СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт из опыта работы воспитателя Кацера О. М. "Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок читательской грамотности детей среднего дошкольного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр- это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности. 

Просмотр содержимого документа
«Отчёт из опыта работы воспитателя Кацера О. М. "Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок читательской грамотности детей среднего дошкольного возраста".»

«Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель: Кацера О.М.

Театр-это волшебны мир.
Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.
А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие

духовного мира детей..»
Борис Михайлович Теплов.

Советский психолог.

Актуальность.

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем детском саду речевое развитие детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Для развития выразительной речи в нашей группе я создала все необходимые условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь мне в этом оказывает организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребёнок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненные яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно вложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить, играя»Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. 

Работая в этом направлении я поставила перед собой следующие задачи:

-создание предметно-развивающей среды для применения развивающих и инновационных технологий для формирования предпосылок читательской грамотности ребенка,

-приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

А так же задачи для детей :

- воспитание общительного, творческого, эмоционального ребенка, владеющего словом, понимающего партнера;

- воспитание и развитие памяти, мышления, внимания, воображения, чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства в каждом ребенке;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, общению и речевой выразительности;

- совершенствование творческой самостоятельности, игровых навыков детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;

- активизация познавательного интереса и мыслительного процесса у детей.

В нашей группе я использую такие Театрализованные игры:
1.    Режиссерские игры: театр на руке, пальчиковый театр, театр теней, театр масок, настольный театр, кубики.
2.    Игры-драматизации: инсценирование небольших сказок 
В этом направлении использую, следующие виды деятельности:
- рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа; работа с мнемотаблицами;
- показ книги (перед началом чтения, чтение сказок);
- упражнения на воображение, имитация движений;
- хороводные игры с героями (с использованием масок-героев);
- использование опыта соединения театрализованной и сюжетно-ролевой игры;
-обыгрывание известных сказок; сочинение своих сказок с использованием разных видов театра;
-показ театрализованных представлений.

Знакомство с театральной деятельностью происходит в атмосфере приподнятого настроения, волшебства, праздника. В этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, сначала я знакомлю детей с книгой, читаю сказки, стихи с просмотром иллюстраций, а затем обыгрываем сказки с помощью кукол, кукольных спектаклей.

В своей работе, для формирования читательской грамотности я использую следующие средства обучения

Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Мне остается лишь использовать естественную потребность ребенка к игре, чтобы постепенно вовлечь его в процесс моделирования жизненных ситуаций. Я обеспечиваю атмосферу доброжелательности, быть наблюдателем и направляющим, поддерживаю каждого ребёнка, даже если он ошибается. Дети не только знакомятся с объектом, они определяют задачу, направление поисков, оценивают свой результат и результат команды или группы.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Например, дети любят играть в настольную игру «Пазлы по сказкам» «Угадай, какая сказка».

Цель игры: закрепить название сказок, развивать воображение детей, творческие порывы. Формировать умение видеть целостность образов в отдельных частях, развивать связную речь путём проговаривания и обсуждения сюжетов сказок, их главных действующих героев.

Игра «Расскажи сказку по картинкам»

Цель игры: закреплять память, продолжать учить детей, составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок, воспитывать умение выслушивать друг друга.

При использовании настольных игр в свободной деятельности у ребенка появляется возможность варьировать ход игры, содержание, цели, внося свои творческие элементы. Таким образом, использование дидактических игр, настольных театров прямо или косвенно ведет к формированию основ читательской грамотности будущего школьника.

Ещё одним средством формирования читательской грамотности являются разнообразные виды театра.

В моей группе дети очень полюбили:

- стендовый театр (фланелеграф) : с помощью взрослого они находят нужных героев сказок, рассказывают сказки «Теремок»«Рукавичка»«Лисичка со скалочкой». Сопереживают героям, они любят смотреть картинки в книге, но получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются.

- Нравится детям и пальчиковый театр – он очень хорошо способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость, формирует пространственные представления, координацию движений.

Наши дети активно используют вязаный театртеатр мягкой игрушки, используют книжки малышки.

Одним из самых распространённых видов детского творчества – это ДРАММАТИЗАЦИЯ, что может объясняться несколькими основными моментами. Прежде всего, драматизация, основанная на действии, совершаемом

самим ребёнком, наиболее близко связывает художественное творчество с его личными переживаниями, со стремлением воплотить в живые образы и действия свои впечатления от литературного творчества и окружающего мира.

Драматизация непосредственно связана с игрой является корнем всякого детского творчества, а поэтому содержит в себе элементы самых различных его видов.

Еще одним средством формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста является реплика-инсценировка с игрушкой или иллюстрацией, изображающей героя. Дети рассматривают игрушку или предметную картинку и пытаются от имени героя (пугливого зайца, хитрой лисы, задиристого и хвастливого петуха, неуклюжего медведя и др.) поздороваться, попрощаться, произнести какую-либо реплику. Например, при подготовке к драматизации сказки «Теремок»дети по очереди берут в руки ту или иную игрушку или картинку и от имени разных героев спрашивают«Кто, кто в теремочке живёт?»

Успех развития читательского интереса происходит с помощью театрализованной деятельности, а также зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Семья, семейное чтение играют первостепенную роль в становлении дошкольника как читателя. Семья отличается постоянством воспитательного воздействия, так как читающие родители могут быть образцом для подражания.

В своей работе я стараюсь не только привлекать родителей к изготовлению, костюмов и различных атрибутов для театрализованных представлений, но и развивать у них самих читательскую грамотность, вовлекать родителей в развитии читательского интереса у детей. Для этого во время утреннего круга часто спрашиваю у детей : «Какую книгу ты читал (слушал). Есть ли у тебя любимые книги? Какие книги тебе не нравятся? Почему?». Даю задание прочесть дома то или иное произведение, а затем в группе его обсуждаем. Дети слушают ответы друг друга, им хочется рассказать о себе, что позволяет вовлечь в беседу всё большее количество детей. Это привело к тому, что дети просят родителей читать им дома.

Детям нравится рисовать иллюстрации к художественным произведениям. В этот процесс вовлекаются и родители.

«Уголок для родителей» регулярно пополнятся материалами в виде рекомендаций, советов, консультаций, родителям предоставляются буклеты, В своей работе в формировании читательского интереса использую следующие:

-рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;

-показ книги (перед началом чтения, чтение сказок, стихотворений;

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);

-упражнения на воображение, имитация движений;

- хороводные игры;

-подвижные игры с героями (использование масок-героев);

-обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;

-показ театрализованных представлений.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я делаю их провождение в детском саду интересной, содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями. Дети, в свою очередь, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения.

При помощи театрализованной деятельности можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. Поэтому я считаю, что можно и нужно использовать широкие возможности театральной деятельности, которые будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, научат детей извлекать из текстов полезную и интересную информацию.

Театральный центр.

В театральном уголке нашей группы для детей я предоставила разнообразные оснащения для разыгрывания сценок, сказок.

Наборы кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты.

В театральном уголке нашей группы расположены разнообразные виды театров:

Настольные кукольные, настольные мягкие, пальчиковый театр, театр картинок, театр на ложках.

А так же атрибуты для различный игровых ситуаций.

Декорации, книги, афиши, музыкальные инструменты.

Своё выступление, я бы хотела закончить такими словами:

Театр- это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!