Просмотр содержимого документа
«Отчет о стажировке в Германии_ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Задание на стажировку в Германии
1. Определите актуальную для Вас тему (или направление деятельности) по совершенствованию образовательного процесса: Задачи профессиональной образовательной организации в системе практикоориентированной (дуальной) модели обучения, «Колледж 2020».
В ходе стажировки подберите материал по данной теме (направлению)
2. Подберите материал для дальнейшего использования в образовательном процессе, систематизируя его в форме следующей таблицы:
№ п/п | Наблюдения (описание увиденного приема, способа и др.) | Планируемое использование (в организации учебных занятий, в создании образовательной среды…) |
1 | Основой образования являются не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Студента уже на стадии обучения включают в разработку новых технологий, адаптируют к условиям конкретной производственной среды | Организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на постановку и решение им самим конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проектных и т.д.). Планирую использовать проектный подход к организации учебной деятельности, когда студенты приобретают знания, умения, навыки и опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов |
2 | Практическое представление учебных курсов: - обучение экономичному вождению трактора (экономия топлива); - увеличение тягового усилия трактора с помощью балласта и уменьшения давления в шинах. Практическое профессиональное образование в области: - растениеводство; - животноводство | Содержание образовательных программ составить с учетом международного опыта обучения в области повышения эффективности использования сельскохозяйственной техники, изучения современных технологий растениеводства и животноводства |
3 | Обучение студентов организовано по схеме – 20% теории и 80% практики | Организация практик в реальных производственных условиях на действующих предприятиях агропромышленного комплекса. Довести процентное соотношение теории и практики до 30/70 |
4 | Образование – Повышение квалификации | Организовать стажировку инженерно-педагогических работников на ведущих предприятиях АПК региона |
5 | Профобразование на «признанных» обучающих предприятиях | Создать реестр социальных партнеров. Организавать шефство, тьюторство, наставничество на предприятиях – партнерах. Сформировать аттестационные и квалификационные комиссии, производить оплату обучающимся за время прохождения профессиональной практики |
6 | Роль преподавателя (тренера) в ходе выполнения заданий заключается в правильном ориентировании и консультировании студентов, выработке навыков самоорганизации | Создание позитивного психологического микроклимата, стимулирование уверенности обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач |
3. Определить основные мероприятия по внедрению результатов стажировки:
№п/п | Название мероприятие, его характеристика | Срок реализации | Ожидаемый результат |
1 | Организовать проектный подход к организации учебной деятельности, когда студенты приобретают знания, умения, навыки и опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов | Сентябрь-октябрь, 2016г. | Студенты самостоятельно организуют познавательную деятельность направленную на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проектных и т.д.) |
2 | Довести процентное соотношение теории и практики до 30/70 | 2016-2017 учебный год | Процентное соотношение теории и практики довести до 20% - теоретической подготовки и 80% - производственной |
3 | Организовать стажировку инженерно-педагогических работников на ведущих предприятиях АПК региона | Ноябрь-декабрь, 2016г. | Прохождение стажировки по направлению подготовки «Технология мяса и мясных продуктов» на базе Агрохолдинга «Юбилейный» |
4 | Создать реестр социальных партнеров. Сформировать аттестационные и квалификационные комиссии по приему квалификационных/демонстрационных экзаменов на базе предприятий | Декабрь-январь, 2016г. | Прием квалификационных экзаменов с элементами WSR только на предприятиях включенных в реестр «признанных предприятий» |
5 | Создать позитивный психологический микроклимат, стимулировать/поощрять уверенность обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач | 2016-2017 учебный год | Роль преподавателя в ходе выполнения заданий заключается в правильном ориентировании и консультировании студентов, выработке навыков самоорганизации |
Отчет по стажировке в Германии
Дуальное образование (Duales Studium) - система профессионального обучения, широко распространенная в Германии. Учащиеся по такой программе одновременно получают теоретические знания в учебном заведении и практические - в компании-работодателе. Содержание программ составлено с учетом международного опыта обучения специалистов-фермеров в области повышения эффективности использования сельскохозяйственной техники, изучения современных технологий растениеводства и животноводства. Обучение студентов организовано по схеме – 20% теории и 80% практики.
Все профессии, которым можно обучиться по программе дуального образования, оговорены в немецком законодательстве. На 2016 год таких профессий в Германии - триста пятьдесят. Среди них - и продавец, и электрик, и повар, и специалист IT, и механик обогревательных и кондиционирующих систем.
Программа обучения Duales Studium обычно длится два или три года. 3-4 дня в неделю ученик работает в компании, с которой он подписал контракт, еще 8-12 часов в неделю - учится в профессиональном учебном заведении (Berufsschule). В конце обучения нужно сдать государственный экзамен, который в случае провала можно пересдавать еще два раза. Часть образовательной программы может проходить за границей. Всё это время ученик получает стипендию, которая позволяет ему оплачивать жилье и еду.
Ученика-практиканта не могут заставить делать кофе и бегать на почту. Работодатель может давать практиканту только задания, напрямую связанные с изучаемой им профессией. Неоспоримые плюсы такого вида образования - получение практических знаний и опыта с первых же месяцев обучения и высокий шанс после завершения обучения трудоустроиться в той компании, которая обеспечивала прохождение практических занятий.
Основой профессионального образования сегодня должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Поэтому, подготовка будущего специалиста наиболее эффективно будет происходить в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, направленной на постановку и решение им самим конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и т.д.). Так, например, наиболее прогрессивным, но фактически не используемым в образовательном процессе, является проективный подход к организации учебной деятельности обучающихся. В учебном процессе метод проектов является технологией обучения, когда обучающиеся приобретают знания, умения, навыки, опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. При организации проективной деятельности я исхожу из того, что проект – это небольшая творческая работа, поэтапно – от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучающийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах. Основными этапами проективной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный на котором происходит представление результатов и контроль деятельности обучающихся. Роль преподавателя в ходе выполнения проектов заключается в правильном ориентировании и консультировании. Обязательным условием является создание позитивного психологического микроклимата, стимулирование уверенности обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач.