Отчёт по теме
«Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Вначале под наблюдением, а затем и самостоятельно, дети стараются поддерживать порядок в групповой комнате, на участке, и принимают активное участие в уборке: протирают свои стулья, игровые модули, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду, накрывают на стол, поливают цветы, подготавливают материалы к занятиям; помогают воспитателю в огороде детского сада.
Систематическое включение детей в трудовую деятельность позволяет воспитывать привычку к труду.
Несколько рекомендаций по трудовому воспитанию:
1. Не запрещайте ребёнку помогать вам;
2. Превратите работу в игру;
3. Ещё одно очень важное правило – доверьте ребёнку выполнять определённые вещи;
4. Наблюдайте за трудом взрослых;
5. Говорите детям, что каждый труд очень важен, и что его нужно беречь;
6. Объясняйте ребёнку, что вы от него хотите;
7. Закрепите за ребёнком его обязанности;
8. Самое главное – не забываем хвалить ребёнка!
9. И последнее – не забывайте, что взрослые всегда являются примером для детей.
В детском саду мы учим детей нескольким видам труда:
Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Хотим представить опыт работы по этой теме.
Труд в природе.
С детьми мы вспомнили русскую народную сказку «Репка», обсудили её и пришли к выводу:
Чтобы репка выросла большой, за ней нужно ухаживать.
Только общими усилиями героям сказки удалось вытащить репку.
В нашей группе есть огород на окне, цветы. Дети учатся ухаживать за растениями.
Они получают поручения и охотно их выполняют, малыши умеют поливать, рыхлить землю, вытирать пыль с листочков.
Во время прогулки, впечатлённые стихотворением Л.Забоненко «Я дорожки расчищаю», воспитанники с удовольствием помогали дворнику убирать снег на нашей игровой площадке, чистить дорожки.
Самообслуживание. Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание, освоение ребёнком культурно – гигиенических навыков. К.Чуковский «Мойдодыр». Эта великолепная книга, так как в ней столько всего поучительного. Автор учит детишек порядку, чистоте и личной гигиене, что важно и нужно прививать с самого детства. Дети познакомились со сказкой, обсудили её и решили научить наших кукол культурно – гигиеническим навыкам. Ручной труд. Накануне замечательного праздника День Матери мы с ребятами учили для мамы стишок О. Чусовитиной «МАМОЧКЕ ПОДАРОК». Детям очень понравился стих, они выучили его и все вместе мы решили для наших мам изготовить своими руками подарок. К нам в гости приходила мама Евы Г. , она показала мастер – класс «Подарок для любимой мамочке». Хозяйственно – бытовой труд.
Чарушин Евгений Иванович писал небольшие рассказы для детей о животных. Ребята познакомились с щенком Томкой. У всех дома есть домашние животные, дети рассказали, как они заботятся о своих питомцах. С малышами была проведена беседа «Домашние животные - это большая ответственность». Русская народная сказка «Теремок». Сказка – это сокровище народной мудрости, её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и высокая воспитательная направленность «Сказка ложь, да в ней намёк..» Она знакомит с миром человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость. Наши дети ещё раз вспомнили сказку «Теремок», которая помогает прививать любовь к труду, воспитывать старательность и аккуратность, умение работать в коллективе и добиваться общей поставленной цели. Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.Барто «Как Вовка бабушек выручил». Ребята обыграли стихотворение, которое учит детей помогать взрослым с малышами. Прочитав и обсудив стихотворение А.Барто «Помощница», ребята решили, что Танюша – лентяйка. Дети рассказали и показали, как они помогают мамам и бабушкам по дому. Таким образом в формировании трудовой деятельности важную роль играет чтение худ. произведений, сказок. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.