СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812г

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812г»





Открытый урок по истории России на тему:

«Отечественная война 1812 года»















Работу выполнила:

Учитель истории и обществознания

МБОУ « Каспийская Гимназия»

Рамазанова Ж.С








Содержание методической разработки






1.Пояснительная записка.


- Обоснование необходимости и значимости данной темы.


- Характеристика учебных и материальных ресурсов ,необходимых для усвоения данной темы урока.


2. Цели , задачи и ожидаемые результаты урока.


3. Ход урока.


4. Основная методическая часть разработки урока.


5. Список использованных ресурсов.


6. Приложения.


7.Презентация к уроку











Цель урока


Обобщить факты доблестной борьбы народа России в годы Отечественной войны 1812 года;воспитывать чувство патриотизма , национальной гордости и уважения к боевому прошлому Родины.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.

  2. Определить характер войны и главную причину победы.

  3. Рассмотреть и акцентировать внимание школьников на важнейших событиях и проблемах Отечественной войны 1812 года, определить их значение.

  4. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

  5. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа. Выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн и проследить изменение роли России в международных отношениях.

Развивающие:

1.Развивать у учащихся умение работать с текстом учебника, схемами , таблицами ,историческими источниками ,компьютером.

2. Правильно формулировать свои мысли; готовить сообщения с привлечением нескольких ис­точников

3.Составлять хронологический и синхронический конспекты

Воспитывающие:

1.Воспитывать чувства патриотизма и гордости за народ нашего Отечества.

2.Формировать чувства самоотверженности и самопожертвования.

3.Прививать чувство ответственности за свои поступки и дела

4.Способствовать формированию чувства неприязни к войне, как способу решения международных проблем.

Оборудование:

  • карта «Отечественная война 1812 года»

  • карты и схемы учебника (В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”), хрестоматия по истории России XIX века ;

  • словари, справочники

  • «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия»

  • Портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая-де-Толли, А.П.Тормасова, героев войны

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2001 (2СD) – (БЭКМ, пятое издание)

  • Мультимедийный проектор, экран, , карточки ( см. Приложения)

  • Презентация урока

Требуемая ИТ подготовка Техническое обеспечение:

  • персональный компьютер

  • мультимедийный проектор и экран

Программное обеспечение:

Microsof Power Point, Microsoft Word




















Ход урока



I.Организационный момент.

II. Входной контроль. Опрос.

III. Объяснение нового материала.

1 Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

2.Причины войны, характер войны и цели ее участников.

3.Ход войны:

- подготовка сторон к войне;

- характеристика двух армий;

- начало войны;

- сражение под Смоленском;

- Бородинское сражение: ход , итоги и значение;

- совет в Филях и Тарутинский маневр

- партизанское движение: «малая война»

- сражение плод Малоярославцем

-отступление французской армии

- завершение войны

4. Итоги Отечественной войны 1812 года.


IY. Подведение итогов урока.

  1. Резюме. Завершающий контроль.

  2. Анкетирование.

  3. Рефлексия.


Y. Домашнее задание



Основная методическая часть разработки урока


Эпиграф урока:

“Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима ,Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин


I. Проверка домашнего задания

Вопрос: перечислите неудачи и успех внешней политики России накануне войны.

К неудачам русской внешней политики следует отнести: поражение под Аустер­лицем и Фридландом; разгром союзников России Австрии и Пруссии; Тильзитский мир с Францией, который нанес ущерб российской экономике. С другой стороны, Наполеон, победив в сражениях Россию и Пруссию, не вторгся в пределы России уже в 1807 г. и не заставил Россию воевать на два фронта, что можно считать отно­сительным успехом.

Среди несомненных успехов следует назвать победы в войнах со Швецией, Пер­сией и Турцией, в результате которых к России были присоединены Бесарабия, Финляндия, Грузия и часть Закавказья.

В целом результаты российской внешней политики были противоречивы. На восточном и северном участках Россия добилась несомненных успехов. В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокру­шительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений и побед.

II. Изучение нового материала

1. Учитель .Объяснение нового материала учитель начинает с указания на то, что в истории войны 1812 г. еще много дискуссионных и неясных вопросов, с которыми пред­стоит познакомиться на уроке.

Россия неоднократно участвовала в европейских коали­циях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против на­полеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дво­рянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

- Давайте перечислим причины новой войны России с Францией.

Ученики отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке.

Учитель дополняет. Затем предлагает начертить в тетрадях таблицу:

Слайд №3 ( см. Приложение № 1)


Слово учителя. Говоря о причинах Отечественной войны 1812 г., необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией.. Главным противником Наполеон считал не Рос­сию, а Англию. Исходя из сказанного, Наполеон стре­мился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде. Активным устремлениям французского импера­тора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику.

