СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная история физической культуры и спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная история физической культуры и спорта

Просмотр содержимого документа
«Отечественная история физической культуры и спорта»

Раздел 2. Отечественная история физической культуры и спорта

Раздел 2.

Отечественная история физической культуры и спорта

Тема :  Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до XVIII века

Тема : Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до XVIII века

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА  НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Зарождение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.

Зарождение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу.

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.

 О характере отдельных упражнений в физической культуре первобытной эпохи можно судить на основе изучения игр, плясок, обрядовых и других действий ряда народов, которые в недалеком прошлом ( XVIII - XIX вв.) сохраняли в своем быту многие элементы первобытно-общинного строя.

О характере отдельных упражнений в физической культуре первобытной эпохи можно судить на основе изучения игр, плясок, обрядовых и других действий ряда народов, которые в недалеком прошлом ( XVIII - XIX вв.) сохраняли в своем быту многие элементы первобытно-общинного строя.

например, в охотничьих, плясках некоторых народов нашей Родины характер отдельных движений соответствовал движениям животных, на которых предполагалась охота. Элемент подражания в охотничьих плясках не был простым копированием повадок животных, а выступал в тесной связи  с обучением охоте как целесообразный прием передачи опыта старших молодежи.

например, в охотничьих, плясках некоторых народов нашей Родины характер отдельных движений соответствовал движениям животных, на которых предполагалась охота.

Элемент подражания в охотничьих плясках не был простым копированием повадок животных, а выступал в тесной связи

с обучением охоте как целесообразный прием передачи опыта старших молодежи.

Такие физические упражнения первобытной физической культуры были одним из важных средств подготовки людей к трудовой и оборонной деятельности. Старшие поколения готовили молодых к трудовой деятельности, обучая играть, петь песни племени и плясать, одновременно знакомили их с традициями племени и его своеобразной наукой.

Такие физические упражнения первобытной физической культуры были одним из важных средств подготовки людей к трудовой и оборонной деятельности.

Старшие поколения готовили молодых к трудовой деятельности, обучая играть, петь песни племени и плясать, одновременно знакомили их с традициями племени и его своеобразной наукой.

2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У СКИФОВ, СЛАВЯН И В КИЕВСКОМ ФЕОДАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У СКИФОВ, СЛАВЯН И В КИЕВСКОМ ФЕОДАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Основное воспитание детей проходило в семье при активном участии всей родовой общины. Существовали дома мужчин и дома молодежи. Родители были обязаны учить детей охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию.

Основное воспитание детей проходило в семье при активном участии всей родовой общины.

Существовали дома мужчин и дома молодежи.

Родители были обязаны учить детей охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию.

Славянские воины отличались храбростью и выносливостью. Византийский император Маврикий ( VI в.) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Славянские воины отличались храбростью и выносливостью.

Византийский император Маврикий ( VI в.) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

В воспитании славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать умения в стрельбе из лука, метании камней на дальность, в разных играх и забавах.

В воспитании славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами.

Они состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер.

На игрищах молодежь стремилась показать умения в стрельбе из лука, метании камней на дальность, в разных играх и забавах.

Игрища способствовали развитию силы и выносливости. «Мужи старые» определяли уровень физической подготовленности молодежи. Программы игрищ обычно связывали с обожествлением природы. Зимой они проводились на льду замерзших рек и озер, летом - на лесных полянах.

Игрища способствовали развитию силы и выносливости.

«Мужи старые» определяли уровень физической подготовленности молодежи.

Программы игрищ обычно связывали с обожествлением природы.

Зимой они проводились на льду замерзших рек и озер, летом - на лесных полянах.

Феодализация славянского общества неразрывно связана с борьбой князей с кочевниками, что требовало особой подготовки воинов. К IX в. первобытные языческо-педагогические формы физического воспитания уступили место специальной военно-физической подготовке ополчения. Вече нередко устраивало смотр военно-физической подготовки горожан и решало, кому из князей руководить ополчением. Часто устраивались «ристания» дружин. Дружинники состязались в единоборстве с использованием вооружения. На праздниках сильнейшие решали спор за призы в беге, лазании, прыжках, метании, поднятии и переноске тяжестей.

Феодализация славянского общества неразрывно связана с борьбой князей с кочевниками, что требовало особой подготовки воинов.

К IX в. первобытные языческо-педагогические формы физического воспитания уступили место специальной военно-физической подготовке ополчения.

Вече нередко устраивало смотр военно-физической подготовки горожан и решало, кому из князей руководить ополчением.

Часто устраивались «ристания» дружин. Дружинники состязались в единоборстве с использованием вооружения.

На праздниках сильнейшие решали спор за призы в беге, лазании, прыжках, метании, поднятии и переноске тяжестей.

