СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отклонения и допуски на размеры деталей. 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 9-10 по технологии. Формирование  понятий об обозначении на чертежах отклонений и допусков, номинальном и предельном размере, верхнем и нижнем отклонении.

Просмотр содержимого документа
«Отклонения и допуски на размеры деталей. 7 кл»

Конспект урока № 9-10

ТЕМА: Отклонения и допуски на размеры деталей.


Цель: Формирование понятий о обозначении на чертежах отклонений и допусков, номинальном и предельном размере, верхнем и нижнем отклонении.

Задачи: 1. Научить учащихся обозначениям на чертежах отклонений и допусков. 2.Развивать технические знания в области резания материалов. 3.Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа №5 «Определение предельных размеров».

Инвентарь и оборудование: штангенциркуль, наглядное пособие «Посадка с зазором и с натягом».

Оформление доски: тема урока, новые слова и словосочетания (номинальный размер, предельное отклонение, допуск, посадка, посадка с зазором, посадка с натягом), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Одевают спецодежду

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ.

1.Подготовить ответ на вопрос:

-- Как подготовить к работе рубанок, фуганок и шерхебель?

2.Для этого вспомни:

  • какими инструментами выполняется строгание;

  • как настроить струг с деревянной колодкой;

  • как настроить струг с металлической колодкой;

  • как подготовить к работе фуганок..

3.Сделайте вывод.


2.Тестирование.

1.Для чернового строгания древесины используют:

а) рубанок деревянный;

б) фуганок;

в) шерхебель;

г) рубанок ручной электрический.

2.При строгании в начале движения рубанок прижимают к заготовке:

а) левой рукой;

б) правой рукой;

в) обеими руками одинаково.

3.От чего зависят легкость в работе и качество строгания?

а) от столярного верстака и рабочей позы;

б) от рабочей позы и настройки рубанка;

в) от рубанка и столярного верстака.

4.Как должна располагаться режущая кромка над подошвой у рубанка?

а) без перекоса с выступом 0,3-0,5 мм;

б) допускается небольшой перекос с выступом от 0,3 до 0,5 мм;

в) без перекоса с выступом до 3 мм.

5.Для чего устанавливается стружколоматель?

а) для образования более мелкой стружки, чтобы она не засоряла леток;

б) для получения более ровной поверхности;

в) для облегчения процесса строгания древесины.

6.Как очистить засорившийся леток рубанка?

а) разобрать рубанок и вычистить леток;

б) использовать прочный металлический стержень;

в) протолкнуть щепкой или разобрать рубанок;

г) протолкнуть стружку металлической пластинкой.

7.Струги с деревянной колодкой разбирают так:

а) наносят удары киянкой по задней стороне колодки;

б) наносят удары по передней части колодки;

в) наносят удары молотком по задней стороне колодки;

г) наносят легкие удары молотком по боковой стороне.

8.Как устранить перекос режущей кромки на рубанках с деревянной колодкой?

а) ударами молотка с боков ножа;

б) разобрать рубанок с нова установить нож;

в) ударами киянки с боков клина.

9.Струг большого размера с двойными ножом, предназначенный для точного строгания больших поверхностей и длинных кромок, это:

а) зензубель; б) шерхебель; в) фуганок; г) фальцгебель.

10.У правильно установленного ножа шерхебеля лезвие, расположенное под подошвой колодки, выступает:

а) на 0,5-1 мм; б) на 1-3 мм; в) на 3-5 мм.



Отвечает один ученик





























Выполняют тестовые задания.











III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

При изготовлении какой-либо детали стараются добиться определенных размеров. Действительный размер получают измерением – с допускаемой погрешностью. Изготовить деталь определенного размера сложно, поэтому размеры деталей должно находиться в установленных пределах.

План:

  1. Отклонение на размеры деталей

  2. Графический способ изображения полей допусков;

  3. Изображение линейных размеров и предельных отклонений на чертеже.



Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Рассказ учителя.

Номинальный размер (d, D) определяются функциональным назначением детали и служит началом отсчета отклонений.

