для их создания использую специализированную программа «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. В обучении учащихся применяю такие специализированные программы по математике, как:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет развить коммуникативные умения обучающихся, повысить интенсивность учебного труда, развить познавательную активность, и, следовательно, желание изучать предмет. Применение ИКТ формирует навыки самостоятельной работы с материалом, позволяет вовлечь в учебную деятельность пассивных учеников, привить обучающимся навыки сотрудничества, организовать моментальную обратную связь с обучающимися, обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают школьникам проявлять их творческие способности.

При проведении уроков математики использую мультимедийные презентации. Урок-презентация реализует принципы доступности, наглядности, обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, эффективны своей эстетической привлекательностью. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.

Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний, использовать широкую базу информационных источников, сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими, научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ГИА в формате ОГЭ. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ по математике, провожу тестирование в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», затем, каждый обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить на поставленные вопросы. В итоге дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником.

Результативность

Показателями результативности моей работы по данной теме можно считать следующее:


  1. Проведенное среди обучающихся 8-9–х классов анкетирование показало, что;

а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;

б) 100% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают обучающихся данного раздела математики, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

в) 85% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате работы (будь то презентация, доклад и т.д.).


Эти цифры наглядно показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать знания и умения учащихся, делает для них урок более привлекательным и , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и показывает развитие познавательной активности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!