СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (УП 03) по ПМ. 03. Участие в организации производственной деятельности структурных подразделений МДК 03 01. Организация работы структурного подразделения

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (УП 03) по ПМ. 03. Участие в организации производственной деятельности структурных подразделений МДК 03 01. Организация работы структурного подразделения»

Департамент образования Новгородской области

ОГА ПОУ Боровичский техникум строительной индустрии и экономики


Специальность 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»




отчет по УЧЕБНОЙ ПРАКТИКе (УП 03)

по ПМ. 03. Участие в организации производственной деятельности структурных подразделений

МДК 03 01. Организация работы структурного подразделения


Выполнил студент группы М-41:

«12» октября 2020 г.



________________



_____________________

Руководитель практики:

«12» октября 2020 г.


________________


Е. А. Пилипейко












2020



Оглавление

Практические задания 1. 3

Практическая работа № 1 3

Тема: Структура управления организацией. Работа в коллективе 3

Практическая работа № 2 12

Тема: Организация нормирования на предприятии. 12

Практическая работа № 3 18

Тема: Обзор основных экономических показателей деятельности подразделения 18

Практическая работа № 4 23

Тема: Анализ рабочей деятельности подразделения 23

2. Индивидуальное задание. Приобретение и монтаж оборудования 31






Практические задания 1. Практическая работа № 1 Тема: Структура управления организацией. Работа в коллективе

Цель практической работы: выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией; научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур; научиться определять уровни управления; закрепление теоретических знаний, формирование умений через выполнение заданий.

Время выполнения – 12 часов.

Теория

Организационная структура - схема, вокруг которой организуется группа людей, основа, на которой держатся все функции, описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. 

Организационную структуру предприятия необходимо разрабатывать в связи с тем, что:

  • организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.

  • организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.

  • организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Управление

Конкретный человек или группа людей, которые принимают  решения в организации.

Правила, по которым работает организация

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения. 

Распределение труда

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Существует несколько типов традиционных структур.

Для различных организаций характерны различные виды структур управления.

Выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура регулирует:

  • разделение задач по отделениям и подразделениям;

  • их компетентность в решении определенных проблем;

  • общее взаимодействие этих элементов.

Линейная структура

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют.




Простота

Высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя.

Конкретность заданий и исполнителей.

Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией


Линейно-штабная организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Функциональная организационная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.



Углубление специализации, повышение качества управленческих решений;

Недостаточная гибкость;

Возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Плохая координация действий функциональных подразделений;


Низкая скорость принятия управленческих решений


Отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия


Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.



Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Рост расходов на управленческий персонал


Сложность информационных связей.

.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.



Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.


Гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.



Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе

Трудовой коллектив – это своеобразное небольшое сообщество, от слаженной работы которого, во многом, зависит успех всего предприятия. И, казалось бы, в чем проблема? Люди работают вместе, могут пересекаться исключительно в пределах своих трудовых обязанностей (если на более близкое общение их не тянет) и никаких ссор не затевать. Однако люди – не роботы, у них всегда есть свои чувства, переживания, мысли, и они не могут просто крутиться, как винтики в шестеренках.

Возникновение конфликтных ситуаций можно без тени сомнений назвать нормой абсолютно для любых коллективов, включая трудовые. Конфликты в принципе должны появляться в любых отношениях, потому что ни один человек не может идеально подходить другому человеку. Другое дело, что конфликты могут протекать в формате скандалов и ссор, а могут – в формате уважительного обсуждения и поиска компромиссов. Если же конфликтные ситуации не возникают в принципе, это значит, что кто-то давит, кто-то замалчивает, кто-то терпит, и так далее. И это, как минимум, приводит к душевному дискомфорту, а как максимум – служит предпосылками к очень сильной ссоре в будущем, когда все «замолчанные» обиды будут припомнены.

Виды конфликтных ситуаций

Разрешение конфликтов именно в рабочих сообществах – задача управляющего звена, равно как и самих сотрудников. При этом важно понимать, что конфликтные ситуации бывают разными. Выделяют следующие основные четыре типа.

Внутриличностный

Это серьезные противоречия, которые «раздирают изнутри» одного конкретного человека. Причиной может быть что-то, идущее с детства, может – разрыв с любимым человеком, финансовые проблемы, предательство друга, и так далее. По сути, к трудовому коллективу такой конфликт имеет достаточно посредственное отношение, ведь в своем внутреннем раздрае человек «варится» сам.







Но проблема в том, что он существует не изолированно от других, и его внутренние проблемы неизбежно будут иметь какие-либо внешние проявления. А это, в свою очередь, может спровоцировать все остальные виды конфликтов, а также стать причиной снижения продуктивности сотрудника. Поэтому в том случае, если работник переживает тяжелые времена, может быть полезно предложить ему поддержку, помощь (возможно, психологическую), чтобы предотвратить более серьезные проблемы для коллектива в будущем.

Межличностный

Обычно это конфликт между двумя людьми, и суть его заключается в том, что мнения сторон на какой-либо вопрос кардинально расходятся. Причем этот вопрос не обязательно должен быть рабочим – это может быть буквально что угодно, что в данный конкретный момент показалось конфликтующим сторонам достаточно важным.

