Этап урока 1.Орг. момент 2.Актуализация знаний. Определение потребностей мотивов | Содержание учебного материала. Деятельность учителя Здравствуйте, рада вас видеть, садитесь, пожалуйста. Актуализация знаний Рассказ учителя. Растительный мир нашей планеты очень разнообразен… Вопрос 1.Когда вы говорите «растения», что вы при этом представляете? Вот видите, насколько трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут возле дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда. | Деятельность учащихся Занимают рабочие места. Слушают учителя Ответы детей: Растения- это живые организмы… | Формирование УУД Личностные: - проявление позитивного эмоционального заряда |
| И пусть девизом нашего урока станут слова Эдуарда Багрицкого: Все неизвестно, а пока туманы Плывут под парусами корабля, Там, позади, – покинутые страны, Там, впереди, - чудесная земля! -Давайте попробуем расшифровать наш девиз. Что означают для нас «покинутые страны»? Куда же мы направим наш корабль? Какая неизвестная чудесная страна ждет нас? Для этого разгадаем ребус. А знаете ли вы что-нибудь об этих растениях? Что именно? А достаточно ли вы знаете? - Что именно вы хотели бы узнать? Итак, ребята, давайте мы наметим план нашего исследования. Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Покрытосеменные или цветковые растения». Сегодня на уроке мы соверши необычное и увлекательное путешествие. Каждому путешественнику полагается зачетный лист, в котором оценивают свои наблюдения и впечатления. (Приложение1) Итак, мы отправляемся в путь!!! | Ответы учащихся: Изученные темы Отгадывают ребус (Цветковые) Ответы учащихся: Совместная работа по составлению плана 1. Что мы называем покрытосеменными растениями? 2.Почему они так называются? 3.В чем их отличие от споровых растений? 4.Каково значение этих растений в природе и жизни человека? Формулируют цель урока: Выяснить особенности строения покрытосеменных, их значение в природе и жизни человека. Знакомятся с зачетным листом | Личностные: - проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: - умение составлять план; способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Познавательные: -умение анализировать, выделять и формулировать цель; умение осознанно строить речевое высказывание |
3. Изучение нового материала. Цель: дать представление о высших растениях и их отличия от низших; о многообразии и внешнем строении цветковых растений; о вегетативных и генеративных органах растений. | Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы. Каждая страница нашего путешествия даст нам возможность ещё раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. Цветковые растения (покрытосеменные) - самый обширный отдел растительного мира, к которому относится больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 350 семейств, примерно13.000 родов и не менее 250.000 видов. Встает проблемный вопрос: Что позволило растениям отдела Покрытосеменные так широко распространиться и господствовать на Земле в настоящее время? Работа с учебником с.73-79, с последующей беседой по решению проблемной ситуации. Итак, первая станция «Крестики – нолики» Концентрирует внимание детей на предстоящей деятельности На этой станции нам надо точно назвать вегетативные и генеративные органы растений. У каждого из вас на столах лежат листы со списком из 9 зашифрованных органов растений. Вы должны расставить в клетки, которые нужно пронумеровать в зачетном листе от 1 до 9 крестики и нолики. (Приложение 2). После окончания работы, поменяйтесь своими зачетными листами и проверьте работы друг у друга. Подведем итог: Какие органы называются вегетативными, а какие генеративными? Тело цветковых растений подразделяется на побеговую и корневую системы. Что относится к ним? Составим схему. 2 станция «Лото» На этой станции вы определяете жизненные формы растений. Составление таблицы "Жизненные формы растений" Ваша задача на картинках с растениями написать названия жизненных форм растений, к которым они относятся. Станция 3-таблица Используя схематичные рисунки дерева, кустарника и травянистого растения. Целесообразно отразить строение стебля и функции его частей у покрытосеменных растений в форме таблицы. Четвертая станция «Схема» Рассказывает о разнообразии листьев. Задание: Заполните схему «Строение листа» Вопрос: На какие две группы делятся листья по продолжительности жизни? Пятая станция «Цветок» Наличие еще одного органа -цветка. Из каких органов состоит цветок? Шестая станция «Классы» Вспомните, по каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных? Всё, что вы знаете, и запишите таблицу карандашом Обсудите с «соседом» информацию, с которой оба согласны отметьте знаком «+», с которой кто-то не согласен знаком «- »? Обобщение учителем. Проблема, поставленная на уроке: Что позволило растениям отдела Покрытосеменные так широко распространиться и господствовать на Земле в настоящее время? | Слушают рассказ учителя Высказывают предположения Затрудняются ответить. Выдвигают гипотезу: Если растения отдела Покрытосеменные широко распространились и господствуют на Земле в настоящее время, то в их строении есть особенности способствующее этому. Ответы учащихся: Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений. Среди покрытосеменных встречаются не только деревья, но и травы, кустарники. Цветковые растения обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. У них появляется новый орган – цветок. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира. Изменения появились в особенностях жилкования листьев. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе - появление сосудов, что ускоряет движение восходящего тока, ситовидных трубочек. У покрытосеменных имеется вегетативное тело, разделённое на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для пищи - воздушную и почвенную. Выполняют задание в зачетном листе. И в итоге получается: Игра «Крестики – нолики» | О О О Х Х О Х Х Х | Критерии оценок: если ошибок нет– «5», одна ошибка – «4», две ошибки - «3», а если ошибок более двух – «2». Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив названия игры «Крестики – нолики» Ответы учащихся: Генеративными органами называют органы, служащие для семенного размножения. Это цветки, плоды, семена. Вегетативными - называют органы, выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой. Это корни, побеги. Записывают схему в тетрадь: Проверяется, результат игры выставляется в зачетный лист оценки. Работа с текстом учебника с.76 ( со второго абзаца до предпоследнего) Ответы детей: работа в зачетном листе. Ответы: 1.Черешковые; 2.Сложные. 3.Непарноперистосложные; 4. Пальчатосложные; 5.Парноперистосложные. Ответы учащихся: листопадные и вечнозеленые Учащиеся подписывают органы цветка Признаки | Класс Двудольные | Класс Однодольные | Количество семядолей в семени | | | Листья | | | Цветки | | | Корневая система | | | Стебель | | | Примеры | | | Ответы учащихся: 1.Наличие цветков и семян, заключенных в плод. 2.Двойное оплодотворение. 3.Высокая специализация органов и тканей. 4.Все виды жизненных форм. | Познавательные: умение работать с понятийным аппаратом урока, находить взаимосвязь между строением и распространением, решать познавательные задачи через постановку проблемных вопросов. Регулятивные:умение выполнять задания по алгоритму действий. Коммуникативные: умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы. Регулятивные: - планирование; - контроль; -прогнозирование. Коммуникативные: - разрешение конфликтов, принятия решения и его реализация. |
IV. Рефлексия. Цели: научить учащихся осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом, соотносить полученный результат с поставленной целью, правильно определять степень усвоения нового материала | Самооценка: Закончите предложения: Я довольна результатом своей учебной деятельности, так как я выполнила цели и задачи, поставленные мною в начале урока: научилась______________, выполнила )_______, поняла ____________, запомнила__________. Мне понравилось на уроке __________ (что именно). Если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь. Дома внимательно прочитайте текст с. 73 - 84, ответьте на вопросы. Особо любопытные могут выполнить задание на стр. 84 и познакомить нас с результатами уже в классе. | Учащиеся осуществляют самоконтроль | Личностные: позитивный настрой учащихся позволил поддерживать высокий темп урока; смена деятельности и средств обучения позволил поддерживать интерес учащихся к изучению нового материала на протяжении всего урока. Познавательные: реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме; овладение учебным материалом, логически и информационно связанными между собой этапами делает работу учащихся результативным. Регулятивные: учащиеся приобрели необходимые информационные навыки, работая с электронными источниками информации. Коммуникативные: разнообразные формы организации познавательной деятельности способствуют выполнению целей и задач урока. |