Текст-форма представления информации, излагающей основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета.
Требования к тексту
· Отражает содержание темы.
· Организует самостоятельную деятельность учащихся.
· Отражает логику науки и логику учебного предмета.
· Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
· Краток, локаничен ,конкретен.
· Доступен, ориентирован на особенности учащихся(в том числе и возрастные).
· Ясен и чёток язык текста и формулировок.
· Увлекателен, с элементами проблемности.
· Красочен, по необходимости имеет карты, схемы, диаграммы, фотографии, иллюстрации ,в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
· Оформлен в соответствии с полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним.
· Продумана методическая организация текстового материала.
Объём текстовой информации.
Типы текста
1. Мотивационный | Обосновывает значимость изучаемого материала, содержит иллюстрации. |
2. Информационный | Обеспечивает необходимой информацией в рамках изучаемой темы |
3.Трансформационный | Преобразует материал науки в соответствии с изучаемым материалом. |
4.Систематизирующий | Системное и последовательное изложение материала. |
5. Закрепляющий и самоконтрольный | Возможность повторного изучения материала ,проверка правильности его усвоения. |
6.Координирующий | Привлечение других средств обучения. |
7. Обучающий | Направлен на развитие умений и навыков самообразования,конспектирования, обобщения, выделения главного. |
8.Развивающее-воспитательный | Направлен на формирование определённых морально-ценностных установок. |
Виды текстов
Сплошные | Несплошные |
Описание (художественное и техническое); Повествование (рассказ, отчет, репортаж); Объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация); Аргументация (комментарий, научное обоснование); Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы). | Графики; Диаграммы; Таблицы; Географические карты и карты местности; карты; карты сайтов; Формы (налоговые, визовые, анкеты); Информационные листы и объявления; Реклама; Постеры, входные билеты, меню, обложки книг и журналов |
Какие УУД формируются при работе с текстовым заданием
(из ГИА)
1. Текстовые задания проверяют умения работать с учебным текстом.
2.Развивают умение соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии.
3.Формируют познавательные и общеучебные УУД : Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
4.Формируют: кругозор и мировоззрение, навыки самообразования, знания, практические умения. Умения добывать, систематизировать и применять знания,
Умение учиться, мыслить, способности выражать мысли, эмоции.
С тратегии чтении
Этапы чтения:
Предтекстовые, ориентирую и готовят чтеца к встрече с текстом.
Примеры стратегий (набор приёмов)
Мозговой штурм
Глоссарий
Батарея вопросов
Предваряющие вопросы
Рассечение вопроса
Ориентиры предвосхищения.
Этапы чтения:
Текстовые, управляющие чтением.
Примеры стратегий (набор приёмов)
1.Чтение в кружок(попеременное чтение)
2.Чтение про себя с вопросами
3.Чтение про себя с пометками
4.Чтение про себя с остановками(методика чтения со слабыми учащимися).
Этапы чтения:
Послетекстовые, включающие полученную информацию в систему понятий,знаний,умений
Примеры стратегий (набор приёмов)
1.Отношения между вопросом и ответом
2.вопросы после текста
3.проверочный лист
4.Тайм-аут.
Чтение как средство формирования УУД
Задачи чтения | Способ чтения | Формулирование целей, выбор текстов и составление заданий |
Нахождение конкретной информации | Поисковое чтение | Задания должны быть ориентированы на развитие и проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения. |
Выделение основного содержания текста | Ознакомительное чтение | Задания развивают и проверяют умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы |
Полное и точное понимание текста | Изучающее (смысловое) чтение | Концептуальные вопросы — развивают и проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста, умение восстанавливать информационные лакуны текста |
Фазы чтения текстов
Содержание фазы | Виды деятельности учащихся |
Репродуктивное чтение |
Поиск и восприятие текста: раскрытие его содержания и смысла; расшифровка (из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание) | просмотр, установление значения слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ, |
Продуктивное чтения |
Преобразование и нтерпретация: | упорядочивание и классифицирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом |
«Присвоение= оценка»: | выдвижение гипотез, высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности |
О
сновы смыслового чтения и работа с текстом
Книги-корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению….
Ф.Бек