СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет и план РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН РАБОТЫ и отчет о проделанной работе КРАЕВЕДЧЕСКОГО  УГОЛКА

Просмотр содержимого документа
«План (Край)»

МБОУ «Руссковская СШ»



ПЛАН РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА



Учитель: Рябинина В.В.















с. Русское

2017 г



Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в краеведческой исследовательской деятельности.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданской позиции у обучающихся.

Краеведение- это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются: социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, района, края.

История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса; таким образом, краеведческий материал тесно связан с курсами школьных программ по региональному компоненту ( «Азбука Смоленского края», «История Смоленщины», «География Смоленщины», «Литература Смоленщины»), краеведению в отечественной истории. Краеведение и краеведческая исследовательская деятельность - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой.

Краеведческая исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Краеведческая исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Краеведение позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках организации работы краеведческого кружка «Краеведение», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся

Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального краеведческого исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах в процессе продолжения образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.



Цели программы:1).Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в краеведческую поисковую исследовательскую практику.

2). Создание условий, способствующих формированию у школьников личностных качеств гражданина и патриота.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей школьников.

  • Обучение детей школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

  • Формирование и развитие у детей школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания

  • Развитие потребности к познанию и творчеству средствами краеведческой исследовательской деятельности.

  • Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Реализация программы способствует:

1) углублению и расширению исторических знаний на основе конкретных фактов из истории своей семьи, своего родного села, своего района.

2) привитию навыков краеведческой поисковой исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

3) развивает личностные качества : научное миропонимание, мышление и речь, экологическую, эстетическую и этическую культуру, творческие способности , патриотические чувства.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что представленный материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера и материалы по социально- экономическому, политическому развитию «малой родины» даны в комплексе, не повторяя школьной программы регионального компонента.

Программа рассчитана на учащихся 6-8классов основной школы, на 3года

Содержание курса занятий определяется следующей структурой: от биографии самих учащихся к истории их семьи, от истории семьи к истории родного села, родного края (района). Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу краеведения повышался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объектами проектно-исследовательской краеведческой работы становятся близкие люди ( семья), родное село (деревня), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую успешную работу.

В проблемно- поисковую, исследовательскую деятельность необходимо включение всех учащихся. Однако это не означает, что у них у всех будет одинаковый результат. Разнообразие форм и методов проблемно- поисковых исследовательских заданий позволяет дифференцировать образовательный процесс в рамках проектно- исследовательской работы , предоставляя уч-ся право иметь свой выбор в формах и методах исследований ( под руководством учителя), что в свою очередь способствует развитию личностных качеств и творческих способностей учащихся

Результаты поисковой исследовательской краеведческой работы находят свое отражение в реализации творческих проектов учащихся ( и их родителей). Это разработка тематических экскурсий с использованием краеведческого материала, доклады, рисунки, презентации, подготовка полученных материалов для проведения выставки наших достижений в конце учебного года.

Активное применение индивидуальных, групповых форм работы помогают формировать у учащихся самостоятельность, взаимопонимание и взаимовыручку, развивают творческие способности, личностные качества.

В результате работы учащиеся

должны знать:

  • географию и экологию своего села;

  • историю своей семьи, своего рода, своего села;

  • мир животных и растений родного края;

должны уметь:

  • работать с различными видами источников по краеведению;

  • проводить поисково - исследовательскую работу (под руководством учителя); находить решения различных поисковых проблем;

  • грамотно учиться вести поисковые исследовательские записи;

  • составлять отчет (с помощью учителя) о проделанной работе;

  • выступать с презентациями своих работ и участвовать в проведении анализа своей работы и работ своих товарищей;

  • разрабатывать( под руководством учителя) тематические экскурсии на основе материалов краеведческого уголка и проводить их для учащихся школы

Тематическое планирование

Тема занятия

1

Вводное занятие «Я Родину люблю…»

2

Экспедиция в лето. Подведение итогов летних заданий. Оформление работ учащихся.

3

Экспедиция в географию. География края (района, села). Родной край на карте страны.

4

Экспедиция в экологию. «Жалобная книга природы».

5

Экспедиция в традиции. Традиции и праздники семьи, класса, нашей школ, села.

6

Экспедиция в историю. История школы. Сегодняшний день и перспективы развития.

7

Экспедиция в историю. История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

8

Экспедиция в историю: предметы быта о времени и о себе. Пополнение экспонатами краеведческого уголка.

9

Экспедиция в культуру. Фольклорные традиции в семье, в селе.