На рубеже IX - X веков сложилось крупное политическое объединение восточных славян - Киевская Русь. Центром этого объединения стал древнейший город Руси - Киев. В Киевском государстве русский народ сплотил различные народы Восточной Европы, создав тем самым условия для их дальнейшего политического и культурного развития.

На рубеже IX - X веков сложилось крупное политическое объединение восточных славян - Киевская Русь.

Центром этого объединения стал древнейший город Руси - Киев.

В Киевском государстве русский народ сплотил различные народы Восточной Европы, создав тем самым условия для их дальнейшего политического и культурного развития.

Военно-физическая подготовка феодалов начиналась с раннего детского возраста. С двух-трех лет они начинали ездить верхом и учились стрелять в цель из лука. Младшему сыну поручалось быть охранителем домашнего очага. Девушки, как и мужчины, ездят верхом и участвуют в охоте, войнах, носят луки и стрелы.

Военно-физическая подготовка феодалов начиналась с раннего детского возраста.

С двух-трех лет они начинали ездить верхом и учились стрелять в цель из лука. Младшему сыну поручалось быть охранителем домашнего очага.

Девушки, как и мужчины, ездят верхом и участвуют в охоте, войнах, носят луки и стрелы.

Большую популярность в народе имели поднятие и переноска тяжестей, метание камней в цель и на дальность, метание копья, прыжки через костер. Широко практиковалось единоборство с домашними быками. Находились ловкие и сильные смельчаки, которые, крепко ухватившись за рога животного, сваливали его на землю.

Большую популярность в народе имели поднятие и переноска тяжестей, метание камней в цель и на дальность, метание копья, прыжки через костер.

Широко практиковалось единоборство с домашними быками. Находились ловкие и сильные смельчаки, которые, крепко ухватившись за рога животного, сваливали его на землю.

Городским жителям были известны фехтование на пиках и шпагах, акробатика и канатохождение. Эти упражнения были главным образом разновидностями «потех» и ярмарочных представлений, показываемых профессионалами-скоморохами.

Городским жителям были известны фехтование на пиках и шпагах, акробатика и канатохождение.

Эти упражнения были главным образом разновидностями «потех» и ярмарочных представлений, показываемых профессионалами-скоморохами.

Физические упражнения, игры, развлечения, бытовавшие в народе, составляли основу самобытной системы физического воспитания русского народа. Они дополнялись средствами закаливания организма: купанием в летнее и зимнее время, жаркой баней. Играми и развлечениями занимались обычно в воскресенье и дни престольных праздников. Местом для бега взапуски, метания копий, стрельбы из луков избирали поляны, а в городах - городскую площадь.

Физические упражнения, игры, развлечения, бытовавшие в народе, составляли основу самобытной системы физического воспитания русского народа. Они дополнялись средствами закаливания организма: купанием в летнее и зимнее время, жаркой баней.

Играми и развлечениями занимались обычно в воскресенье и дни престольных праздников. Местом для бега взапуски, метания копий, стрельбы из луков избирали поляны, а в городах - городскую площадь.

3. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

3. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В государствах Средней Азии зарождаются элементы науки о физическом воспитании. Выдающийся таджикский философ, естествоиспытатель, врач, математик и поэт Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна, 980 - 1037) в своих трудах развивал гуманистические идеи о том, что главной задачей физического воспитания должно быть укрепление здоровья человека. Лучшими средствами для достижения этой цели он считал народные виды физических упражнений: борьбу, кулачный бой, стрельбу из лука, ходьбу, верховую езду. Авиценна высказывал мысли о неразрывной связи между физическим и психическим состоянием организма.

В государствах Средней Азии зарождаются элементы науки о физическом воспитании. Выдающийся таджикский философ, естествоиспытатель, врач, математик и поэт Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна, 980 - 1037) в своих трудах развивал гуманистические идеи о том, что главной задачей физического воспитания должно быть укрепление здоровья человека.

Лучшими средствами для достижения этой цели он считал народные виды физических упражнений: борьбу, кулачный бой, стрельбу из лука, ходьбу, верховую езду.

Авиценна высказывал мысли о неразрывной связи между физическим и психическим состоянием организма.

Церковь рассматривала игры и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляла их греховными.  Против народных физических упражнений и развлечений была направлена 92-я глава «Стоглава» (свод церковных законов), принятого на церковном соборе в 1551 году. Во второй половине XVII в. (1664 г.) царь Алексей Михайлович издал специальный указ, запрещающий народные игры и физические упражнения.

Церковь рассматривала игры и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляла их греховными.

Против народных физических упражнений и развлечений была направлена 92-я глава «Стоглава» (свод церковных законов), принятого на церковном соборе в 1551 году.