Давайте попытаемся решить, с какой целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ № 1

Учащиеся. Работа с документом ( приказ Наполеона см. Приложение №2)

Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.

Вопрос: Исходя из причин, определите характер войны.

Ответ: захватнический.

Учитель. По следующему вопросу учитель отмечает, что уже с 1810 г. и Франция, и Россия начали подготовку к войне.

В июне 1812 г. на русской границе была сосредото­чена французская армия, численность которой дости­гала 678 тыс. человек (включая резервы)Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и при­няли участие в боевых действиях на российской терри­тории с июня по декабрь 1812 г. Ядром французской армии являлась старая гвардия (10 тыс. человек).

В армию «двунадесяти языков» входили контингенты Французской империи, Итальянского королевст­ва, королевства Неаполя и обеих Сицилии, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевств Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии и др.

Учащиеся. Привлекая получен­ные ранее знания, составить краткую сравнительную характеристику французской и русской армий, сопро­вождая ответы краткими комментариями.

Французов в великой армии было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооруже­ния было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы В отличие от французской армии русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Рос­сийская промышленность производила больше бое­припасов и вооружения, чем французская, но по ка­честву оно уступало французскому вооружению. Русские солдаты отличались воен­ной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Сре­ди талантливых военачальников 1812 г.: М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,Д. С. Дохтуров и др. .

Учитель включает в урок работу с портретной галере­ей полководцев. На доске или на стене помещены порт­ретные изображения военачальников русской армии и под каждым — образная цитата об этом персонаже.

Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий.

Учащиеся. Работа с заданием ( см.Приложение 3)

Запись на доске:

Начало войны: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.

Запланированный доклад ученика на несколько минут «Планы сторон. Дрисский лагерь». При докладе ученик должен показывать планируемые операции сторон на карте.

Учитель сообщает: Теперь посмотрим, как на самом деле протекали военные действия.

Работа с учебником, настенной картой, схемой 9 на вклейке учебника (или соответствующей картой в атласах) и заполнение контурных карт: вначале учи­тель показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторже­ния, затем, опираясь на учебник (§ 57, с. 133-134), показывает на карте места сраже­ний и путь отступления русских армий. Ученики отмечают это на контурных картах.

Запись на доске:

22 июля - соединение русских армий в Смоленске.

Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии пооди­ночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.

Запись на доске:

4-5 августа - сражение под Смоленском.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не рав­ны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руи­ны. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской ар­мии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной кре­постью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

Работа с картой: учитель показывает путь отступления русской армии вплоть до с. Бородино.

Работа с учебником: учитель или кто-то из учеников читают о назначении Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию.

Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «..В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опья­нения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

ЗАДАНИЕ

Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение». Попытайтесь, не привлекая учебник и опираясь только на карту («читая карту»), объяснить выбор данной пози­ции Кутузовым. Выясните, как была укреплена пози­ция?

В дополнение к ответам правомерно привести сле­дующие факты: не располагая информацией о том, куда Наполеон нанесет главный удар, Кутузов стре­мился прикрыть Старую и Новую Смоленскую дороги, идущие на Москву. За день до битвы инженерные вой­ска навели 4 моста через овраги, расположенные пер­пендикулярно к позиции, и устроили 15 удобных спус­ков, что делало возможной, быструю переброску войск с правого фланга на левый и в центр.

При обсуждении необходимо обратить внимание школьников на то, что, пока возводились укрепления, 24 августа часть русской армии героически сдерживала врага на Шевардинском редуте.

Рассказ учителя (или заранее подготовленное уче­ническое сообщение) может строиться в соответствии с планом.

План изучения Бородинского сражения

  1. Цели сторон. Соотношение сил

  2. Ход сражения

  3. Итоги

Слайд № Цели сторон

Главная цель Наполеона

Главная цель М. И. Кутузова

Разгромить в генеральном сра­жении русскую армию и заста­вить Россию заключить выгодный для него мир

Остановить наступление французов и защитить Москву






Приложение №4 ( речи Кутузова и Наполеона)

Соотношение сил

Учитель .Вопрос о численности войск на Бородинском поле является дискуссионным. Ряд историков при подсчете сил русской армии принимают во внимание только численность регулярных частей. Другие прибавляют численность казаков и ополченцев. В армии Наполеона находилось 15 тыс. нестроевых солдат. Силы, в какой-то степени, были равны: 150—157 тыс. солдат со стороны русских и 130— 134 тыс. со стороны французов.

Работа с контурной картой. Отметьте на карте Бородино, напишите дату со­стоявшегося там сражения, которое решил дать М.И.Кутузов.

Запись на доске и в тетрадях

26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.