Например, бесцеремонное вторжение в личное пространство; использование кофейного аппарата; стиль одежды; значение какого-либо слова; уход на обеденный перерыв; манера воспитания детей и многое, многое другое. Порой это может быть принципиальное столкновение разных точек зрения, порой – конфликтная ситуация, основанная на личной неприязни, порой просто кто-то попадает «под горячую руку» и без того раздраженного человека.

Между личностью и группой

Здесь речь может идти о том, что один человек демонстрирует явное недовольство по отношению ко всему коллективу или какой-то его части, либо наоборот – коллектив или часть его недовольны одним конкретным сотрудником. Причины могут быть как объективные (например, недостаточный профессионализм или нежелание приложить усилия, чтобы справляться с рабочими обязанностями), так и абсолютно лишенные объективности (например, личная антипатия из-за родственных связей с начальством или отсутствия таковых).

Межгрупповой

Это еще более масштабный вариант конфликта, когда в «противостоянии» участвуют два коллектива. В трудовых условиях это могут быть как части одного отдела, так и два разных (например, разработчики и техподдержка, дизайнеры и бухгалтеры, и так далее). Причина проблемы может крыться, опять же, быть вполне разумной (чаще всего – неудовлетворенность качеством работы), так и абсолютно субъективной (например, требование, чтобы работники со свободным графиком приходили в офис к восьми утра, как и все остальные).

Знать эти разновидности конфликтных ситуаций очень важно в контексте их успешного разрешения. Ведь если, например, ссора возникла между двумя группами, а вы попытаетесь помирить лишь двух ее участников (наиболее ярко выраженных активистов каждой из противоборствующих сторон), то результаты такого урегулирования продлятся недолго. Другое дело, если вы поговорите с этими участниками как с представителями соответствующих частей коллектива.

Основные этапы разрешения конфликтов в трудовом коллективе

В общем случае разрешение таких проблем должно выполняться по следующему алгоритму:



Прояснение ситуации. Необходимо выяснить, почему это противоборство в принципе возникло. Чаще всего на этом этапе речь идет о претензиях обеих сторон ко второму участнику конфликта.

Продумывание «идеального результата». Нужно спросить у каждой из сторон, чего бы она, в идеальном случае, хотела достигнуть по итогам сложившейся ситуации. Вполне возможно, что это будет что-то невыполнимое.

Подключение логики. Здесь требуется обрисовать конфликтующим сторонам сложившееся положение (использовав информацию, полученную на предыдущих этапах) и попросить их перейти от эмоций к здравому смыслу. Конструктивное разрешение конфликта невозможно без «холодного ума», поэтому не стоит переходить к этой фазе, если противостоящие стороны еще слишком перевозбуждены от недавней перепалки.

Поиск компромиссного решения. Когда все точки над «и» расставлены, ситуация раскрыта, как на ладони, со всех сторон, нужно найти выход, который устроит обоих участников. Такое разрешение конфликта может выполнить как лицо, выполняющее роль своеобразного арбитра, так и сами конфликтующие стороны. Другими словами, если вы чувствуете, что они, увидев ситуацию с обеих сторон, смогут договориться сами, то оставьте разрешение конфликта на них. В противном случае необходимо вспомогательное вмешательство извне. Главное здесь – объяснить, что без компромисса ситуация не разрешится никак, и постараться найти такой выход, который будет примерно равнозначен для обеих участников конфликта (например, вынудит их обоих идти на одинаковые по силе уступки).

Примирение. Когда способ разрешения ситуации найден, важно четко проговорить его, зафиксировать в памяти враждовавших сторон, и призвать их к мирному сосуществованию в рамках найденного компромисса. Они должны отчетливо понять, что были услышаны, что их интересы были учтены, и что для собственного блага они должны следовать найденному способу решения проблемы.

Такое разрешение конфликта называется конструктивным, поскольку оно позволяет стабилизировать ситуацию в коллективе, и даже выйти на более высокий, более совершенный уровень функционирования. И даже если для этого потребуется, например, реорганизовать действующую структуру организации – оно, вполне возможно, будет того стоить.

Выделяют также деструктивные конфликты, которые не находят эффективного разрешения, а приводят к ухудшению атмосферы, повышению враждебности между сотрудниками, психологическому дискомфорту, снижению продуктивности труда. Такие ситуации крайне негативно сказываются на состоянии любой компании (вплоть до развала и ухода всего коллектива), и чем дольше конфликт затягивается – тем больше у него шансов стать деструктивным. Поэтому запускать конфликтные ситуации нельзя, пусть для их разрешения и требуется приложить определенные усилия и потратить некоторое время.

Ход работы:

Задание 1.

1. Разработать и составить организационную структуру пожарной части №1.

2. Определить тип организационной структуры управления.

3. Определите уровни управления в данной организации.

4. Перечислите преимущества и недостатки данной структуры.



















Задание 2.

Разработать и составить организационную структуру управления акционерного общества, в котором имеются:

- общее собрание акционеров;

- Совет директоров;

- Генеральный директор;

- Директора: директор по коммерции; директор по общим вопроса; директор по экономике.