10

Экспедиция в историю. Операции «Память сердца», «Дети на войне», «Этих дней трагические краски» - посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

11

Итоговая конференция: презентации, выставка работ учащихся.





Содержание программы работы краеведческого кружка.

Тематическое планирование работы кружка «Краеведение».

1.Введение «Я Родину люблю…».

ИБ/ПБ. Понятие «родина» у великих людей, наших выдающихся земляков. Национальное и интернациональное в жизни людей. Что мы вкладываем в понятие «родина» сегодня?

2. Экспедиция в лето. Подведение итогов летних заданий. Оформление работ учащихся.

ИБ/ППБ. Требования к оформлению отчетов. Анализ целей и задач летних заданий и достигнутых результатов. Консультации и рецензирование.

РБ. Выступления членов кружка с отчетами. Оформление материалов по итогам летней коллективной и индивидуальной поисковой краеведческой работы. Организация выставки лучших работ учащихся в краеведческом уголке.

3. Экспедиция в географию. География края (района, села). Родной край на карте страны.

ИБ. Понятие «родной край». Местоположение. Соседи нашего района, села, деревни. Проблема исчезновения многих населенных пунктов нашего сельского поселения. Рельеф края. Почвы и минералы. Гидрография. Климат. Флора и фауна.

ППБ. Сбор коллекции «Почвы и минералы» родного края. Описание течения реки Немка и реки Остер. Ведение дневника наблюдений и анализ его данных. Изучение растительного и животного мира. Животные и растения нашего района, занесенные в Красную книгу Смоленщины? Сбор и оформление гербария.

РБ. Подготовка листов к оформлению «Малого атласа края». Проведение выставки «Животный мир нашей местности». Устный журнал «География родного края». КТД «Географическая экспедиция по родному краю». интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по географии края.

4.Экспедиция в экологию. «Жалобная книга природы».

ИБ. Понятие «Экология», причины экологических проблем. Понятие «природный комплекс». Природные комплексы на территории края. Экологические проблемы нашего села, района и причины их порождающие.

ППБ. Выявление последствий влияния деятельности человека на состояние природных комплексов. Проект «Жалобная книга природы». Исследование наиболее неблагоприятных мест района. Проектирование решения проблем по исправлению данных ситуаций.

РБ. Конференция «Глобальные проблемы человечества и наш край: общее и особенное». Выступления и обсуждение результатов работ. Создание экологических маршрутов по родному краю. Акция «Внимание к экологии – внимание к самому себе». Трудовые рейды: «Живи, родник!» и «Покормим птиц!»

5.Экспедиция в традиции. Традиции и праздники семьи, класса, нашей школ, села.

ИБ. Понятия «традиции» и «обычаи».Традиции религиозные, светские, календарные, профессиональные, семейные. Причины усиления или ослабления традиций в жизни людей.

ППБ. Традиции и праздники семьи, класса и нашей школы. Их история. Беседа, анкетирование о семейных традициях. Кто является их хранителем? Описание традиций.

РБ. Семейный вечер «У огонька». Фестиваль семейных традиций. Творческие работы «Игры наших дедушек и бабушек».

6. Экспедиция в историю. История школы. Сегодняшний день и перспективы развития.

ИБ. Историческая справка о школе в с.Русское - в 2018г исполнится 100лет! Экскурсия в краеведческий уголок школы.

ППБ. Школьные годы ваших родных : что запомнилось? Как учились в то время? Как изменилась школа сегодня? Какой бы хотелось видеть школу в ближайшем будущем?

РБ. Проект школы будущего(коллективная творческая работа).



7.Экспедиция в историю. История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

ИБ. Период Великой Отечественной войны на территории нашего района, населенных пунктов микрорайона школы. Жизнь наших людей в этот период.

ППБ. Операция «Мы помним - мы будем помнить!»: воспоминания тех, кто в годы войны проживал в населенных пунктах микрорайона школы. Сбор и запись воспоминаний.

РБ. Встреча «Дети мира детям войны». Подготовка и проведение устного журнала «Детство, опаленное войной»

8. Экспедиция в историю: предметы быта о времени и о себе. Пополнение экспонатами краеведческого уголка.

ИБ. Усадьба, подворье, костюмы, мебель, утварь, рукоделие-история возникновения, назначение в быту, особенности, технология и традиционные приемы изготовления в материалах и традициях нашей местности.

ППБ. Изучение предметов быта школьного краеведческого уголка.

РБ. Разработка и проведение тематических экскурсий в школьном краеведческом уголке ( работа в группах): а) «Бабушкин сундук» б) «Как рубашка в поле выросла». Сбор и пополнение краеведческого уголка новыми экспонатами бытовой утвари наших предков.

