Отчёт по теме самообразования классного руководителя 8 класса за 2016-2017 уч.год « Воспитать в себе личность»
Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Перефразированный Плутарх
За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания молодежи, в частности старшеклассника, связана со следующими факторами:
? Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
? Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
? Овладение подростком нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
? Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем.
И сегодня, как никогда, перед общеобразовательной школой должна ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ученика.
Как классный руководитель работаю над решением следующих задач:
*воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
*организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
*организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
*создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
*укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Если человек не хочет стать щепкой, бессильной в водах несущего её ручья, то должен сам стать ручьём, стать сильнее влекущего его течения – и пройти путь от истоков до устья на берегу моря. Урсула Ле Гуин
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимися через такие категории, как: “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.
Поэтому, задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относиться к ее самым незначительным проявлениям, чтобы убедить, поддержать растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Выбор направления развития классного коллектива осуществляется на основе государственного заказа, приоритетных направлений учреждения, диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся. Чтобы процесс обучения и воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.
Поэтому моё педагогическое кредо заключается в следующем: “В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить”. (Сократ).
Тема моего самообразования: «Воспитать в себе личность»
Цель | Цель: Создание условий для разностороннего развития личности, обогащенной научными знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, способного к самоопределению и самореализации через включение в многообразные виды творческой деятельности, культурой поведения, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью. |
Направления деятельности | Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, экологическое. |
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовнойличностиребёнка.Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. Задача учителя- создать условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».(Ш.А.Амонашвили.)
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Воспитательная программа, по которой работает школа, предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Выбранная тема - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Содержание работы было направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее важным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Принципы, по которым строилась работа в классе:
1.Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
2. Принцип сотрудничества.
3.Деятельностный подход.
4.Личностно-ориентированный подход.
Вся работа была построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы и семьи.
В течение года по гражданско-патриотическому направлению были проведены
| | |
циклы классных часов и бесед по правовой грамотности «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»,«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «В единстве наша сила» и т.д.; цикл классных часов и бесед по теме «Поговорим о воспитанности» «О сквернословии», «О поступках плохих и хороших», «Всего одна жизнь» и т.д.; цикл нравственных классных часов по теме «Что такое доброта»,« Добро и зло. Причины наших поступков», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» День пожилого человека),встреча с пожилыми людьми, участие в конкурсах«Я горжусь своим отцом», «День Матери» и т.д., проведение открытого классного часа «Путешествие в страну восходящего солнца»; по наравлению формирования здорового образа жизни и экологического воспитания с ребятами был проведён цикл бесед, посвящённый правилам дорожного движения, поведению при пожаре, о курении, о правильном питании. Класс активно принимал участие в днях здоровья, в спортивных соревнованиях, общих всероссийских уроках, акциях, тестированиях; по работе по формированию принципов трудолюбия класс активно участвовал в трудовых делах школы. Это – генеральные уборки класса, субботники, озеленение территории школы. В классе прошел классный час «Мой выбор». Из этого классного часа ребята узнали о различных профессиях. Речь шла об осознанном выборе в будущем, о позитивном отношении к труду. Такие беседы воспитывают в детях чувство уважения к людям труда и к разным, пусть даже, не очень престижным профессиям.Были проведены тематические линейки, посвящённые Дню Неизвестного солдата, освобождению родного села Тарасово от фашистских захватчиков, дню памяти Чернобыльской катастрофы, выпущены стенгазеты к 9 Мая, 8 Марта, Новому году и др., организован флешмоб « Читательская лента», проведены встречи с работниками УВД, представителем духовенства. Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классного коллектива проводилось в течение года(анкетирование, диагностика) На становление жизненной позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Цель детского самоуправления: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого и исследовательского потенциала детей.Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально педагогической задачей.Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения. Также проводилась работа с родителями, потому что темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классный руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации. «Трудные» дети, так же как и дети « с комплексами», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Часто в подростковом возрасте возникают проблемы “отцов” и “детей”. В 12-15 лет у детей проявляются негативные черты характера, заложенные генетически, родители резко реагируют на проявление отрицательных качеств, но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Поэтому встречаясь с родителями, разговариваем об успеваемости и поведении детей, анализируем проблемы или успехи, вырабатываем стиль общения. Одной из основных тем родительских собраний в моей практике является уроки-общения с ребенком. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Норма отношений в школе задаются правилами и традициями. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными из трех, математики за нее не взялись бы. Родителям надо помочь решать эту задачу, насколько это возможно. Их надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Но многие родители готовы серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности,где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Все в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на его истинное место в обществе.
|
. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|