Во второй половине XVII в. (1664 г.) царь Алексей Михайлович издал специальный указ, запрещающий народные игры и физические упражнения.

Но дальнейший рост и укрепление государства вызвали общественную потребность в научной литературе по различным отраслям знаний. В России стали появляться книги по естествознанию, медицине, педагогике.

Но дальнейший рост и укрепление государства вызвали общественную потребность в научной литературе по различным отраслям знаний.

В России стали появляться книги по естествознанию, медицине, педагогике.

В конце XVII века появляются педагогические сочинения, затрагивающие вопросы физического воспитания. Наиболее крупным педагогическим произведением, в котором рассматривалось физическое воспитание, была книга ученого монаха Епифания Славинецкого (умер в 1676 году) «Гражданство обычаев детских».

В конце XVII века появляются педагогические сочинения, затрагивающие вопросы физического воспитания.

Наиболее крупным педагогическим произведением, в котором рассматривалось физическое воспитание, была книга ученого монаха Епифания Славинецкого (умер в 1676 году) «Гражданство обычаев детских».

Заслугой Славинецкого является то, что он впервые попытался дать педагогический анализ игр и физических упражнений. Впервые осветил гигиеническую и этическую стороны игр и некоторых физических упражнений. Славинецкого следует считать одним из первых теоретиков русской педагогики и физического воспитания. Свою теорию воспитания Славинецкий развивал на основе педагогической теории Яна Амоса Коменского, старался приблизить ее к практике, давая конкретные указания о том, как поступать в жизни.

Заслугой Славинецкого является то, что он впервые попытался дать педагогический анализ игр и физических упражнений.

Впервые осветил гигиеническую и этическую стороны игр и некоторых физических упражнений.

Славинецкого следует считать одним из первых теоретиков русской педагогики и физического воспитания.

Свою теорию воспитания Славинецкий развивал на основе педагогической теории Яна Амоса Коменского, старался приблизить ее к практике, давая конкретные указания о том, как поступать в жизни.

4. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

4. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 В народе широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью.

В народе широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью.

Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам, летом на площадках, а зимой на льду. Во время боя участники должны были придерживаться выработанных народом неписаных правил: «лежачего не бить», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных конфликтов.

Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один).

В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников.

Бои устраивались обычно по праздникам, летом на площадках, а зимой на льду.

Во время боя участники должны были придерживаться выработанных народом неписаных правил: «лежачего не бить», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и др.

Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных конфликтов.

В зимнее время занимались ходьбой на лыжах, катанием на коньках и салазках, палочными боями на льду, взятием снежных крепостей и т. п.

В зимнее время занимались ходьбой на лыжах, катанием на коньках и салазках, палочными боями на льду, взятием снежных крепостей и т. п.

Церковные и царские меры, направленные против народных форм физического воспитания, не имели существенного значения. Народ продолжал культивировать любимые игры и забавы. Одной из причин распространения в народе физических упражнений и игр было постоянное участие его в военных походах.

Церковные и царские меры, направленные против народных форм физического воспитания, не имели существенного значения. Народ продолжал культивировать любимые игры и забавы.

Одной из причин распространения в народе физических упражнений и игр было постоянное участие его в военных походах.

5. ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУССКОГО ВОЙСКА

5. ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУССКОГО ВОЙСКА

В VI веке славяне в военном отношении представляли грозную силу. В ходе войн с Византией, по словам Маврикия и Ионна Эфесского, они «...научились воевать лучше, чем римляне...».

В VI веке славяне в военном отношении представляли грозную силу. В ходе войн с Византией, по словам Маврикия и Ионна Эфесского, они «...научились воевать лучше, чем римляне...».

Славяне были вооружены луком, мечами, копьями и дротиками. Оборонительное вооружение славян состояло из тяжелого щита продолговатой формы. Воевали большей частью в пешем строю, лишь некоторые действовали на конях. Славянские воины отличались стойкостью, смелостью, физической силой и выносливостью.

Славяне были вооружены луком, мечами, копьями и дротиками.

Оборонительное вооружение славян состояло из тяжелого щита продолговатой формы.

Воевали большей частью в пешем строю, лишь некоторые действовали на конях.

Славянские воины отличались стойкостью, смелостью, физической силой и выносливостью.

Княжеская дружина делилась на три группы: первая - «старшая» дружина состояла из наиболее знатных «лучших мужей», княжеских советников, которым поручались важные функции княжеского управления. Вторая группа дружинников составляла младшую дружину. Она постоянно находилась при князе, жила при его дворе. Дружинники этой группы были телохранителями князя. За это они получали оружие, пищу, часть военной добычи и дани, собираемой князем с народа. Третью группу составляли воины - «мужи храбрвствующие». Вышедшие из народа, они сохраняли с ним тесную связь, пользовались его уважением и любовью.

