СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в общей систематике нарушений психического развития у детей принимается как относительно новая, распространенная, используемая при описании поведенческих особенностей форма отклонений.

Просмотр содержимого документа
«ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ.


Отклоняющееся развитие следует понимать как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях. Вследствие этого изменяются когнитивные, эмоциональные, регуляторные стороны человека, что приводит к трансформациям в возрастном развитии ребёнка. Это прежде всего проявляется в замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в общей систематике нарушений психического развития у детей принимается как относительно новая, распространенная, используемая при описании поведенческих особенностей форма отклонений.

СДВГ используется как нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте. Среди клинических проявлений СДВГ отмечаются двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, лёгкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, лёгкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеяность и т.д. Центральным для СДВГ считается расстройство внимания. Среди сопутствующих проявлений СДВГ часто называется неспособность к обучению, тревожность, делинкветное поведение.

В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек.

СДВГ считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.

Клиническо-психологические проявления СДВГ подразделяются на три большие группы:

  • Симптомы дефицита внимания

  • Симптомы импульсивности

  • Симптомы гиперактивности

Симптомы СДВГ могут видоизменяться с возрастом и сохраняться в течение многих лет. Симптомы невнимательности становятся особенно заметными, когда ребёнок идёт в школу. Урок, требующий настойчивости и непрерывного, целенаправленного внимания, становится тяжёлым испытанием для таких детей. Паттерны гиперактивного-импульсивного поведения, появившиеся у ребёнка в дошкольный период, продолжают наблюдаться и во время его обучения в начальных и средних классах.

Начиная с первого класса, СДВГ у ребёнка выражается в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении поставленных задач. При этом нередко наблюдается настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, склонность переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, плохо организованная и слаборегулируемая активность. Таким детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления.

В начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью. Ребёнок с СДВГ с первых классов и до самого окончания школы испытывает серьёзные проблемы, связанные с проявлением самостоятельности, личной ответственностью, выполнением заданий, оказанием доверия, достижением личной независимости, установлением социальных отношений и успеваемостью.

Когда дети с СДВГ достигают подросткового возраста, проблемы связанные с этим расстройством, зачастую не исчезают, а усугубляются. Детские симптомы гиперактивности-импульсивности вызывают самые неблагоприятные последствия в подростковом возрасте. Возможны нарастания нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и в школе, ухудшения успеваемости.

Частота и интенсивность проявления симптомов могут уменьшаться по мере взросления ребёнка, у многих СДВГ остаётся в течение всей жизни. Треть детей, страдающих этим расстройством, продолжают демонстрировать его симптомы и после того, как становятся взрослыми, и примерно у одной десятой оно переходит в антисоциальное расстройство личности или в расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами.

В последние годы учёные отмечают, что у детей с СДВГ недостаточно сформированы так называемые прагматические речевые функции. В частности, нарушена способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, реакций, инструкций, юмора. Дети не могут соблюдать правила ведения беседы (высказываться по очереди с собеседником, поддерживать тему беседы), изменять стиль своей речи в зависимости от возраста собеседника, что приводит к постоянным затруднениям в социальных контактах. Критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи. У детей с СДВГ формируется школьная дезадаптация и возникают проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии. Обучающимся с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у детей с СДВГ практически исчезает гиперактивность, но сохраняются импульсивность и нарушения внимания, нередко нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Таким образом, анализируя возрастную динамику, выявляется пик проявления синдрома на период подготовки и начала обучения в школе, что обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. В подростковом возрасте наблюдается некоторое затихание проявлений СДВГ, с одной стороны, и симптомологическая трансформация проявлений, с другой, которая активирует усиление социальной дезадаптации и увеличивает риск возникновения поведенческих девиаций.


Педагог-психолог Доброриз Е.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!