СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отклоняющееся поведение. Урок-презентация, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Отклоняющееся поведение" предназначена для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Отклоняющееся поведение. Урок-презентация, 8 класс»

Урок № 32 Обществознание, 8 класс ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Д.З.: § 26, ?? (с. 213), задания (с. 213-214) , для повторения §§ 23-25 по выводам и вопросам (с.214-215) © А.И. Колмаков

Урок № 32

Обществознание, 8 класс

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Д.З.: § 26, ?? (с. 213), задания (с. 213-214) ,

для повторения §§ 23-25 по выводам и вопросам (с.214-215)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА содействовать пониманию роли социальных норм, как социальных регуляторов в обществе, как индикаторов позитивного поведения в обществе; развивать морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию; помочь в определении социальных ценностей и ориентиров

ЦЕЛИ УРОКА

  • содействовать пониманию роли социальных норм, как социальных регуляторов в обществе, как индикаторов позитивного поведения в обществе;
  • развивать морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию;
  • помочь в определении социальных ценностей и ориентиров
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ социальные нормы; социальный контроль; отклоняющееся поведение; девиантное поведение; деликвентное поведение; преступность; алкоголизм; наркомания

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

  • социальные нормы;
  • социальный контроль;
  • отклоняющееся поведение;
  • девиантное поведение;
  • деликвентное поведение;
  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания
Изучение нового материала 1. Какое поведение считают отклоняющимся.  2. Алкоголизм и наркомания.   3. «Почему они делают это?»  

Изучение нового материала

1. Какое поведение считают отклоняющимся.

2. Алкоголизм и наркомания.  

3. «Почему они делают это?»  

Актуализация учебного материала Вспомни: Продумай

Актуализация учебного материала

  • Вспомни:
  • Продумай
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ -регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными им и организациями Нормы – эталоны, модели, стандарты должного поведения. Обычаи Нормы Норма – лат. «правило», «образец»

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

-регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами

людей, созданными им и организациями

Нормы – эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Обычаи

Нормы

Норма – лат. «правило», «образец»

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Выделяют три типа процессов социального контроля:   1) процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит освоение требований общества — социальных предписаний;  2) процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;  3) процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выделяют три типа процессов социального контроля:

1) процессы социализации семейного и школьного воспитания,

в ходе которых происходит освоение требований общества —

социальных предписаний;

2) процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие

гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над

поведением господствующих слоев и групп;

3) процессы применения различных формальных и не формальных

социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания,

побуждающие к соблюдению установленных норм.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Самоконтроль Социальные нормы Механизмы социального контроля Индивидуальное сознание Санкции Общественное мнение

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Самоконтроль

Социальные нормы

Механизмы социального контроля

Индивидуальное сознание

Санкции

Общественное мнение

ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ - САНКЦИИ Санкции Применяемые в соответствии с определёнными правилами Проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения Позитивные Негативные Направленные на поощрение Направленные на порицание

ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ - САНКЦИИ

Санкции

Применяемые в соответствии

с определёнными правилами

Проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения

Позитивные

Негативные

Направленные на поощрение

Направленные на порицание

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ  (ОТ ЛАТ. DEVIATION — ОТКЛОНЕНИЕ) Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся (негативное и позитивное проявления) Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии * Роберта Мертона, американского социолога ХХ века, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. * Аномия - состояние общества, при котором наступает разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ (ОТ ЛАТ. DEVIATION — ОТКЛОНЕНИЕ)

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся

(негативное и позитивное проявления)

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии * Роберта Мертона, американского социолога ХХ века, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

* Аномия - состояние общества, при котором наступает разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ( ДЕВИАНТНОЕ ) ПОВЕДЕНИЕ (ОТ ЛАТ. DEVIATION — ОТКЛОНЕНИЕ )

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ( ДЕВИАНТНОЕ ) ПОВЕДЕНИЕ (ОТ ЛАТ. DEVIATION — ОТКЛОНЕНИЕ )

ПРЕСТУПНО Е   ( ДЕ Л И КВЕ НТНОЕ ) ПОВЕДЕНИЕ  Исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.  Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения

ПРЕСТУПНО Е ( ДЕ Л И КВЕ НТНОЕ ) ПОВЕДЕНИЕ

Исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.

Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения

алкоголизм и  наркомания

алкоголизм и наркомания

«Почему они делают это?»  Во-первых, в юности человек, говоря словами известного психолога Д. Карнеги, «живет в отсеке сегодняшнего дня» - собственное будущее для него расплывчато и не очень значимо. Состояние беззаботности, легкости, которое приносят ему первые дозы алкоголя и наркотиков, оказывается более существенным, чем предостережения о колоссальной разрушительной силе этих веществ, которая неизбежно проявится спустя некоторое время. Во-вторых, подростки склонны переоценивать свою силу воли. Им кажется, что они всегда смогут прекратить употребление спиртного или наркотиков, как только почувствуют их вредоносное воздействие. В-третьих, молодежь вообще склонна к так называемым рискованным моделям поведения. При этом степень риска приуменьшается. 

«Почему они делают это?» 

Во-первых, в юности человек, говоря словами известного психолога Д. Карнеги, «живет в отсеке сегодняшнего дня» - собственное будущее для него расплывчато и не очень значимо. Состояние беззаботности, легкости, которое приносят ему первые дозы алкоголя и наркотиков, оказывается более существенным, чем предостережения о колоссальной разрушительной силе этих веществ, которая неизбежно проявится спустя некоторое время.

Во-вторых, подростки склонны переоценивать свою силу воли. Им кажется, что они всегда смогут прекратить употребление спиртного или наркотиков, как только почувствуют их вредоносное воздействие.

В-третьих, молодежь вообще склонна к так называемым рискованным моделям поведения. При этом степень риска приуменьшается. 

социальные факторы   большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склони были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровость родителей (чаще всего отца). бывают особые периоды резких и глубоким перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает и проявляются крайне негативные формы: преступность, пьянство, наркомания, проституция. разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления    

социальные факторы

  • большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склони были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровость родителей (чаще всего отца).
  • бывают особые периоды резких и глубоким перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает и проявляются крайне негативные формы: преступность, пьянство, наркомания, проституция.
  • разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления    
Документ.   Из Уголовного кодекса РФ:  «Статья 228.  1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до трех лет.  2. Незаконные приобретение или хранение к целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств… - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.  Статья 230.  1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.  2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой: б) неоднократно; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух и более лиц; г) с применением насилия или угрозой его применения. - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет».

Документ.  Из Уголовного кодекса РФ: 

  • «Статья 228. 
  • 1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до трех лет. 
  • 2. Незаконные приобретение или хранение к целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств… - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. 
  • Статья 230. 
  • 1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет. 
  • 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой: б) неоднократно; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух и более лиц; г) с применением насилия или угрозой его применения. - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!