- Торговый отдел, главный товаровед;

- Служба главного инженера, Служба инженера по технике безопасности, Служба транспортного отдела, Служба начальника отдела снабжения.

- Планово-экономический отдел, Отдел организации торговли, Бухгалтерия,

Определить тип организационной структуры управления.

Перечислите преимущества и недостатки данной структуры











































Задание 3.

Разработать и составить организационную структуру фирмы «Стандарт», в которой имеются:

- Руководитель фирмы «Стандарт»;

- Отдел химических продуктов;

- Функциональное обеспечение проекта: производственные мощности, исследования и разработки, материально-техническое обеспечение, кадры, контроль и бух.учет.

- проекты: Проект «Продукт XXI», Проект «Здорово!», Проект «Эковзгляд»

- последовательность осуществления операций каждого проекта: производственная группа, группа конструкторов-технологов, группа снабжения, кадровая группа, бухгалтерская группа.

Определить тип организационной структуры управления.

Определите уровни управления в данной организации.













































Задание 4.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ № 1

  1. Уровень конфликта: межличностный

  2. Стороны конфликта: руководитель и работник

  3. Противоречия между конфликтующими сторонами: руководитель дает обещания, которые не может выполнить

  4. Возможные причины конфликтной ситуации: отсутствие объективности критериев продвижения в должности или повышения заработной платы.

  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации:

А) разработать локальный акт, в котором будут определены критерии продвижения в должности и ознакомить с ними работников

Б) если продвижение невозможно по определенным причинам, то руководитель должен выйти на разговор с работником, принести извинения и сказать о невозможности карьерного роста в организации.

ОТВЕТ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ № 2

  1. Уровень конфликта: межличностный (между личностью и группой – если вмешается коллектив работников)

  2. Стороны конфликта: начальница и работница

  3. Противоречия между конфликтующими сторонами: несправедливое отношение к подчиненным и превышение должностных полномочий

  4. Возможные причины конфликтной ситуации: нарушение ТК РФ в сфере реализации права работников на обеденный перерыв.

  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации:

А) начальница должна извиниться и оставить все как есть

Б) начальница должна ходатайствовать о внесении изменений в режим работы

ОТВЕТ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическая работа № 2 Тема: Организация нормирования на предприятии.

Цель работы: научиться осуществлять нормирование оборотных средств в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Планировать работу коллектива.

Время выполнения – 6 часаов.

Теория


Нормирование – это процесс установления экономически обоснованных нормативов, т.е. минимальных, но достаточных сумм оборотных средств.

Норматив оборотных средств на сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты определяется по формуле:




где С – среднесуточный расход сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов, руб.

Д – норма запаса, дни.

Норматив оборотных средств на вспомогательные материалы устанавливается по двум группам. К первой относятся материалы, расходуемые регулярно и в больших количествах Норматив по ним рассчитывается также, как на сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты.

Во вторую группу включают материалы, используемые редко и в незначительных количествах. Норматив устанавливается аналитическим методом на основе фактических данных, по формуле:


где – фактические остатки вспомогательных материалов в отчетном периоде, руб.

– соответственно среднесуточный расход вспомогательных материалов в отчетном и плановом периоде, руб/день.

Норматив оборотных средств по запасным частям для ремонта рассчитывается по формуле:


где – фактический остаток запчастей в отчетном периоде, руб.

– стоимость основных фондов отчетного и планового периода, руб.

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве определяется по формуле:


где – норма запаса, дни

С – производственная себестоимость товарной продукции на планируемый период, руб.

Д –количество дней в плановом периоде.

Норма запаса по незавершенному производству рассчитывается по формуле:




где П – длительность производственного цикла, дни

– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве

Коэффициент нарастания затрат – есть отношение себестоимости незавершенного производства (Снп) к плановой себестоимости (Спл).




Норматив оборотных средств на готовую продукцию определяется произведением нормы запаса в днях и однодневного выпуска товарной продукции по производственной себестоимости.


Ход работы:


Решите задачи, используя приведенные алгоритмы.


Порядок формирования индивидуального задания:

Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент,

соответствующий номеру студента по списку.


Пример 1

Определить индивидуальную и средневзвешенную нормы оборотных средств по незавершенному производству:


Таблица 1 – Исходные данные для расчета нормы оборотных средств по незавершенному производству

Продукция

Длительность производственного цикла, дн.

Rн.з.

Выпуск товарной продукции по себестоимости, тыс. руб.

А

100

0,6

2900

Б

180

0,65

1280

Решение

  1. Определяем индивидуальные нормы запаса оборотных средств по незавершенному производству в днях

По продукции А:

По продукции Б:

  1. Определяем средневзвешенную норму оборотных средств по незавершенному производству

Задача 1

Определить индивидуальную и средневзвешенную нормы оборотных средств по незавершенному производству:

Таблица 2 – Исходные данные для расчета нормы оборотных средств по незавершенному производству

Продукция

Длительность производственного цикла, дн.

Rн.з.

Выпуск товарной продукции по себестоимости, тыс. руб.

А

170

0,7

1230

Б

130

0,6

1298





РЕШЕНИЕ:




























Пример 2

Рассчитать:

  1. Средневзвешенный интервал поставок

  2. Определить размер складского запаса.


