СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет учителя русского языка и чтения по теме самообразования"Использование нетрадиционных приемов в работе над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна всем учителям для написания отчета по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Отчет учителя русского языка и чтения по теме самообразования"Использование нетрадиционных приемов в работе над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка»»

Отчет по теме самообразования «Использование нетрадиционных приемов в работе над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка»

Обоснование для выбора темы по самообразованию.

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, которую я ставлю перед собой, является – научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Цель:  Исследовать эффективность использования нетрадиционных приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями.

Задачи:

1.На основе анализа учебной и методической литературы изучить приёмы работы над словарными словами с целью выявления наиболее эффективных.

2. Подобрать и разработать упражнения и дидактический материал для изучения слов с использованием мнемонических приёмов;

3.Проследить динамику усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями.

Гипотеза: Я считаю, что использование нетрадиционных приёмов при изучении словарных слов позволит улучшить качество их написания.

План работы по теме самообразования

Сроки, содержание

I этап. Теоретический. 2019-2020

1. Формулирование темы по самообразованию, постановка цели и задач своей работы

2. Изучение литературы, интернет - возможностей, имеющегося опыта по проблеме

II этап. Практическое решение проблемы 2020-2022

1. Создание базы нетрадиционных приемов работы над словарными словами.

2. Описание приемов, используемых в работе.

3. Прогнозирование результатов: написание словарных диктантов

III этап. Оценочный. 2022 – 2023

1. Анализ работы по теме самообразования

2. Представление опыта на ШМК учителей русского языка и чтения, на сайтах педагогических сообществ».

И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей, из чего можно сделать вывод о том, что специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцати тонном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа – одна из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Вышеизложенные выводы, мысли ученых и помогли выбрать тему по самообразованию.

Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости.

В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели.

Словарная работа может:

- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;

- преследовать грамматические цели;

-проводиться с целью обучения детей правильному произношению и написанию отдельных слов.

Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать нетрадиционные приемы работы.



1. Обращение к этимологии слова

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». В старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает. Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы). Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть. Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например:

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. 

3.Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии). Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация, что именно в этом слове надо запомнить. И мы с детьми приходим к выводу что здесь не опасное место, а вот -асса- надо запомнить. Затем постепенно мы приходим к составлению мини сказки о том, как пассажир перед посадкой берёт билет в кассе.

4. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает.

б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.

в) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. 

Например, мини-сказка: “Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие”.

У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

  1.  Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

  

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

6.Приём “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

7. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.

  • Береги нос в большой __________.

  • Живут как кошка с ____________.

  • Куй ____________, пока горячо.

  • __________ до Киева доведёт.

  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро- (мороз, корова, сорока, дорога, ворона, воробей, хорошо)

Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить» так, чтобы получились словарные слова.

- оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 - ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.





Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С.Н. Лысенковой.

По данной методике работа над словарными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки.

Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.

1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов и др.

2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.

3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений, работа с карточками «сорбонками».

«Сорбонка» является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя.

Например. На одной стороне написан вопрос «Предмет, который помогает определить части света». На другой – КОМПАС.

Еще вариант. На одной стороне слово с пропуском орфограммы, с другой – с написанными. Ученик себя самостоятельно может проверять, могут работать в парах.

Способы работы класса с «сорбонкой»

Методисты и педагоги предлагают следующие способы применения сорбонки.

  • Индивидуальная работа, когда ребенок работает самостоятельно и проверяет сам себя.

  • Работа в постоянных или сменных парах. Ребята проверяют знания друг друга и оценивают их. Периодически подобную работу можно проводить у доски.

  • У детей на партах лежат одинаковые комплекты карточек. Учитель задает вопрос, ученики поднимают карточку с правильным ответом.

  • Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 учеников. Преподаватель дает задание, дети выкладывают карточку с правильным ответом на середину стола. Если все ответы правильные, «сорбонки» остаются на парте, если кто-то из школьников ошибся, он забирает карточки себе, по их количеству и выставляется итоговый балл.

4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и другие виды работ.

5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.

Для того чтобы подтвердить гипотезу проводились словарные диктанты во всех классах. Чтобы показать положительную динамику, я провела анализ написания словарных диктантов в 8а классе, с которыми работаю с 5 класса.

Класс

Учебный год

На «4и5»

%

На «3»

%

5а (5 чел)

2019 - 2020

2 чел.

40%

3чел.

60%

6а (6 чел)

2020 - 2021

4 чел.

66%

2 чел.

33%

7а (7чел)

2021 - 2022

5 чел.

71%

2 чел.

28%

8а (7чел) 1 полугодие

2022- 2023

(декабрь)

6 чел.

85%

1 чел

14%



Проводя анализ результатов, можно сделать вывод, что можно наблюдать положительную динамику, что подтверждает гипотезу, о том, что использование нетрадиционных приёмов при изучении словарных слов позволит улучшить качество их написания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!