Раздел 2.
Отечественная история физической культуры и спорта
Тема : Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до XVIII века
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Зарождение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу.
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.
О характере отдельных упражнений в физической культуре первобытной эпохи можно судить на основе изучения игр, плясок, обрядовых и других действий ряда народов, которые в недалеком прошлом ( XVIII - XIX вв.) сохраняли в своем быту многие элементы первобытно-общинного строя.
например, в охотничьих, плясках некоторых народов нашей Родины характер отдельных движений соответствовал движениям животных, на которых предполагалась охота.
Элемент подражания в охотничьих плясках не был простым копированием повадок животных, а выступал в тесной связи
с обучением охоте как целесообразный прием передачи опыта старших молодежи.
Такие физические упражнения первобытной физической культуры были одним из важных средств подготовки людей к трудовой и оборонной деятельности.
Старшие поколения готовили молодых к трудовой деятельности, обучая играть, петь песни племени и плясать, одновременно знакомили их с традициями племени и его своеобразной наукой.
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У СКИФОВ, СЛАВЯН И В КИЕВСКОМ ФЕОДАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Основное воспитание детей проходило в семье при активном участии всей родовой общины.
Существовали дома мужчин и дома молодежи.
Родители были обязаны учить детей охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию.
Славянские воины отличались храбростью и выносливостью.
Византийский император Маврикий ( VI в.) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».
В воспитании славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами.
Они состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер.
На игрищах молодежь стремилась показать умения в стрельбе из лука, метании камней на дальность, в разных играх и забавах.
Игрища способствовали развитию силы и выносливости.
«Мужи старые» определяли уровень физической подготовленности молодежи.
Программы игрищ обычно связывали с обожествлением природы.
Зимой они проводились на льду замерзших рек и озер, летом - на лесных полянах.
Феодализация славянского общества неразрывно связана с борьбой князей с кочевниками, что требовало особой подготовки воинов.
К IX в. первобытные языческо-педагогические формы физического воспитания уступили место специальной военно-физической подготовке ополчения.
Вече нередко устраивало смотр военно-физической подготовки горожан и решало, кому из князей руководить ополчением.
Часто устраивались «ристания» дружин. Дружинники состязались в единоборстве с использованием вооружения.
На праздниках сильнейшие решали спор за призы в беге, лазании, прыжках, метании, поднятии и переноске тяжестей.
На рубеже IX - X веков сложилось крупное политическое объединение восточных славян - Киевская Русь.
Центром этого объединения стал древнейший город Руси - Киев.
В Киевском государстве русский народ сплотил различные народы Восточной Европы, создав тем самым условия для их дальнейшего политического и культурного развития.
Военно-физическая подготовка феодалов начиналась с раннего детского возраста.
С двух-трех лет они начинали ездить верхом и учились стрелять в цель из лука. Младшему сыну поручалось быть охранителем домашнего очага.
Девушки, как и мужчины, ездят верхом и участвуют в охоте, войнах, носят луки и стрелы.
Большую популярность в народе имели поднятие и переноска тяжестей, метание камней в цель и на дальность, метание копья, прыжки через костер.
Широко практиковалось единоборство с домашними быками. Находились ловкие и сильные смельчаки, которые, крепко ухватившись за рога животного, сваливали его на землю.
Городским жителям были известны фехтование на пиках и шпагах, акробатика и канатохождение.
Эти упражнения были главным образом разновидностями «потех» и ярмарочных представлений, показываемых профессионалами-скоморохами.
Физические упражнения, игры, развлечения, бытовавшие в народе, составляли основу самобытной системы физического воспитания русского народа. Они дополнялись средствами закаливания организма: купанием в летнее и зимнее время, жаркой баней.
Играми и развлечениями занимались обычно в воскресенье и дни престольных праздников. Местом для бега взапуски, метания копий, стрельбы из луков избирали поляны, а в городах - городскую площадь.
3. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
В государствах Средней Азии зарождаются элементы науки о физическом воспитании. Выдающийся таджикский философ, естествоиспытатель, врач, математик и поэт Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна, 980 - 1037) в своих трудах развивал гуманистические идеи о том, что главной задачей физического воспитания должно быть укрепление здоровья человека.
Лучшими средствами для достижения этой цели он считал народные виды физических упражнений: борьбу, кулачный бой, стрельбу из лука, ходьбу, верховую езду.
Авиценна высказывал мысли о неразрывной связи между физическим и психическим состоянием организма.
Церковь рассматривала игры и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляла их греховными.
Против народных физических упражнений и развлечений была направлена 92-я глава «Стоглава» (свод церковных законов), принятого на церковном соборе в 1551 году.
Во второй половине XVII в. (1664 г.) царь Алексей Михайлович издал специальный указ, запрещающий народные игры и физические упражнения.