Таблица 3 – Исходные данные для расчета размера складского и страхового запаса основных материалов

Вид материала

Поставщик

Интервал между поставками, дни

Объем поставки, т

Производное число (гр.3*гр.4)

1

2

3

4

5

Чугунное литье

1

22

200

4400

Стальное литье

2

20

300

6000

Цветное литье

3

34

200

6800

Прокат сортовой

4

54

200

10800

Итого

900

28000

Решение

  1. Средневзвешенный интервал составит:

  1. Размер складского запаса принимается равным половине средневзвешенного интервала:





Задача 2

Рассчитать размер складского и страхового запаса:

Таблица4 –Исходные данные для расчета складского и страхового запаса основных материалов

Вид материала

Поставщик

Интервал между поставками, дни

Объем поставки, т

Производное число

1

2

3

4

5

1

1

32

350


2

2

25

210


3

3

40

321


4

4

20

200


Итого






РЕШЕНИЕ:

























Пример 3

Рассчитать запас запасных частей в отчетном и плановом году.

Таблица 5 – Исходные данные для расчета запаса запасных частей

Показатель

Обозначения

Значение

Удельный вес стоимости производственного, силового оборудования, транспортных средств в стоимости основных фондов

35%

Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб.

30% от стоимости оборудования и транспортных средств

Среднеквартальная стоимость основных фондов, тыс. руб.


В отчетном году

На 20% меньше, чем в плановом

В плановом году

1699,76

Решение

  1. Определяем среднеквартальную стоимость основных фондов в отчетном году:



  1. Определяем стоимость производственного, силового оборудования, транспортных средств в отчетном году



  1. Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб




  1. Норматив оборотних средств по запасным частям для ремонта в плановом периоде рассчитывается по формуле:



где

– фактический остаток запчастей в отчетном периоде, руб.

, – стоимость основных фондов отчетного и планового периода, руб.



Задача 3

Рассчитать запас запасных частей в отчетном и плановом году.


Таблица 6 – Исходные данные для расчета запаса запасных частей

Показатель

Обозначения

Значение

Удельный вес стоимости производственного, силового оборудования, транспортных средств в стоимости основных фондов


40%

Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб.

25% от стоимости оборудования и транспортных средств

Среднеквартальная стоимость основных фондов, тыс. руб.



В отчетном году

На 17% меньше, чем в плановом

В плановом году

1700


РЕШЕНИЕ:





















Задача 4

Рассчитать запас инструмента


Таблица 6.7– Исходные данные для расчета запаса инструмента

Показатель

Обозначение

Значение

Фактическая стоимость инструмента в эксплуатации, тыс. руб.

320000

В том числе:



Ненужные и изношенные

50000

Среднеквартальная численность работающих, чел.:



В отчетном периоде

1400

В плановом периоде

1330

Запас инструмента считается по формуле:


РЕШЕНИЕ:
















Практическая работа № 3 Тема: Обзор основных экономических показателей деятельности подразделения

Цель работы – научиться определять технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения


Время выполнения – 6 часов


Теория

Обобщим основные технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения в таблице:

Таблица 1 – Технико-экономические показатели структурного подразделения

Показатели

Обозначение, расчет

Экономический смысл

1

2

3

4

1

Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб.

В


2

Стоимость основных фондов, тыс. руб.


3

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.


4

Численность работников структурного подразделения, чел.

Ч


5

Годовой фонд заработной платы персонала подразделения, тыс. руб.


6

Себестоимость произведенных работ, оказанных услуг, тыс. руб.

С

Себестоимость – это сумма затрат, связанных с производством и реализацией продукции

7

Валовая прибыль, тыс. руб.


Как экономическая категория, прибыль отражает чистый доход, получаемый в результате производственно- хозяйственной деятельности предприятия

8

Рентабельность,%

Рентабельность показывает, какую прибыль получает предприятие с 1 вложенного в производство рубля затрат

9

Производительность труда, руб/чел.

Производительность труда показывает выработку на одного работника предприятия

10

Средняя заработная плата, руб/чел.

Средняя заработная плата показывает средний размер оплаты труда на одного работника данного предприятия

11

Фондоотдача

Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 рубль основных фондов

12

Фондоёмкость

Величина фондоёмкости показывает, сколько основного капитала приходится на 1 рубль выпущенной продукции. Это показатель, обратный фондоотдаче.

13

Фондовооруженность

Фондовооруженность показывает величину стоимости основных средств, приходящуюся на одного работника

14

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, число кругооборотов, которое эти средства совершают за плановый период


Ход работы:

Порядок формирования индивидуального задания:

Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент,

соответствующий номеру студента по списку.


Задача 1

Рассчитать технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения и произвести анализ его деятельности при следующих исходных данных:

Таблица 2 – Расчет технико-экономических показателей деятельности подразделения

Показатели

Обозначение,

расчет

2014 год

2015 год

Отклонения, +,–

Динамика, %

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб.

В

350000

450620



2

Себестоимость произведенных работ, оказанных услуг, тыс. руб.

С

200000

350000



3

Валовая прибыль, тыс. руб.






