Отчет по внеурочной деятельности кружка «Секреты времен года»
1-а класса за 2020/2021 учебный год
Кружковая работа по экологическому воспитанию проводилась мной с сентября 2020 по май 2021 года. Кружковая работа проводилась один раз в неделю по понедельникам. Занятия проводились в классной комнате.
Занятия кружковой работы строились в соответствии с перспективным тематическим планированием, разработанным с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы.
Курс занятий был разработан мною с целью формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Соблюдение нравственных принципов природопользования.
При проведении кружковой работы планировалось достигнуть ряда определенных задач.
Обучающие:
Дать детям системные знания об окружающем его мире в соответствии с возрастом и способностями
Научить применять на практике полученные знания
Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения нарушения его целостности.
Развивающие:
Развивать у детей эстетические чувства и умение любоваться красотой природы
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы
Повышать общий интеллектуальный уровень знаний детей
Развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом.
Воспитывающие:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям
Воспитывать потребность в общении с природой
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
В своей работе я использую различные формы и методы организации воспитательной работы.
Беседы на экологические темы.
Практикумы.
Игры на экологические темы.
Интегрированные занятия.
Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением. Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, парк) с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала).
Викторины и конкурсы на экологическую тематику.
Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
Экологические праздники, КВН.
Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории детского дома, разбивка цветника.
Декоративно – прикладное творчество (рисование, аппликация, лепка).
Просмотр мультфильмов, кинофильмов о природе и с участием животных.
В ходе кружковой работы по экологическому воспитанию у детей формируются знания:
- об окружающем растительном и животном мире.
- о явлениях природы, изменениях погодных условий, о временах года.
С детьми детально рассматривается каждое время года, имеющее свои неповторимые особенности. Выделяется круг явлений и предметов природы, которые интересны в определенный сезонный период.
На базе этих знаний у детей происходит:
- формирование активной внутренней потребности и стремления к любви, доброте.
- формирование мотивации к деятельности и активных личностных установок.
Развитие творческих способностей (интеллектуальные, конструктивные). Всю экологическую работу, направленную на развитие творческих способностей детей, я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности, прогулках, трудовой деятельности детей. Через творческую работу я формирую у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения.
Развитие любознательности.
Развитие эмоционально – волевых качеств. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения удивляться, сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. На занятиях и в свободной деятельности я знакомлю детей с объектами и явлениями природы, где дети накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам. Полученный опыт применяется детьми в разных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе. С одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются, становятся более конкретными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе.
Формы организации занятий разнообразны:
1.Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
2.Самостоятельная работа детей.
3.Экспериментирование.
На каждом занятии я использую физкультурные паузы, что позволяет мне переключить умственную, двигательную, речевую активность детей, не выходя из учебной ситуации. Веселые тексты к физкультурным паузам заучиваем в свободное время. Также использую во время прогулок.
Для выбора нужного направления в работе, и чтобы проверить в какой степени ребенок овладел умениями и навыками, на что следует обратить внимание, провожу диагностику по экологии, что позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных занятий.
Кружок посещают все обучающиеся группы в количестве 12 человек
По результатам диагностики детей был выявлен следующий уровень знаний в области растительного и животного мира.
№ п/п | ФИО ребенка | Сентябрь 2020 года | Май 2021 года |
1 | Бабыкина Любовь | средний уровень | выше среднего |
2 | Богдарев Глеб | низкий уровень | низкий уровень |
3 | Ефременко Артем | средний уровень | средний уровень |
4 | Курбатов Руслан | низкий уровень | низкий уровень |
5 | Лясковский Дмитрий | низкий уровень | средний уровень |
6 | Марченко Олег | низкий уровень | низкий уровень |
7 | Николаев Антон | средний уровень | средний уровень |
8 | Подлитова Маргарита | низкий уровень | низкий уровень |
9 | Рассказова Вероника | низкий уровень | низкий уровень |
10 | Рассказова Виктория | низкий уровень | низкий уровень |
11 | Семыкин Тимур | ниже среднего | средний уровень |
12 | Тубольцев Константин | низкий уровень | низкий уровень |
В начале учебного года по результатам диагностики средний уровень знаний был выявлен у 3 обучающихся, у 9 обучающихся - низкий уровень знаний.
В конце учебного года показатели изменились не значительно: выше среднего – 1 обучающихся, средний – 3 обучающихся, низкий у 7 обучающихся.
В течение учебного года ребята с удовольствием посещали кружок. Самой любимой формой занятия для детей стали экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, развивают нравственные качества.
Кроме экскурсий и походов, дети любят различные игры.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Круговорот воды в природе», «Экологическая пирамида», «Что где растет?», «Угадай правило», «Семена и листья», «Определи на вкус», «Из чего состоит человек?» и др.
Словесно – дидактические игры: «Закончи предложение», «Загадки – описания», «Что бывает зимой?», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода?» и др.
Подвижные игры: «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Охотники и утки», «Воробьи и вороны», «Огонь, земля, воздух, вода», «Ходят капельки по кругу».
Немаловажное значение в системе экологической работы имеют словесные методы (беседа). Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе взаимодействия с миром природы.
Проведены беседы: «О правилах поведения на природе», «Животные леса осенью», «Насекомые осенью», беседа о комнатных растениях, беседа о перелетных и зимующих птицах, беседа о зрении и глазах и др.
В течение учебного года хорошо проявили себя Бабыкина Л., Ефременко А., Семыкин Т. Ребята активно включались в различные виды деятельности, хорошо усваивали новый материал, учились четко и конкретно отвечать на поставленные вопросы.
Продвижение в познании окружающей действительности необходимо отметить у Бабыкиной Л. В начале учебного года девочка имела средний уровень знаний. В ходе занятий я уделяла большое внимание Любови, так как девочка проявляла заинтересованность, очень старалась в выполнении творческих заданий. По итогам диагностики уровень знаний в конце года вырос до выше среднего значения.
Такие обучающиеся как: Марченко О., Подлитова М., Лясковский Д., Тукольцев К., Курбатов Р., Бондарев Г., Рассказовы В. и В так и не смогли изменить свой уровень знаний, оставшись на низком показателе. Обучающиеся не проявляли заинтересованности на занятиях, на поставленные вопросы отвечали редко и только с помощью учителя.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Сформирована основа экологической культуры детей. Развиваются речевые навыки детей. Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально – положительное отношение к природе, эффективно развивается: воображение, мышление, память.
В следующем году я планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми. Также мне хочется ввести в свою работу экологические тренинги, направленные на развитие взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм.
Так же я планирую оформление выставки поделок из природного материала для того, чтобы сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
Классный руководитель: ЗС Старокожева