Тип урока: | открытие нового знания |
Класс: | 5 |
Тема: | «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» |
Образовательная программа, автор: | УМК «Школа России», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | в разделе «Первое путешествие в музыкальный театр» |
Цели урока: | деятельностная: воспитание интереса, любви к искусству; воспитание эмоциональной отзывчивости; способствовать воспитанию духовной культуры учащихся; создание ситуации успеха для каждого ученика. содержательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко". |
Планируемые результаты: | личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе деятельности на уроке; становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к языковой деятельности, к школе. регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности. Высказывать свои предположения, планировать свои действия, выполнять действия по плану, оценивать и адекватно воспринимать оценку. познавательные: ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме простых суждений; перерабатывать полученную информацию и делать выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной или письменной форме, формулировать и стремиться к более точному выражению собственного мнения, строить понятные высказывания, а также слышать и слушать других. предметные:выявить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либреттооперы; выявить разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы; определитьмузыкальные портреты героев, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста»; закрепить понятия: опера, увертюра, ария, рондо,контраст. |
Обоснование выбора метода и формы работы на уроке: | основные методы: словесный, наглядный, практический. частный метод: морфологический анализ. |
Образовательные технологии: | технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные технологии. |
Методы оценивания: | самооценка, оценка учителя, взаимооценка |
Средства обучения: | учебник, презентация, фонограмма песни «Тоб, тоб, тоборооб», пианино. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовутГэрэлмаБаировна. Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- Сейчас начнем урок. | - Здравствуйте! |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? - С какимикомпозиторами вы познакомились на прошлых уроках? - Ребята, кто был в театре оперы и балета? - Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. - Как связаны музыка и литература в музыкальном театре? Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. - давайте послушаем музыкальный отрывок, и определим какой жанр? - кто мне скажет какой жанр? | - о композиторах - Георгий Васильевич Свиридов, Фридерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт, - Ответы детей -литературное произведение лежит в основе музыкального произведения -слушают музыку -затрудняются ответить |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - почему затруднились? - почему затруднились? | - мы не можем определить жанр музыки |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | -какая цель нашего урока? -тема урока — это «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.» | - узнать, что такое жанр и его особенности. |
5. Этап реализации построенного проекта | -откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока -Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре? - Что такое опера? (на стр 48) - Давайте запишем, что такое опера – это слово, имеющее итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. - В какой стране появилась опера, и в каком веке? -Что такое либретто? -запишем что либретто - краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балеты, мюзикла. -Что такоеувертюра? | -Опера, балет, оперетта, мюзикл. - ответы детей -записывают в тетрадь - В Италии на рубеже XVI и XVIIвв. - ответы детей - записывают в тетрадь из слайда -Увертю́ра - инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте). |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Послушайте вступление к опере «Садко»- «Океан –море синее» - Как композитор нарисовал музыкальную картину моря? | -Слушают -Он рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Вокально- хоровая деятельность: Певческая физкультминутка. - Давайте разучим песню Встаньте, ребята. А сначала начнем с распевки. Распев будет на двух языках – на бурятском и на русском. (слайд) Сперва на русском языке. - Вдох через нос, выдох через рот. (играю на пианино и показываю руками) - Повторяем за мной – я пою, хорошо пою (4 раза) - Старайтесь петь чисто. - А теперь на бурятском языке – би дуланаб, hайнардуланаб. - Молодцы! | - вдыхают и выдыхают - я пою, хорошо пою - (повторяют) би дуланаб, hайнардуланаб. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | - Садитесь. А теперь разучим песню «Тоб, тобтоборооб» (слайд) - Сначала поем мы, вы слушаете. Потом все вместе (фонограмма) Текст песни с переводом: Ооhорхонообаринхай -Со скакалкой прыгаю, Одоогоёордэбхэрээб. - Лучше всех – так думаю. Дабталга: Тоб-тобтоборооб, - Топ-топ, топаю, Тоогүйолондэбхэрээб. (2 дахин) - Не считая, прыгаю. Толгойхүлөөтойруулан, - Через ноги, голову Торонбайнгүйсобхорооб. - Ловко, ловко я верчу. Дабталга. Эршэхүсөөгээгээгүйб, - Вовсе сил я не теряю, Энеэбхиилхээмартаагүйб. - Улыбаюсь, как всегда. Дабталга. Тоб-тобтоборооб, - Топ-топ, топаю, Тоогүйолондэбхэрээб. 2 дахин - Не считая, прыгаю. Толгойхүлөөтойруулан, - Через ноги, голову Торонбайнгүйсобхорооб. - Ловко, ловко я верчу. - Молодцы! | - слушают и поют |
9. Этап рефлексии УД на уроке | - Какова была цель нашего урока? -Достигли мы её? - С каким музыкально-театральным жанром мы встретились? -Что такое «либретто»? -Что нового вы узнали на уроке? - На этом урок окончен. Спасибо. До свидания! | узнать, что такое жанр и его особенности. - опера - До свидания! |