Ход сражения. Изучение хода сражения (рассказ учителя и работа учащихся с картой, сообщения или самостоятельная работа учащихся с учебником)может сопровождаться привлечением отрывков из документальных источни­ков и литературных произведений

Запланированный доклад ученика «Бородинское сражение». Ученик должен использовать схему сражения ( слайд № Приложение №5)и при рассказе опираться на нее.

Учитель дополняет: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сраже­ния. В местах наиболее ожесточенных сражений - у Семеновских флешей и у бата­реи Раевского земля местами была буквально закрыта трупами.

Запись в тетрадях: Флеши – полевые земляные укрепления .

Приложение №:6,7

Второй акт великого столкновения разыгрался во­круг Курганной высоты.

Для помощи войскам генерала Н. Н. Раевского М. И. Кутузов приказал казакам М. И. Платова и конному корпусу Ф. П. Уварова совершить рейд в тыл фран­цузов. Однако результатами совершенного рейда главнокоман-дующий остался недоволен. В рапорте Александ­ру I он сообщал, что войска Уварова не могли «что-ли­бо важное предпринять... потому что казаки, кои и ка­валерийским корпусом должны были действовать... так сказать, не действовали».Из всех генералов, участвовавших в сражении, только Уваров и Платов не были представлены Кутузо­вым к награждению.

Вопрос о потерях также является спорным и до сих пор обсуждаемым в исторической науке: число потерь колеблется от 20 до 40 тыс. у французов, от 30 до 50 тыс. у русских.

Итоги сражения. Слайд № «Из 50 данных мною сражений, — говорил Наполе­он, — это было сражение, в котором наиболее проявле­но доблестей и достигнуто наименее результатов».

Историки спорят: кто победил в этой «битве гиган­тов»? Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обратиться к целям сторон. Очевидно, что глав­ных целей не добился никто. Это, однако, ничуть не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских.

Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удер­живать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Боро­динского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного мас­штабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отре­занными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и реше­нии оставить Москву, с. 137.

Работа с историческим источником: прочтите документ в конце § 57 - 3-й аб­зац на с. 139 -до слов «... на атаку». '

Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях. Решение - оставить Москву.


Слайд № Оставление Москвы, плюсы и минусы



Плюсы

Минусы

1. Сохранение армии и возможно­
сти дальнейшего сопротивления;

2. Дальнейшее изматывание про­
тивника;

3. Возможность оторваться от про­
тивника и пополнить армию.

1. Захват противником древней столи­
цы, что могло оказать большое мо­
ральное воздействие на русских;

2. Разорение Москвы;

3. Захват крупного богатого города и
крупного опорного центра

Учитель сообщает и показывает на карте, ученики отмечают на контурных картах: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Отступая из Москвы, Кутузов с по­мощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Ка­лужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вско­ре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек.

Учитель предлагает классу вспомнить известные строки об этом событии, написанные А. С. Пушкиным:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не при­шла. Город был пуст. В различных частях города вспыхнули пожары (показывается репродукция карти­ны В. В. Верещагина «Зарево Замоскворечья» слайд № ). Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф. В. Ростопчина. Распро­странялась версия о стихийном возникновении пожара.

4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствовал приказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь».

На рассвете 8 октября 1812 г. наполеоновская ар­мия начинает отступление из Москвы. Исчезла послед­няя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира.

Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба и склады. Был разрушен арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная баш­ня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были зало­жены под храм Василия Блаженного (Покровский со­бор), кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти па­мятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стара­ниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий мо­настырь.Приняв рапорт об уходе французов из Москвы,Ку­тузов произнес:«С сей минуты Россия спасена!»

Малая война

Учитель Гибельной для захватчиков стала «малая война», под которой Кутузов понимал военные действия ополче­ний, армейских и крестьянских партизанских отрядов.Инициатива в организации армейских партизан­ских отрядов принадлежала М. Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой в 1812 г. инструкции о действиях партизан в тылу врага. М. И. Кутузов под­держивал и развивал эту идею.

До настоящего времени в исторической науке явля­ется дискуссионным вопрос: кто же стал первым пар­тизаном — Д. В. Давыдов или Ф.,Винценгероде?

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о действиях партизанов, § 58, с. 141 и отвечают на вопросы:

Учитель Идея создания партизанских отрядов принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.

Слайды «Портрет Д.В.Давыдова и других руководителей партизанских отрядов».

Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». На подмосковной земле сражались отряды под командованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.

Учитель :

- Насколько мощным было партизанское движение в России? {Партизанское движение было действительно сильным и всенародным .Партизаны наноси­ли врагу весьма чувствительные удары ,занимал инебольшие города, грозили отрезать французов от своего тыла и баз снабжения.)

- Какие два направление в партизанском движении вы можете назвать?(Неко­торые отряды возникали совершенно стихийно. Они состояли из крестьян, отставших солдат и руководились как правило невоенными людьми, зачас­тую самими крестьянами. Организованные партизанские отряды Фигнера, Давыдова, Сеславина, Дорохова действовали более организованно, во многом с ведома командования.)

