Отчет
работы по формированию и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А Заргалаева», проведенной психологом Джаватхановой Альбиной Ахмедовной
Цель работы на период 2017 - 2018 учебного года - психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение социально-психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития учащихся, способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
.
Поставленные задачи:
психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей в ситуации личностно ориентированного образования;
обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе;
профилактика и коррекция нарушений личностного развития;
оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
разработка и реализация программ, направленных на развитие психологической компетенции учащихся;
создание условий для удовлетворения потребности учащихся в самопознании, развитии личностного самосознания, формирования психологической культуры учащихся;
психологическая поддержка и помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения;
выявление и психологическое сопровождение учащихся ''группы риска'' в разных возрастных категориях;
создание условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся на разных этапах обучения;
повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
оказание методической помощи педагогам, психологам по вопросам психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях базовой сельской школы.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Количественные показатели работы по направлениям деятельности представлены в статистическом отчёте (Приложение 1).
Изучение сформированности надпредметных и личностных компетентностей учащихся
Внутренняя позиция школьника
Самооценка
Мотивация к учебной деятельности
Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм
Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого
Умение руководствоваться системой условий задачи
Уровень сформированности коммуникативных навыков
Изучение уровня интеллектуального развития и сформированности компонентов учебной деятельности:
Уровень готовности детей к обучению в школе (будущие первоклассники):
мотивация;
интеллектуальная и речевая сферы;
произвольность психических процессов;
зрительно-моторная координация.
Уровень интеллектуального развития (5, 9 классы)
В рамках реализации профильного обучения проводились следующие диагностические исследования:
Изучение психологической готовности учащихся предпрофильных классов к выбору дальнейшего образовательного маршрута (7, 8, 9-е классы)
изучение профессиональной направленности учащихся;
определение уровня информированности о будущей профессии;
выявление профессиональных намерений учащихся;
изучение уровня профессиональной идентичности;
выявление уровня готовности к профессиональному самоопределению.
4. Изучение успешности (эффективность) профильного обучения (10-11 классы):
изучение уровня мотивации учения, выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности;
изучение субъектности в образовательном процессе;
уровень сформированности мотивации к достижению успеха;
выявление уровня профессионального самоопределения выпускников.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Это, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у школьников.
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся 5-10 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 11 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и классные родительские собрания).
3) Выступления на педагогическом совете, методическом объединении классных руководителей, методическом объединении педагогов-психологов района.
4) Групповые просветительские консультации для учащихся, родителей, педагогов (по вопросам профессионального самоопределения, профилактики суицидального поведения, подготовки учащихся к выпускным экзаменам и т.д.).
Выводы. В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную. По результатам проведённой работы (классные часы, групповые консультации) учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях, а также увеличился спрос на проведение тренинговых занятий. По результатам проведения родительских собраний увеличилось количество родителей, обратившихся за индивидуальной психологической помощью (особенно активность проявили родители 1, 5 классов).
Приоритетным направлением работы, которое определяется реализацией профильного обучения, является
психологическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Основной задачей психологического обеспечения
предпрофильной подготовки школьников
является
психологическая поддержка и сопровождение учащихся при выборе профиля в условиях профильного обучения. Работа на данном этапе ориентирована на помощь учащимся в решении задач самоопределения.
Анализ результатов работы по формированию психологической готовности учащихся 9 класса к выбору профиля обучения к профессиональному самоопределению показал:
Практически все учащиеся проявляют активность в профессиональном самоопределении.
79 % учащихся 9 классов определились с выбором профессии или сферой будущей профессиональной деятельности.
Подавляющее большинство учащихся характеризуются достаточной степенью информированности о будущей профессии
В настоящий момент большинство учащихся 9-х классов характеризуются наличием развитых профессиональных интересов.
У большинства учащихся 9-х классов сформирован достаточный, благоприятный уровень готовности к профессиональному самоопределению (74 %).
Психологическое сопровождение учащихся профильных классов
Основная цель работы на 1 этапе (адаптационный этап – 10 класс) – способствовать социально-психологической адаптации учащихся к новой ситуации обучения, изучение успешности профильного обучения.