Предельные размеры (Dmax, dmax, Dmin, dmin) ограничивают интервал значений, между которыми должен находиться действительный размер годной детали.

Отклонение размера – разность между действительным (предельным) размером и соответствующим номинальным. Отклонения могут быть положительными (размер больше номинального), отрицательными (размер меньше номинального) и нулевыми (размер равен номинальному. Отклонения откладываются от так называемой нулевой линии, условно изображающей номинальное значение размера: вверх – положительные отклонения, вниз – отрицательные.

Предельные отклонения – разность между предельными и номинальными размерами..

Для отверстий:

ES=Dmax –D (верхнее отклонение);

EI=Dmin – D (нижнее отклонение).

Для вала:

es= dmax – d (верхнее отклонение);

ei= dmin - d(нижнее отклонение).

Допуск(Т) - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами (предельными отклонениями).

Для отверстия: TD =Dmax - Dmin

Для вала: Td = dmax - dmin

Допуск служит мерой точности размера – чем меньше допуск, тем выше точность. От допуска непосредственно зависит трудоемкость изготовления и себестоимость деталей, а также в значительной степени выбор оборудования, средств контроля, производительность обработки. Значение допуска всегда положительно.

Посадка – это характер соединения деталей. Соединение может быть подвижным (посадка в зазор) или неподвижным (посадка с натягом). Для соединения с зазором нужно, чтобы диаметр вала всегда был меньше диаметра отверстия. Для соединения с натягом нужно, чтобы диаметр вала всегда был больше диаметра отверстия.

Графический способ изображения полей допусков позволяет быстро определять характер соединения деталей и облегчает выполнение различных расчетов. Для графического изображения полей допусков сопрягаемых деталей проводят нулевую линию, затем схематически изображают детали с их полями допусков, предельными размерами, отклонениями, показывают значения зазоров или натягов.

Поля допусков изображают в виде прямоугольников с указанием предельных отклонений. Схемы строят в определенном масштабе. Положительные отклонения откладывают вверх, а отрицательные вниз от нулевой линии. Из двух положительных отклонений основным считается нижнее отклонение, а из двух отрицательных – верхнее отклонение.

В графическом изображении поле допуска отверстия расположено: при посадке в зазор – над полем допуска вала (а), при посадке с натягом – над полем допуска вала (б).




На чертежах линейные размеры и предельные отклонения проставляют в миллиметрах. Предельные отклонения (со своими знаком) указывают после номинальных размеров; верхние отклонения помещают над нижними.


3. Выполнение упражнения.

По значению номинального размера и предельных отклонений для вала и отверстия определить поля допусков, тип посадки.




1.Определяем предельные размеры отверстия и вала (мм):

Dmax = D + ES Dmax = 118,0 + (- 0,144) = 117,856

Dmin = D + EI Dmin = 118,0 + (- 0,198) = 117,802

dmax= d + es dmax = 118,0 + 0,139 = 118,139

dmin = d + ei dmin = 118,0 + 0,104 = 118,104.

2.Определяем допуски отверстия и вала (мм):

TD = Dmax - Dmin TD = 117,856 - 117,802 = 0,054

Td = dmax- dmin Td = 118,139 – 118,104 = 0,035.

3.Определяем тип посадки:

Посадка с натягом
















Слушают учителя.


















.






















Работают в тетрадях.

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 5

«Определение предельных размеров»

Заданы для вала и отверстия номинальный диаметр и предельные отклонения. Определите предельные размеры и запишите их.

Вариант 1: d 4 -0,12

Вариант 2: d 8 -0,10 -0,01

Вариант 3: d 140 -0,020 -0,20

Вариант 4: d 15 +0,03 -0,3

Вариант 5: d 20 +0,05 -0,2

Вариант 6: d 30 +0,14 -0,012

Вариант 7: d 35 +0,014 -0,10




Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Какой размер называется номинальным?

  2. Что называют верхними и нижними отклонениями и как их обозначают?

  3. Что такое допуск?

  4. Как указывают размеры вала и отверстия на чертежах?


Отвечают на поставленные вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 6 с. 25-27


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Отклонения и допуски на размеры деталей.

Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!