4

Рентабельность,%





5

Численность работников структурного подразделения, чел.

Ч

68

70



6

Производительность труда, руб/чел.





7

Годовой фонд заработной платы персонала подразделения, тыс. руб.

8976

10080



8

Средняя заработная плата, руб/чел.





9

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

68900

78630



10

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

40000

36000



11

Фондоотдача





12

Фондоёмкость





13

Фондовооруженность





14

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств





Примечания:

Приведем пример расчета отклонений и динамики по показателю «Выручка»






По остальным показателям расчет производится аналогично, за исключением рентабельности. По показателю «рентабельность» рассчитываются только отклонения, т.к. рентабельность рассчитана в процентах.


РЕШЕНИЕ:

Показатели

Обозначение,

расчет

2014 год

2015 год

Отклонения, +,–

Динамика, %

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб.

В





2

Себестоимость произведенных работ, оказанных услуг, тыс. руб.

С

200000

350000



3

Валовая прибыль, тыс. руб.






4

Рентабельность,%





5

Численность работников структурного подразделения, чел.

Ч

68

70



6

Производительность труда, руб/чел.





7

Годовой фонд заработной платы персонала подразделения, тыс. руб.

8976

10080



8

Средняя заработная плата, руб/чел.





9

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

68900

78630



10

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

40000

36000



11

Фондоотдача





12

Фондоёмкость





13

Фондовооруженность





14

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств






Задача 2

Рассчитать заводскую (производственную) себестоимость ремонта условной ремонтной единицы.

Таблица 3 – Расчет производственной себестоимости ремонта условной ремонтной единицы

Статьи затрат

Обозначения, формулы

Сумма, руб.

1

2

3

4

1

Основные материалы, руб.

Мо

132,42

2

Основная заработная плата электриков-ремонтников,руб.

231,45

3

Дополнительная заработная плата электриков-ремонтников

(10% от основной)


4

Страховые взносы во внебюджетные фонды – 30% от Фонда заработной платы (от суммы основной и дополнительной заработной платы), руб.


5

Цеховые расходы на ремонт условной ремонтной единицы, руб.

– норматив цеховых расходов (принять 90%)



6

Общезаводские расходы на ремонт условной ремонтной единицы, руб.

– норматив общезаводских расходов (принять 60%)


7

Итого производственная себестоимость ремонта условной ремонтной единицы (Спр)


РЕШЕНИЕ:

Статьи затрат

Обозначения, формулы

Сумма, руб.

1

2

3

4

1

Основные материалы, руб.

Мо

132,42

2

Основная заработная плата электриков-ремонтников,руб.


3

Дополнительная заработная плата электриков-ремонтников

(10% от основной)


4

Страховые взносы во внебюджетные фонды – 30% от Фонда заработной платы (от суммы основной и дополнительной заработной платы), руб.


5

Цеховые расходы на ремонт условной ремонтной единицы, руб.

– норматив цеховых расходов (принять 90%)



6

Общезаводские расходы на ремонт условной ремонтной единицы, руб.

– норматив общезаводских расходов (принять 60%)


7

Итого производственная себестоимость ремонта условной ремонтной единицы (Спр)


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Перечислите основныетехнико-экономическиепоказателидеятельности структурного подразделения.

  2. Раскройтеэкономическийсмыслтехнико-экономическихпоказателей: рентабельности; производительности труда; показателииспользованияосновных и оборотныхфондов. Какпроводитсяиханализ?







Практическая работа № 4 Тема: Анализ рабочей деятельности подразделения

Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки решения задач на опре-деление экономической эффективности деятельности подразделения.

Время выполнения -12 часов.

Теория

Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, получаемый в результате производственно- хозяйственной деятельности предприятия.


Общая сумма балансовая прибыли предприятия складывается из прибыли по отдельным видам деятельности. Размер балансовой прибыли определяется по формуле:




где П6 - балансовая прибыль, руб.;

Пр- прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи- прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пв.о.- прибыль (убыток) от внереализационных операций.


Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)- это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.

Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия- это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.

Финансовые результаты от внереализационных операций- это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. К ним относятся: доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; убытки по операциям прошлых лет, недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам в иностранной валюте и др.

Балансовая прибыль, уменьшенная на величину платежей в бюджет и процентов за банковский кредит, представляет собойрасчетную прибыль.

Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называетсячистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? - Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называетсярентабельностью.

Известны два варианта определения рентабельности:

  • отношение прибыли к текущим затратам - издержкам предприятия (себестоимости), выраженное в процентах и рассчитываемое по формуле:


Р = × 100%



где Р - рентабельность, %;

П - прибыль, руб.;

С - себестоимость, руб.;

  • отношениеприбыли ксреднегодовойстоимостиосновныхпроизводственныхфондов и оборотныхсредств,такжевыражаемое в процентах и определяемое по формуле:


Р = × 100%



где Соф- среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

Сос - стоимость оборотных средств, руб.

В зависимости от того, какая прибыль используется при расчете (балансовая или расчетная) определяется общая или расчетная рентабельность.

Общая рентабельность производства- это отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств, выраженное в процентах. Она рассчитывается по формуле:


Робщ = × 100%



где Р0бщ- общая рентабельность, %.