Княжеская дружина делилась на три группы:

  • первая - «старшая» дружина состояла из наиболее знатных «лучших мужей», княжеских советников, которым поручались важные функции княжеского управления.
  • Вторая группа дружинников составляла младшую дружину. Она постоянно находилась при князе, жила при его дворе. Дружинники этой группы были телохранителями князя. За это они получали оружие, пищу, часть военной добычи и дани, собираемой князем с народа.
  • Третью группу составляли воины - «мужи храбрвствующие». Вышедшие из народа, они сохраняли с ним тесную связь, пользовались его уважением и любовью.
В былинах, отражавших конкретную действительность в художественных обобщениях, говорится о физических упражнениях богатырей: борьбе, конских ристаниях, плавании, стрельбе из лука, метании палицы. О князе Владимире, например, сказано, что он выводил свою дружину в поле чистое «стрелять по сыру дубу». На основании содержания «Слова о полку Игореве», былины «Илья Муромец» и др. можно заключить, что потехи русских богатырей сопровождались состязаниями в физической силе, ловкости и воинских умениях, носили характер своеобразных тренировок и проверки боевой подготовки дружинников.

В былинах, отражавших конкретную действительность в художественных обобщениях, говорится о физических упражнениях богатырей: борьбе, конских ристаниях, плавании, стрельбе из лука, метании палицы. О князе Владимире, например, сказано, что он выводил свою дружину в поле чистое «стрелять по сыру дубу».

На основании содержания «Слова о полку Игореве», былины «Илья Муромец» и др. можно заключить, что потехи русских богатырей сопровождались состязаниями в физической силе, ловкости и воинских умениях, носили характер своеобразных тренировок и проверки боевой подготовки дружинников.

В борьбе за освобождение от ига татаро-монголов, в боях с немецкими рыцарями, польскими и шведскими интервентами и войнах за объединение русских земель создавалась сильная русская армия. Главным родом войск в этот период являлась конница. Всадники были вооружены копьями, луками, кинжалами и топорами. Некоторые имели сабли.

В борьбе за освобождение от ига татаро-монголов, в боях с немецкими рыцарями, польскими и шведскими интервентами и войнах за объединение русских земель создавалась сильная русская армия.

Главным родом войск в этот период являлась конница. Всадники были вооружены копьями, луками, кинжалами и топорами. Некоторые имели сабли.

Из пехотных отрядов выделялись полки стрельцов, учрежденные Иваном IV (Грозным), а также «городовые полки», состоявшие из городских жителей. Важным родом войск была артиллерия. Особое место в вооруженных силах русского государства занимали лыжные отряды (лыжные рати). До XVII века регулярного обучения войск не проводилось. В стрелецких и «городовых» полках обучение приемам действия оружием («огненный бой») и элементам строя проводилось не систематически.

Из пехотных отрядов выделялись полки стрельцов, учрежденные Иваном IV (Грозным), а также «городовые полки», состоявшие из городских жителей.

Важным родом войск была артиллерия.

Особое место в вооруженных силах русского государства занимали лыжные отряды (лыжные рати).

До XVII века регулярного обучения войск не проводилось. В стрелецких и «городовых» полках обучение приемам действия оружием («огненный бой») и элементам строя проводилось не систематически.

В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский впервые ввел специальное обучение крестьянского ополчения. Стали появляться первые уставы и руководства по подготовке войск. В 1647 году в Москве было издано печатное руководство по военному делу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В этой книге был дан целый ряд указаний по строевой и физической подготовке войск.

В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский впервые ввел специальное обучение крестьянского ополчения.

Стали появляться первые уставы и руководства по подготовке войск.

В 1647 году в Москве было издано печатное руководство по военному делу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В этой книге был дан целый ряд указаний по строевой и физической подготовке войск.

В первой части говорилось о пользе повседневных упражнений, о необходимости пеших переходов, обучения солдат бегу, плаванию, стрельбе, верховой езде и о закаливании, о преодолении препятствий (прыжки с оружием через изгороди, рвы, ручьи) и приемах действий копьем. В этом руководстве впервые упоминалось о физической подготовке бойцов во внеучебное время. Этим «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» отличалось от всех ранних руководств, в которых излагались лишь приемы действий в бою.

В первой части говорилось о пользе повседневных упражнений, о необходимости пеших переходов, обучения солдат бегу, плаванию, стрельбе, верховой езде и о закаливании, о преодолении препятствий (прыжки с оружием через изгороди, рвы, ручьи) и приемах действий копьем.

В этом руководстве впервые упоминалось о физической подготовке бойцов во внеучебное время. Этим «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» отличалось от всех ранних руководств, в которых излагались лишь приемы действий в бою.


Скачать

© 2018, 1505 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!