СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по работе преподавателя ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю свой отчет по работе преподавателем ОРКСЭ. Может кому-то и пригодится. Спасибо!

Просмотр содержимого документа
«отчет по работе преподавателя ОРКСЭ»



Отчет

преподавателя

курса ОРКСЭ

модуль

«Светская этика»

(4 класс)



Исимбетовой Р.Ф.

2015-2016 учебный год



Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

Пятый год год я веду новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа в 2015-2016 учебном году работала по модулю «Основы светской этики». На родительском собрании родителям было предложено на выбор шесть модулей: основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур.

Родители выбрали модуль «Основы светской этики».

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Если сравнивать тематику мероприятий по нравственному воспитанию в начальной школе и содержание нового курса, то увидим следующее:

Темы

часов общения

Темы по курсу

основы светской этики

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Россия родина моя.

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Семь «Я» в одном доме

Мама- лучшая на свете.

Россия – наша Родина

Защитники Отечества


Вежливость,

Добро и зло,


Дружба.

Род и семья – исток нравственных отношений,

Семейные праздники,

Семейные традиции,

Сердце матери

Наблюдается общность и преемственность тем, единство целей и задач:

  • Воспитание патриотизма.

  • Воспитание уважительного отношения к родному краю.

  • Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии.

  • Формирование понятия «добро» и «зло».

  • Углубление понятий о дружбе и её проявлениях.

  • Развитие понятий семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Одна из главных черт современного человека- толерантность. Модуль «Светская этика» учат любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют, развивает у детей терпимое отношение к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Этот курс помогает классным руководителям вести планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки дети разучивают Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни, и должны бережно относится к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы.

Дети учатся оперировать нравственными понятиями, выполняя различные задания. Например, изучая тему: «Добродетель и порок» отвечают на следующие вопросы:

  • Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?

  • Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

  • Назовите порочные поступки мачехи и их родных дочерей из этих же сказок.

  • Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Получается, что об одном и том же мы говорим не раз и не два, а на многих предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения, формируют и развивают ребёнка как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей(личности) необходимы для жизни в обществе. Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» способствуют этому. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни, тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни, потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной жизни и применяемы каждым из нас каждый день.

По окончании изучения модуля «Светская этика» обучающиеся представили презентации проектов на разные темы: «Россия - наша Родина», « Моя семья», « Хочу рассказать о самом добром человеке», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д. В конце года учащиеся получают Свидетельства об окончании курса, а самые активные еще награждаются дипломами.

Каждый год учащиеся участвуют в олимпиаде по ОРКСЭ, в конкурсах рисунков, презентаций.

В этом году учащиеся 4-8 классов приняли активное участие в конкурсе рисунков, посвященном памяти Святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Работы были отправлены в Москву, но, к сожалению, призовых мест не заняли. Но ребята были рады и поучаствовать. Ребята 4 класса приняли участие в конкурсе стихов «Славлю тебя, край родной». Награждены дипломами.

При работе с учебным пособием по модулю «Основы светской этики» очевиден недочет – отсутствие рабочих тетрадей для учащихся (автор программы Данилюк). Мы завели обычные тетради, где учащиеся ведут записи.

Мне интересно преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Своими разработками программ, сценариев уроков я делюсь на сайтах http//multiurok.ru Дети часто задавали непростые вопросы. Это заставляло самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени. Хорошую помощь при подготовке к урокам оказывают материалы, которые я получила на курсах повышения квалификации. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Эти знания необходимы каждому человеку.

Такие уроки нужны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.

Курс ОРКСЭ в школе очень важен. И важен не только детям, он просто необходим нам , педагогам, родителям, т. к. благодаря данному курсу мы все получили возможность духовно-нравственного развития в реальном формате.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!