Расчетная рентабельность- это отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств, выраженное в процентах. Она определяется по формуле:


Ррасч =



где Ррасч- расчетная рентабельность, %.

Рентабельность продукции рассчитывается по всей реализованной продукции и ио отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Этот показатель позволяет судить об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Соответствующий расчет представлен в формуле:

Рп =



где Рп - рентабельность продукции, %.

Этот показатель также может рассчитываться как по балансовой, так и по чистой прибыли.

Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия являетсярентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно предприятие определило товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж определяется по формуле:


Рп =



где Рпр- рентабельность продаж, %;

Пч - чистая прибыль, руб.;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг), руб. Основными источниками повышения уровня рентабельности являются, увеличение прибыли и снижение себестоимости продукции.


Ход работы:

Решить задачи. Сделать выводы.

Порядок формирования индивидуального задания:

Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент,

соответствующий номеру студентапо списку.

Если студент имеет №5, то К=1,05; Если №20, то 1,2, и.т.д.

Пример 1

Определить общую рентабельность производства на 2015 год, если:

  • годовой план реализациипродукциипредприятия (выручка) в оптовыхценахсоставит 100 млн. руб.; (В)

  • полнаясебестоимостьреализованнойпродукции- 70 млн. руб.; (С)

  • прибыль от реализацииосновныхсредствпредприятия - 10 млн. руб.; (Пос)

  • штрафы, пени, неустойки, подлежащие оплате предприятием - 500 тыс. руб. (0,5 млн. руб.); (Ш)

  • среднегодоваястоимостьосновныхфондов- 65 млн. руб.; (Соф)

  • среднегодоваястоимостьнормируемыхоборотныхсредств - 90 млн. руб. (Соб.)

Произвести оценку экономической эффективности деятельности подразделения в 2015 году, если в 2014 году рентабельность производства составила 37%.

Решение

  1. Определяемприбыль от реализациипродукции (Пр)


Пр = В – С, руб.



Пр = 100 – 70= 30 млн. руб.


  1. Определяембалансовуюприбыль (Пб)


Пб = Пр + Пос.– Ш, руб.



Пб=30 + 10 – 0,5=39,5 млн. руб.


  1. Определяемобщуюрентабельностьпроизводства (Робщ)


Робщ = × 100%



  1. Сравниваемрентабельность 2015 года с рентабельностью 2014 года и делаемвывод о перспективах экономическойэффективностидеятельностиподразделения в планируемом году.

В 2015 году предприятие ухудшило результаты своей деятельности, т.к. рентабельность снизилась с 37% до 25,5%, –это явление отрицательное.


Задача 1

Определить общую рентабельность производства на 2015 год, если:

  • годовой план реализациипродукциипредприятия (выручка) в оптовыхценахсоставит200 млн. руб.; (В)

  • полнаясебестоимостьреализованнойпродукции- 80 млн. руб.; (С)

  • прибыль от реализацииосновныхсредствпредприятия - 25 млн. руб.; (Пос)

  • штрафы, пени, неустойки, подлежащие оплате предприятием - 200 тыс. руб. (0,2 млн. руб.); (Ш)

  • среднегодоваястоимостьосновныхфондов- 40 млн. руб.; (Соф)

  • среднегодоваястоимостьнормируемыхоборотныхсредств - 60 млн. руб. (Соб.)

Произвести оценку экономической эффективности деятельности подразделения в 2015 году, если в 2014 году рентабельность производства составила 30%.



























Пример 2

Определить расчетную рентабельность производства на плановый период, если:

  • годовой план реализациипродукциипредприятия (выручка) в оптовыхценахсоставит 80 млн. руб.; (В)

  • полнаясебестоимостьреализованнойпродукции - 50 млн. руб.;(Сп)

  • среднегодоваястоимостьосновныхфондов- 46 млн. руб.;(Соф)

  • среднегодоваястоимостьнормируемыхоборотныхсредств - 54 млн. руб.; (Соб.)

  • плата за кредит запланирована в размере 3 млн. руб.;(К)

  • плата за имущество - 5 %. (%налога)

Произвести оценку экономической эффективности деятельности подразделения в плановом году, если в отчетном году рентабельность производства составила 30%.


Решение

  1. Определяембалансовуюприбыль


Пб= В – Сп, руб.



Пб =80 – 50 = 30 млн. руб.


  1. Определяемплатежи в бюджет в виде налога на имущество (% налога 5%)


, руб.




  1. Определяемрасчетнуюприбыль


Прасч=Пб – Ни – К, руб.




Прасч =30 – 5 – 3=22 млн. руб.

  1. Определяемрасчетнуюрентабельность




  1. Сравниваемрентабельность планового года с рентабельностьюотчетногогода и делаемвывод о перспективах экономическойэффективностидеятельностиподразделения в планируемом году.В 2015 году предприятиеухудшилорезультатысвоейдеятельности, т.к. рентабельностьснизилась с 30% до 22%, –этоявлениеотрицательное.