По результатам данных диагностики, проведённой в ноябре 2013 г., все учащиеся 10 профильных классов благополучно чувствуют себя в школе, отличаются хорошей социальной адаптированностью, состоянием эмоционального комфорта, который позволяет им адекватно приспособиться к изменившимся условиям обучения. Настороженность вызывают учащиеся 10 класса В, уровень мотивации которых ниже допустимого.
По итогам 1 года обучения в профильных классах у всех старшеклассников учебная мотивация развита среднем и достаточном уровне.
Полученные результаты изучения уровня сформированности у учащихся мотивации к достижению успеха (или избеганию неудачи) в профиле обучения показали, что на конец учебного года в 10 профильных классах уровень сформированности мотивации успеха у всех учащихся на высоком и среднем уровне. Низкий уровень не выявлен.
Вывод: профильное обучение способствует формированию у старшеклассников активной позиции в образовывании себя, развитию самостоятельности, ответственности в ходе осуществления учебной деятельности.
Педагог-психолог ______________________________/Ягудина Е.Г./
Приложение 1
Изучение сформированности надпредметных и личностных компетентностей
у учащихся 1-3, 5 классов 2017-2018 учебный год
| | Личностные УУД | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Общий результат |
| | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
| 1 а класс | 9,5 | 38,1 | 33,3 | 14,3 | 23,8 |
| 1 б класс | 44 | 28 | 36 | 24 | 32 |
| 2 а класс | 66,7 | 50 | 37,5 | 16,7 | 50 |
| | 40,1 | 38,7 | 35,6 | 18,3 | 35,3 |
| | | | | | |
| | средний | средний | средний | средний | средний |
| 1 а класс | 80,9 | 47,6 | 57,1 | 66,7 | 71,4 |
| 1 б класс | 52 | 44 | 52 | 52 | 64 |
| 2 б класс | 33,3 | 33,3 | 41,7 | 70,8 | 45,8 |
| | 55,4 | 41,6 | 50,3 | 61,2 | 60,4 |
| | | | | | |
| | Личностные УУД | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Общий результат |
| | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
| 2 б класс | 82,6 % | 60,9 % | 30,4 % | 17,4 % | 47,8 % |
| 3 а класс | 75 % | 42,4 % | 25,2 % | 20,8 % | 33,3 % |
| 3 б класс | 71,4 % | 14,3 % | 19 % | 19 % | 23,8 % |
| | 76,3 % | 39,2 % | 26,9 % | 19,1 % | 34,8 % |
| | | | | | |
| | средний | средний | средний | средний | средний |
| 2 б класс | 17,4 % | 26,1 % | 60,9 % | 60,9 % | 47,8 % |
| 3 а класс | 20,8 % | 37,5 % | 50 % | 62,5 % | 50 % |
| 3 б класс | 23,8 % | 42,8 % | 52,3 % | 52,3 % | 66,6 % |
Директор
МКОУ «Ирганайская СОШ» А.М. Магомедов
Психолог А.А. Джаватханова
| | Личностные УУД | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Общий результат |
| | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
| 5 а класс | 72,6 % | 51,7% | 32,4 % | 18,4 % | 43,8 % |
| 5 б класс | 55,1 % | 32,4 % | 27,2 % | 9,8 % | 22,7 % |
| 6 б класс | 71,4 % | 47,8 % | 39 % | 39 % | 45,8 % |
| | 66,4 % | 43,2 % | 29,9 % | 18,1 % | 37,4% |
| | | | | | |
| | средний | средний | средний | средний | средний |
| 5 а класс | 21,4 % | 29,6 % | 58,2 % | 59,8 % | 46,7 % |
| 5 б класс | 29,3 % | 38,5 % | 43,1% | 61,4 % | 58,9 % |
| 6 б класс | 23,8 % | 38,2% | 59,3 % | 51,2 % | 65,4 % |
| | 18,3% | 35,5 % | 54,3 % | 57,5 % | 53,1 % |
| | | | | | |
| | | | | | |
7