Слайды – «Словарь понятий - Ополчение».

Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?

Учитель продолжает: Впервые о создании народного ополчения в 1812 г. заявил сам Александр I. Указ «О создании временного внутреннего ополчения» от 18 июля 1812 г. предписывал создание ополчения в 16 центральных губерниях европейской России.

Слайд картины В.Верещагина «Не замай! Дай подойти!», руководители крестьянских партизанских отрядов.

2. Учитель сообщает: Находясь в лагере под Тарутиным русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска, русская армия получила перевес над французами в артиллерии. Французы попытались прорваться на юг в плодородные южные губернии, однако были остановлены русскими войска­ми в двух сражениях - под Тарутиным и под Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало окончательно ясно, что на юг ей прорваться не удастся. Сражение было чрезвычайно упорным, сгоревший город несколько раз переходил из рук в руки. Французы заняли город, однако им не удалось прорваться, русская армия занимало весьма удобную для себя позицию. С этого времени стратегическая инициатива переходит в руки русского командования. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

Запись в тетрадях:

Начало октября - сражение под Тарутиным. 12 октября - сражение под Малоярославцем.

В контурных картах ученики отмечают места и даты сражений.

- Чем было вызвано нежелание Наполеона отступать по Смоленской дороге?
(Не говоря о том, что само по себе отступление было позорным и означало неудачное завершение московского похода, французам пришлось отступать по разоренной дороге, на которой невозможно было пополнить запасы про­довольствия и активно действовали партизанские соединения. Но с другой стороны, это был кратчайший путь к собственным тыловым базам.)

Работа со схемой учебника 10, атласами и контурными картами: ученики следят по атласам за рассказом учителя (учебник, с. 142) и отмечают на контурных картах места и даты сражений, данных при отступлении французов из Москвы). Особо отметьте сражение под с. Красным, в котором был полностью разгромлен арьергард французов, а командующий маршал Даву едва избежал плена.


Учитель сообщает: Покидая Москву, Наполеон имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Армия Кутузова двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Однако русская армия также была измотана и в последних боях практически не участвовала. Около р. Березины французская ар­мия была окружена с трех сторон русскими армиями. Казалось, у него нет выхода. Пленение Наполеона означало бы немедленное окончание войны.

Работа с контурными картами: ученики отмечают р. Березину и место сраже­ние с переправившейся армией Наполеона.

Работа с историческим источником: учитель читает, ученики отвечают

на во­просы.

Закрепление материала и подведение итогов урока.

Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 года.

Работа с заданиями( карточки и слайды) Приложение №9,10,11

Учитель. Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Кто сыграл главную роль в победе над врагом? А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага? Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной ? Как бы вы по-другому назвали войну?

После ответа учеников слайд: народная, отечественная, справедливая, освободительная.

Учитель сообщает:

Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М. И. Кутузова по армии 21 декабря 1812 г. и Манифестом Александра I от 25 декабря 1812 г.Учитель подчеркивает, что 1812 г. был отмечен вы­сочайшим подъемом духа русского народа и (как это актуально сегодня) ростом национального самосозна­ния. Итоги кампании 1812 г. во многом определили развитие российской истории на целое столетие. С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».

В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.



Учитель завершает урок стихами А.Кедрина :



В час испытаний поклонись Отчизне И тяжек день военной маяты, -
По-русски, в ноги и скажи : Коль пахарь ты,
- Мать! Ты жизнь моя! Отдай ей все, как Минин,
Ты мне дороже жизни! Будь ей Суворовым,
С тобою - жить, Коль воин ты.
С тобою - умирать! Люби ее, клянись,
Будь верен ей. Как наши деды,
И как бы не был длинен Горой стояли за жизнь ее и честь

Таким образом, учитель одновременно с обучающими задачами должен

реализовывать и воспитательные. На этом уроке учитель должен

делать акцент на воспитание чувства патриотизма. Ведь действительно

значимо при изучении любой войны и подведении ее итогов,

обращать внимание на человеческий фактор. Учащиеся должны

осознавать, что человек, мы (люди)- являемся творцами своей истории.

Следует обратить внимание учащихся на то, что участники событий

1812 г. — это наши предки, кото­рые поднялись на защиту Родины и все

свои силы, та­лант, мужество беззаветно отдавали служению Отече­ству

А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических

традиций, и память о 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.


Проведение анкетирования. ( Приложение №13)


Рефлексия ( Приложение №14)



Домашнее задание :

-

  Творческое задание – написать эссе на предложенные темы:

-« В час испытаний поклонись Отчизне

-«Славный год сей минул ,но не пройдут содеянные в нем подвиги»

Оценки за урок ( с комментарием).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!