9.Экспедиция в культуру. Фольклорные традиции в семье, в селе.

ИБ.Изучение обрядов и обычаев, связанных с земледельческим циклом. Сбор, запись фольклора с.Русское и деревень с/администрации. Этнический состав населения края. Его традиции и обычаи: культурные, семейные, бытовые. Устное народное творчество жителей края.

ППБ. Заполнение анкет в семьях для изучения традиций и праздников родного края раньше и теперь.

РБ. Проведение фольклорного праздника «Шире круг». Оформление альбома «Бытование фольклора в современных условиях».

10. Экспедиция в историю. Операции «Память сердца», «Дети на войне», «Этих дней трагические краски» - посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

ИБ.Период Великой Отечественной войны на территории нашего района.

ППБ. Операции «Дети на войне», « Память сердца», «Этих дней трагические краски»: воспоминания тех, кто в годы войны проживал в населенных пунктах микрорайона школы. Сбор и запись воспоминаний.

РБ. Анализ собранной информации. Подготовка презентации по материалам

11. Итоговая конференция: презентации, выставка работ учащихся.

«Исторический портрет малой родины».

Примечание:

- ИБ.-информационный блок;

- ППБ.-проблемно-поисковый блок;

- РБ.-результативный блок;

-ПР.- практическая работа ;

(Сокращения использованы в планировании работы).

Программа разработана на основе методических материалов и рекомендаций сборника «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей» ( номинация туристско-краеведческая). Москва; ГОУ ЦРСДОД;2003г.

Список литературы:

1.Г.А.Ластовский «История и культура Смоленщины». Смоленск. 1997;2006

2.Д.И.Будаев, А.А.Ильюхов «История Смоленщины XIX-XXвв» Смоленск.1998.2006.2010

3. «Перекресток» (Шумячский альманах)-выпуски №1;№2;№3;№4;№5;№6.

4. «Русские народные песни Смоленской области». Ленинград.1991

5. «Книга Памяти». «Смядынь».1997

6. «Смоленская область. Энциклопедия. Том1. Персоналии» СГПУ Смоленск.2001

7. «Смоленская область. Энциклопедия. Том2. » СГПУ Смоленск.2001



























Просмотр содержимого документа
«отчет (Край)»



Работа краеведческого уголка в нашей школе проводится в соответствии с разработанным и утвержденным « Положением о школьном историко - краеведческом уголке» и « Программой деятельности краеведческого уголка школы».

Основными её задачами являются:

-совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

-развитие потребности изучения родного края;

-патриотическое, нравственное, экологическое воспитание учащихся;

-развитие и становление личностных качеств учащихся, форм социально- значимой деятельности.

Главным объектом краеведческой работы в школе является личность обучающегося, со всеми его многообразными интересами и запросами. Ведущая задача работы краеведческого уголка по реализации Программы - создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей учащихся школы средствами краеведения.

Работа краеведческого уголка школы включает в себя следующие направления:

а) историческое краеведение

Тематика: операции «Истоки», «Память сердца», «Дети на войне», «Сохраним от забвения»;

-«Наш край в сражениях и войнах» ( Отечественная война 1812года; Великая Отечественная война 1941-1945гг);

-летопись села Русское;

-история школы;

-история детского движения;

б) географическое (экологическое) краеведение

Тематика:

-изучение природы и хозяйства Шумячского района (природные ресурсы, экономика, население);

-природоохранная работа (липовая аллея в с. Русское; Николина криница);

-изучение местных географических названий;

-растительный и животный мир района ( исследования «Гнездовья аиста в Шумячском районе», «Черный аист в урочище Днесино», «Насекомые из «Красной книги» Смоленщины», операция «Муравейник»;

-экологические проблемы микрорайона школы, операция «Жалобная книга природы»

в) литературное краеведение

Тематика:

- «Замечательные люди родного края» (поисково- исследовательские и творческие работы учащихся);

-«Защитники Отечества»- поисково- исследовательские и творческие работы учащихся);

-«Край мой Смоленский»- творческие работы учащихся);

В практике работы по краеведению в школе использование фондов краеведческого уголка осуществляется в трёх основных организационных формах:

а) на уроках по истории России ( с интеграцией материала регионального компонента: истории Смоленщины), географии России (с интеграцией материала регионального компонента: и географии Смоленщины), биологии, литературы, предметов «История православной культуры», «Азбука Смоленского края».