Но дальнейший рост и укрепление государства вызвали общественную потребность в научной литературе по различным отраслям знаний.
В России стали появляться книги по естествознанию, медицине, педагогике.
В конце XVII века появляются педагогические сочинения, затрагивающие вопросы физического воспитания.
Наиболее крупным педагогическим произведением, в котором рассматривалось физическое воспитание, была книга ученого монаха Епифания Славинецкого (умер в 1676 году) «Гражданство обычаев детских».
Заслугой Славинецкого является то, что он впервые попытался дать педагогический анализ игр и физических упражнений.
Впервые осветил гигиеническую и этическую стороны игр и некоторых физических упражнений.
Славинецкого следует считать одним из первых теоретиков русской педагогики и физического воспитания.
Свою теорию воспитания Славинецкий развивал на основе педагогической теории Яна Амоса Коменского, старался приблизить ее к практике, давая конкретные указания о том, как поступать в жизни.
4. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В народе широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью.
Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один).
В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников.
Бои устраивались обычно по праздникам, летом на площадках, а зимой на льду.
Во время боя участники должны были придерживаться выработанных народом неписаных правил: «лежачего не бить», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и др.
Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных конфликтов.
В зимнее время занимались ходьбой на лыжах, катанием на коньках и салазках, палочными боями на льду, взятием снежных крепостей и т. п.
Церковные и царские меры, направленные против народных форм физического воспитания, не имели существенного значения. Народ продолжал культивировать любимые игры и забавы.
Одной из причин распространения в народе физических упражнений и игр было постоянное участие его в военных походах.
5. ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУССКОГО ВОЙСКА
В VI веке славяне в военном отношении представляли грозную силу. В ходе войн с Византией, по словам Маврикия и Ионна Эфесского, они «...научились воевать лучше, чем римляне...».
Славяне были вооружены луком, мечами, копьями и дротиками.
Оборонительное вооружение славян состояло из тяжелого щита продолговатой формы.
Воевали большей частью в пешем строю, лишь некоторые действовали на конях.
Славянские воины отличались стойкостью, смелостью, физической силой и выносливостью.
Княжеская дружина делилась на три группы:
- первая - «старшая» дружина состояла из наиболее знатных «лучших мужей», княжеских советников, которым поручались важные функции княжеского управления.
- Вторая группа дружинников составляла младшую дружину. Она постоянно находилась при князе, жила при его дворе. Дружинники этой группы были телохранителями князя. За это они получали оружие, пищу, часть военной добычи и дани, собираемой князем с народа.
- Третью группу составляли воины - «мужи храбрвствующие». Вышедшие из народа, они сохраняли с ним тесную связь, пользовались его уважением и любовью.
В былинах, отражавших конкретную действительность в художественных обобщениях, говорится о физических упражнениях богатырей: борьбе, конских ристаниях, плавании, стрельбе из лука, метании палицы. О князе Владимире, например, сказано, что он выводил свою дружину в поле чистое «стрелять по сыру дубу».
На основании содержания «Слова о полку Игореве», былины «Илья Муромец» и др. можно заключить, что потехи русских богатырей сопровождались состязаниями в физической силе, ловкости и воинских умениях, носили характер своеобразных тренировок и проверки боевой подготовки дружинников.
В борьбе за освобождение от ига татаро-монголов, в боях с немецкими рыцарями, польскими и шведскими интервентами и войнах за объединение русских земель создавалась сильная русская армия.
Главным родом войск в этот период являлась конница. Всадники были вооружены копьями, луками, кинжалами и топорами. Некоторые имели сабли.
Из пехотных отрядов выделялись полки стрельцов, учрежденные Иваном IV (Грозным), а также «городовые полки», состоявшие из городских жителей.
Важным родом войск была артиллерия.
Особое место в вооруженных силах русского государства занимали лыжные отряды (лыжные рати).
До XVII века регулярного обучения войск не проводилось. В стрелецких и «городовых» полках обучение приемам действия оружием («огненный бой») и элементам строя проводилось не систематически.
В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский впервые ввел специальное обучение крестьянского ополчения.
Стали появляться первые уставы и руководства по подготовке войск.
В 1647 году в Москве было издано печатное руководство по военному делу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В этой книге был дан целый ряд указаний по строевой и физической подготовке войск.
В первой части говорилось о пользе повседневных упражнений, о необходимости пеших переходов, обучения солдат бегу, плаванию, стрельбе, верховой езде и о закаливании, о преодолении препятствий (прыжки с оружием через изгороди, рвы, ручьи) и приемах действий копьем.
В этом руководстве впервые упоминалось о физической подготовке бойцов во внеучебное время. Этим «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» отличалось от всех ранних руководств, в которых излагались лишь приемы действий в бою.