Задача 2

Определить расчетную рентабельность производства на плановый период, если:

  • годовой план реализациипродукциипредприятия (выручка) в оптовыхценахсоставит93 млн. руб.; (В)

  • полнаясебестоимостьреализованнойпродукции - 55 млн. руб.;(Сп)

  • среднегодоваястоимостьосновныхфондов- 55 млн. руб.;(Соф)

  • среднегодоваястоимостьнормируемыхоборотныхсредств - 63 млн. руб.; (Соб.)

  • плата за кредит запланирована в размере 2 млн. руб.;(К)

  • плата за имущество - 5 %. (% налога)

Произвести оценку экономической эффективности деятельности подразделения в плановом году, если в отчетном году рентабельность производства составила 11%.

























Пример 3

Сравнить рентабельность продукции за три квартала на основе следующих данных:


Таблица 1– Расчет рентабельности продукции

Показатель

Ед. изм.

Квартал года

1

2

3

– Цена одного изделия (Ц)

руб.

1500

1650

1850

– Себестоимость одного изделия (Сп)

руб.

1200

1300

1450

– Прибыль от реализации единицы продукции (Пр)

Пр=Ц – Сп

руб.

1500-1200=300

1650-1300=350

1850-1450=400

– Рентабельность продукции (Ррасч)


Ррасч = × 100%

%

Сравниваем результаты рентабельности по годам, делаем выводы о тенденциях эффективности продаж продукции.

Рентабельность продаж за 3 квартала имеет тенденцию к росту. Это явление положительное.

Задача 3

Сравнить рентабельность продукции за три квартала на основе следующих данных:


Таблица 2 – Расчет рентабельности продукции

Показатель

Ед. изм.

Квартал года

1

2

3

1

2

3

4

5

– Цена одного изделия (Ц)

руб.

1800

1611

1900

1

2

3

4

5

– Себестоимость одного изделия (Сп)

руб.

1000

1100

1230

– Прибыль от реализации единицы продукции (Пр)

руб.




– Рентабельность продукции (Ррасч)


Ррасч = × 100%

%



















Пример 4

За отчетный год цехом выпущено продукции на сумму 90 млн. руб. при среднесписочной численности работающих 150 человек. В плановом году предусматривается увеличение объема выпускаемой продукции в 1,5 раза, а числа ра­ботающих на 50 человек. Определить плановый рост производительности труда.

Оценить эффективность использования фонда оплаты труда, если темп роста заработной платы в плановом году составит 1,5.

Решение оформить в таблице.


Таблица 3 – Расчет производительности труда

Показатели

Отчетный год

Плановый год

Темп роста

Выпуск продукции, млн. руб.(В)

90

90

Численность работников, чел.(Ч)

150

150+50=200

Производительность труда

Фонд оплаты труда используется эффективно, если темп роста производительности труда превышает темп роста заработной платы.

В условиях настоящего примера фонд оплаты труда используется не эффективно, т.к. темп роста заработной платы опережает темп роста производительности труда.


Задача 4

За отчетный год цехом выпущено продукции на сумму 150 млн. руб. при среднесписочной численности работающих 130 человек. В плановом году предусматривается увеличение объема выпускаемой продукции в 1,8 раза, а числа работающих на 20 человек. Определить плановый рост производительности труда. Оценить эффективность использования фонда оплаты труда, если темп роста заработной платы в плановом году составит 1,9. Решение оформить в таблице.


Таблица 4 – Расчет производительности труда

Показатели

Отчетный год

Плановый год

Темп роста

Выпуск продукции, млн. руб.(В)




Численность работников, чел.(Ч)




Производительность труда


















КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Чтотакоеприбыль? Назовитеисточникиполученияприбыли.

  2. Изкакихэлементовскладываетсяобщаясуммабалансоваяприбылипредприятия?

  3. Чтовключаетприбыль от реализациипродукции (работ, услуг)?

  4. Чтотакоерентабельность? Перечислите показателирентабельности.

  5. Каковыпутиповышенияуровнярентабельности?
















2. Индивидуальное задание. Приобретение и монтаж оборудования



Составление сметы на приобретение и монтаж __________________

    1. Расчет затрат на приобретение и монтаж оборудования

Составление сметы на приобретение и монтаж оборудования.

Таблица 1 Смета на приобретение и монтаж оборудования.

Статья затрат

Сумма, руб.

  1. Сметная стоимость расходов (С)


  1. В том числе


2.1 стоимость оборудования


2.2 стоимость монтажных работ


2.3 транспортные расходы


2.4 Накладные расходы


2.5 плановые накопления


Смету составил


Сметная стоимость расходов (С)=Рп+Ртр+Рм+Рн+Рпн

Рп – расходы на приобретение оборудования по прейскурантной цене,

Ртр – транспортные расходы 3-5% от Рп,

Рм- 10-12% от Рп,

Рн – 50% от заработной платы рабочих,

Заработная плата 15% от Рм,

Рпн – 8% от (Рм+Рн)


1.1Составление ведомости-спецификации потребного количества вспомогательных материалов

Таблица 2 Ведомость-спецификация потребного количества вспомогательных материалов (передается в отдел комплектации за 10 дней до начала монтажа)

Наименование материала

Единица измерения

Количество

Цена, руб.

Стоимость, руб.