Учителя- предметники обогащают уроки местным материалом, используют наглядность из фонда краеведческого уголка в качестве иллюстративного материала к вышеперечисленным урокам. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. В рамках изучения предметов «Православная культура» (5кл. и 6кл.), «Истории православной культуры земли Смоленской» учащиеся собрали материал об истории православного храма в Дубовице, а учащиеся: Базеева Н., Новикова Н., Гелич Д. под руководством Кононовой А.И. , на основе этого материала и собственной исследовательской работы представили презентацию «Дорога к храму» на Дне школьных наук и областном конкурсе, где были отмечены дипломом. Использование материалов по краеведению на уроках дает возможность учащимся проследить историю жизни отдельного человека, членов своей семьи, жителей села, района, области с общей историей народа страны. Краеведческий материал школьного уголка помогает более ясно и осознанно понять, как в сплетении исторических событий, порой очень трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к одному народу. Учащиеся на примерах из истории и традиций их семей, на местом краеведческом материале, близком и понятном, имеют возможность увидеть, как росли и обогащались культурные традиции, извлечь для себя определенные нравственные уроки.

б) Внеурочная краеведческая работа

Внеурочная краеведческая работа в краеведческом уголке ведется в двух направлениях: накопление материала и его использование во внеурочной и внеклассной воспитательной работе. Ребята изучают историю своей семьи, составляют свои родословные. (В практике работы мы собираем материал под общим названием: «История страны через родные лица»).

Большое распространение в нашей школе получили различные виды внеклассной и внешкольной работы: экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экскурсии и походы по родному краю, ученические конференции, «круглые столы», олимпиады, викторины и конкурсы, организация экскурсий, выставок и экспозиций в краеведческом уголке. Краеведческий материал всегда очень широко представлен в традиционно проводимых в нашей школе предметных неделях. Один из дней исторической недели, недели географии, биологии и литературы обязательно мы посвящаем «Дню Малой родины». А интересно и увлекательно его провести помогают материалы нашего краеведческого уголка. Учащиеся представляют свои проектные работы: «История моего дома», «Бабушкин сундук», «Игры и игрушки моих родителей, бабушек и дедушек». Экологическое краеведение широко представлено в традиционном «Месячнике экологической безопасности», который проходит с 26апреля по26 мая. Исследования учащихся направлены на выявление источников загрязнения окружающей среды ( по результатам составлена «Жалобная книга природы»), изучения среды обитания и распространения редких видов растений, насекомых, птиц. В конце месяца в школе проходит туристско-краеведческий спортивный праздник: каждая команда проходит по определенному маршруту. Используя топографическую карту, командам предстоит найти все «КП», на которых необходимо выполнить задания на отработку туристических умений и навыков, на знание истории, географии и природы родного края. Краеведческие занятия находят свое продолжение и в практических делах наших школьников:

1) Проведено обследование и сделано описание памятника культуры- православного храма в д. Дубовица. (уч-ся 7класса, Кононова А.И.)

2) Ведется работа по окультуриванию и сохранению памятника природы- липовой аллеи в с.Русское.(6-10классы, Хиондерко Т.Н.)

3)Учащиеся школы ухаживают за обелиском воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны в с.Русское, могилой неизвестных солдат в с. Хоронёво и д. Михайловка, могилой партизан в д. Н.Хоронёво.(9 -10 классы, Колягина М.Н.; 7класс, Хиондерко Т.Н.;8 класс, Рябинина В.В.)

4)Учащиеся под руководством классных руководителей пополняют краеведческий уголок, выполняя проекты по истории школы

5)Разработана на основе материалов уголка тематическая выставка «Как рубашка в поле выросла» для учащихся начальных классов.

Итоги работы мы подводим обычно в конце мая, когда проходят отчеты по кружковой работе. Ребята выступают с докладами, представляют свои презентации. Лучшие работы награждаются.

6) Ежегодно учащиеся нашей школы представляют свои проекты и исследования на районном краеведческом слете активистов- краеведов, принимают участие в областных краеведческих викторинах и конкурсах, Многие работы были отмечены Грамотами и Дипломами.

Таким образом, краеведческая работа в нашей школе четко спланирована, включается в учебный процесс, воспитательные мероприятия в течение всего учебного года и в каникулярный период. Формы организации краеведения и методы его использования довольно разнообразны; работы по изучению родного края являются важной составляющей достижений в портфолио учащихся и педагогов нашей школы. Центральным звеном сложившейся системы краеведческой работы в школе является, безусловно, краеведческий уголок школы. Но для дальнейшей продуктивной работы, эффективного использования в полной мере накопленного материала необходимо большее помещение. Эта проблема будет решена администрацией школы в текущем учебном году.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!