МБОУ СОШ № 74
ШНО «Точка зрения» секция «Краеведение»
в системе поддержки талантливых
и одаренных детей
Из опыта работы
Зятиковой Светланы Андреевны
учителя истории и обществознания
Воронеж, 2013
НОУ «Точка зрения» секция «Краеведение»
в системе поддержки талантливых и одаренных детей
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал успешным и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди инициативные, творческие и мобильные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.
Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Как сказал в своем докладе «Наша новая школа» президент страны Дмитрий Медведев: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования, надо выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также сопровождать их в течение всего периода становления личности».
Задача образования сегодня – оказать помощь обучающимся в освоении таких способов действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь обучающимся этот выбор сделать осознанно, то есть научить объективно оценивать свои возможности, способности, интересы и склонности.
К проблеме организации занятий с одаренными детьми обращались многие зарубежные и отечественные педагоги. Разработаны принципы организации работы с одаренными детьми (по А.И. Савенкову):
гибкость в использовании времени;
ориентация на познавательные потребности детей и их интеллектуальную инициативу;
доминирование собственной исследовательской практики обучающихся над репродуктивным усвоением знаний;
создание условий, способствующих проявлению высокой самостоятельности школьников в учебно-познавательной и исследовательской деятельности;
сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
критичность и лояльность в оценке идей.
Все эти принципы как нельзя лучше сочетаются в работе ШНО «Точка зрения». ШНО является одной из перспективных организационных форм, содействующих развитию творческих, интеллектуальных, познавательных способностей школьников, поддержке их одаренности и талантов.
Задачами ШНО «Точка зрения» являются:
выявление наиболее одаренных школьников в различных областях науки;
развитие их творческих способностей;
активное включение школьников в процессы самообразования и саморазвития;
совершенствование у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы;
повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.
Научное общество имеет Устав, Положение, свои направления и формы деятельности, свой отличительный знак. Членами общества являются лучшие ученики школы, победители олимпиад и конкурсов, педагоги. Заседания ШНО «Точка зрения» проводятся 1 раз в четверть, на занятиях школьники знакомятся со структурой проектной методики, учатся определять цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы, овладевают различными методами исследования, а также учатся оформлять и представлять свои проекты.
Сотрудничество учеников и педагогов предполагает различные направления и формы работы:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая выполнение отдельных заданий (подготовка разовых докладов, подбор литературы, изготовление наглядных пособий и др.) и работу с обучающимися по отдельной программе (подготовка к олимпиадам и конкурсам, оказание консультативной помощи);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных либо смежных предметных областей);
III направление – массовая работа (включает в себя встречи с интересными людьми, совместную подготовку с педагогами предметных недель, участие в научно-практических конференциях разных уровней).
Участие в работе ШНО позволяет развивать и реализовывать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, привлекать их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня, совершенствовать знания в определённой области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской деятельности под руководством педагогов.
За годы существования ШНО «Точка зрения» при совместной проектной деятельности школьников и педагогов было создано более 50 проектов различных направлений. Проектные и исследовательские работы затрагивают учебные и социальные проблемы, проблемы здоровья и пути его сохранения, проблемы культуры. Проекты школьников носят исследовательский, образовательный, творческий характер, разрабатываются коллективно и индивидуально, бывают как краткосрочными, так и долгосрочными.
Копилка ШНО «Точка зрения»:
Учебные годы | |
Школьный | Муниципальный | Региональный | Всероссийский |
2010– 2011 | 15 | 3 Демешко Е. Дорогов С. Гаршин Н. | 3 | 2 |
2011– 2012 | 20 | 5 Дорогов С. Демешко Е. Иваненко Д. Гаршин Н. Струков С. | 5 | 4 |
2012– 2013 | 25 | 6 Демешко Е. Иваненко Д. Пометов Н. Ворфоломеева Л. Чернышова О. Рубцова Е. | 6 | 3 |
Кропотливая, целенаправленная, систематическая работа педагогов с одаренными детьми приносит результаты. Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.
Анализ деятельности ШНО свидетельствует о повышении уровня проектных работ, развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания ученика.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности позволяет реализовать право школьников на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников, реализовать их жизненные цели.
Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.
7