Отчет по теме самообразования
учителя химии Колесникович Татьяны Владимировны
Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель: развитие у учащихся потенциала исследовательской деятельности.
Срок: сентябрь 2020-июнь 2023гг
Актуальность: использование проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности способствует формированию познавательного интереса к предмету. На всех этапах проектной деятельности происходит формирование ключевых компетенций.
Индивидуальный план работы по теме самообразования включает 5 этапов:
1 этап – Диагностический. На этом этапе был проведен SWOT-анализ проектной деятельности учащихся глазами учителя:
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Процесс обучения становится более привлекательным 2) Работа в группе понижает уровень тревожности учащихся 3) Практическое применение своих знаний | 1) Трудоемкость процесса 2) Пассивная позиция кого-либо в группе |
Возможности | Угрозы |
1) Самостоятельно учиться оценивать свою работу и работу своих одноклассников 2) Работать в коллективе 3) Развивать свои творческие способности 4) Адаптироваться к социально-экономическим условиям жизни | 1) Возникновение межличностных конфликтов |
2 этап – Организационный. На этом этапе были отработаны следующие теоретические вопросы:
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС;
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать;
Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения;
Типы проектов и виды исследовательской деятельности;
Формы представления результатов исследования.
Проанализированы следующие теоретические источники:
Индивидуальный проект обучающихся по химии.10-11 классы: учебно-методическое обеспечение образовательного маршрута\Н.Н. Пильникова. Волгоград: Учитель, 2016.
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей/ Под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Журнал «Химия в школе», статьи 2015-2021 гг.
3 этап – Практический. Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии. Проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет выстроить отношения между учителем и учащимися таким образом, чтобы постепенно расширялась сфера самостоятельности учеников.
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта.
Творческие работы в 6А и 6Б классах:
1 четверть | Проект «Всемирный день защиты животных» |
2 четверть | Проект «Чудесный уголок природы России» |
3 четверть | Кроссворд « Вода и воздух» |
4 четверть | Проект «22 апреля – День Земли» |
Творческие работы в 7А и 7Б классах:
1 четверть | Химический знак по ТБ |
2 четверть | Проект «Тайна химического элемента» |
Темы проектов в рамках Дня Науки:
ФИО ученика | Класс | Название работы | Результат |
Довгань Юлиана Викторовна | 9а | Из истории чернил | 2 место |
Манаенкова Елизавета Сергеевна | 9а | Индикаторы в нашей жизни | участник |
Янковская Алина Юрьевна | 9а | Кислотные осадки: их природа и последствия | 2 место |
Фоменко Яна Андреевна | 9а | Тайна шоколада | участник |
Гурченкова Анастасия Юрьевна, Коннов Алексей Игоревич | 9б | Сколько в соке пользы? | 1место |
Кривошеева Ксения Алексеевна | 10а | Глюкоза | 3 место |
Порфирова Елизавета Владимировна | 10а | Сахароза | 3 место |
Мелёхин Иван Константинович | 10а | Крахмал - основной углевод нашей пищи | участник |
Соколов Егор Алексеевич | 11а | Кофе глазами химика | участник |
Чепикова Мария, Малютина Анастасия | 11а | Пластмассы – упаковочный материал для пищевых продуктов | участник |
Учащиеся Гурченкова Анастасия и Коннов Алексей из 9б приняли участие в 21-ой областной научно-практической конференции студентов и обучающихся «Шаг в науку».
Темы итоговых индивидуальных проектов в 9, 10 классах:
ФИО ученика | Класс | Название работы | Результат |
Довгань Юлиана Викторовна | 9а | Из истории чернил | зачет |
Янковская Алина Юрьевна | 9а | Кислотные осадки: их природа и последствия | зачет |
Фоменко Яна Андреевна | 9а | Тайна шоколада | зачет |
Порфирова Елизавета Владимировна | 10а | Сахароза | отметка 4 |
Мелёхин Иван Константинович | 10а | Крахмал - основной углевод нашей пищи | отметка 4 |
4 этап – Обобщающий. Итоги контрольных работ, экзаменов и олимпиад разного уровня, а также анализ результатов учебной деятельности позволяют мне утверждать, что учащиеся демонстрируют интерес к предмету, высокий уровень логического и проблемного мышления, творческих способностей. У таких школьников высокий уровень целеполагания и хорошо развита внутренняя мотивация к изучению не только химии, но и других предметов. Моя задача, как учителя использовать и применять инновационные технологии, совершенствовать методику проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы.
5 этап – Внедренческий. Предполагает:
Использование опыта в процессе дальнейшей работы;
Распространение результатов и работы по теме самообразования.