  1. Арматура

Кг




  1. Бетон

М3




  1. Болты, шайбы

Кг




  1. Рукавицы

Шт




  1. Ветошь

Кг








итого






    1. Расчет численности рабочихмонтажников


Чр= ФЗП по смете/(Т*n*Кпн* v),

Где

ФЗП по смете - стоимость монтажных работ в тыс. руб.(табл. 1)

N – число дней монтажа оборудования (2-3дней)

V – число смен работы монтажников (1смены),

Т – Дневной фонд средней заработной платы – определяется с учетом разряда, средняя тарифная ставка (Тст) и коэффициента трудового участия (КТУ=1,6) по формуле:

4разряд -100 руб/час

5разряд – 110 руб/час

Т=Тст*КТУ

Кпн – коэффициент перевыполнения норм (1,1).

При расчетах получаем число монтажников и к нему добавляем 1 слесаря.


    1. Расчет эксплуатационных затрат


Величина годовых эксплуатационных расходов определяется затратами на амортизацию оборудования, содержание обслуживающего персонала и текущий ремонт.

Расчет амортизационных затрат определяется по формуле:

А= (Ссм*Nам)/100

Ссм – сметная стоимость оборудования,

Nам – норма амортизации из справочника.

В стоимость затрат на содержание обслуживающего персонала включаются: зарплата обслуживающего персонала (основная и дополнительная), отчисления на социальное страхование, пенсионный фонд, фонд мед. Страхования.

Таблица 3Баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего

Показатели

Прерывное производство

Непрерывное производство (3 смены)

1. календарный фонд рабочего времени, дни

365

365

2. Нерабочие дни всего

В том числе



    1. Праздничные



    1. Выходные



3. номинальный фонд рабочего времени



4. неявки всего

В том числе



4.1. очередной отпуск

28

28

4.2. отпуск по учебе



4.3. выполнение гос. обязанностей



4.4. прочие неявки

6

6

5. эффективный фонд рабочего времени, дни



В часах



6. коэффициент списочного состава





Графы 2и3 строки 1и 2 заполняются по календарю

Строка3 рассчитывается как строка 1-строка2

Строка 4 по плану

Строка 5 = стр 3 – стр 4.1

Ксс для прерывного производства: стр3/стр5

Ксс для непрерывного производства: стр1/стр5

Таблица 4 Качественный состав рабочих

Наименование профессии

Разряд

Количество

Дневная тарифная ставка

Слесарь (рем)




Слесарь




Слесарь












Итого

-




На основе качественного состава бригады и баланса рабочего времени производится расчет годового фонда заработной платы обслуживающего персонала.


Таблица 5 Расчет фонда заработной платы бригады

Наименование

профессии

Разряд

Количество

Часоваятарифнаяставка, руб

Эффективныйфондрабочеговремени

Прямой фонд заработной платы, руб

Премия

Прочиедоплаты

основнаязаработнаяплата, руб

Дополнительнаязаработнаяплата

Всегозаработнаяплата, руб

Отчисления от заработной платы, руб

Всего фонд з/пл, руб.

%

Сумма, руб.

%

Сумма, руб.

%

Сумма, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Слесарь
















Слесарь
































итого
















Пояснения к таблице:

Графы 1,2,3 – согласно штатной расстановки (расчета численности и качественного состава бригады)

Графа 5 – эффективный фонд работы Таблица 4

Графа 6 = гр3*гр4*гр5 Графа 7,9,12-данные базисного предприятия (7- менее 50%, 9- 20%, 12-12%)

Графа 8=(гр6*гр7)/100 Графа 10=(гр6*гр9)/100

Графа 11=гр6+гр8+гр10 Графа 15=(гр14*34)/100 (ЕСН) Графа 16=гр14+гр15

Ввиду того, что ремонтный персонал обслуживает весь участок, то общий годовой фонд зар. Платы, приходящийся на обслуживание оборудования, берется 10% от общего фонда заработной платы (Таблица 5 гр. 16 итого):

З обсл.=ФЗП*10/100

Затраты на текущий ремонт сотавляют 15% от амортизационных затрат:

Зт. Рем= А*15/100

Эксплуатационные затраты определяются суммированием всех рассчитанных в этом разделе затрат по формуле:

Зэкс=А+Зобсл+Зт. Рем +Свспом.мат,

Где А - амортизационные затраты,

Зобсл – зар. Плата обслуживающего персонала,

Зт. рем. – затраты на текущий ремонт.


    1. Экономическая эффективность эксплуатационных затрат


Описывается и оценивается целесообразность необходимость установки оборудования.

Для определения экономичности эксплуатации оборудования применяется его оценка по коэффициенту экономичности. Коэффициент экономичности представляет собой отношение затрат на эксплуатацию в пределах ремонтного цикла к первоначальной сметной стоимости данной единицы оборудования.

где Р – затраты на эксплуатацию оборудования в пределах ремонтного цикла, руб;

С – первоначальная сметная стоимость оборудования, руб.

Вывод

Если Кэ.11 – то можно сделать вывод, что эксплуатация экономически нецелеобразна.

Эксплуатация является неэффективной, если затраты на обслуживание оборудования в пределах ремонтного цикла превышают сметную стоимость оборудования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!