Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6» города Курска
ПЛАН
ОТКРЫТОГО
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
преподавателя народного отделения
по классу «Народное пение»
Симоновой Юлии Владимировны,
концертмейстера
Ларина Юрия Владимировича
Тема: « Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля»
Курск – 2016
План проведения открытого учебного занятия
Предмет: «Фольклорный ансамбль» с обучающимися 3 класса.
Тема учебного занятия: «Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля»
Дата и время проведения учебного занятия: « 29 » января 2016 года 16.00 ч.
Цель учебного занятия: показать самобытность танцевальной культуры в жизни русского человека, познакомить детей с элементами русского народного танца.
Задачи учебного занятия:
Дидактические (обучающая):
- изучить характерные особенности танцевальной культуры различных регионов России на материале образцов хореографического фольклора;
- учить различать русские народные танцы, запоминать их названия.
- научить раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца;
- формировать представление о хороводе как круговом композиционном построении танца;
- содействовать овладению первоначальными умениями двигаться в темпе и характере музыки при исполнении танцевальной композиции;
Развивающие:
- развивать чувство ритма, музыкальность;
- развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.
- развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения», умение работать в группе и индивидуально.
- формировать и развивать у обучающихся художественный вкус на примере русского танца.
Воспитательные:
- приобщать к музыкальной и танцевальной культуре;
- формировать ценностное отношение к русскому народному танцу.
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- воспитывать творческую активность.
- через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.
Вид урока: групповое занятие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация умений и навыков).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, фронтальная, парная.
Методы и приемы реализации поставленных задач
1. Словесные методы: беседа; пояснение сущности содержания музыкального материала; разъяснение, объяснение изложение нового материала;
2. Методы наглядной передачи зрительного и слухового восприятия: показ образцов, демонстрация примеров традиционных танцев;
3. Практические методы: показ элементов фольклорной хореографии, бытовых танцев;
4.Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
5. Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
6. Методы стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственных ситуаций);
7. По степени самостоятельности: репродуктивные; проблемно-поисковые;
8. По степени управления: под руководством педагога; самостоятельная работа.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера;
- эмоциональное удовлетворение;
- личностно - ориентированное общение;
- дифференцированный подход к обучающимся.
Материально-техническое обеспечение: музыкальные инструменты, стулья.
Межпредметные связи: фольклорная хореография, народное творчество, фольклорный ансамбль..
Структура учебного занятия:
Организационный момент.
II. Изучение нового материала
Знакомство с танцевальной культурой других народов.
III. Повторение изученного материала.
V. Подведение итогов занятия: анализ работы.
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Задачи: - создание максимально комфортной ситуации общения друг с другом и с преподавателем;
- настрой на предложенную тему урока;
- воспитание дисциплинированности, культуры организации труда;
- сообщение темы, цели и задач урока.
Содержание учебного материала:
1. Проверка готовности к занятию.
2. Озвучивание темы, цели и задач занятия.
II.Изучение нового материала
Тема: «Танцевальная культура других народов»
Задачи: - ознакомление с традиционными танцами: модавский народный танец, украинский народный танец, белорусский народный танец.
Содержание учебного материала:
1.Вступительное слово.
- Позвольте мне начать наш урок словами известного исследователя фольклора народов России Якоба Штелина, который в XVIII веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской».
Необычайно и разнообразно народное танцевальное искусство России. Народом бережно перенесены из прошлого степенные хороводы и весёлые кадрили, затейливые игровые танцы и озорные переплясы. Каждая область, каждый край, а нередко и каждая деревня, — имеют свои, только им свойственные хороводы и пляски, которые не спутаешь ни с какими другими.
Русская народная хореография в корне отличается от хореографии других народов. В чём же её отличия! Пляски и танцы других народов имеют свою определённую форму, схему в которой постоянно, по одним направлениям передвигаются танцоры.
2.Молдавский народный танец
Самые известные традиционные танцы Молдавии это:
Хора - один из видов сельских празднеств, круговой, лирический танец, в котором танцующие держатся за руки.
Жок – танец пляска, шуточный танец и своеобразное сельское народное гуляние.
(звучат варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)
3.Украинский народный танец
Гопак – душа украинского народа. Название гопака произошло от слова «гопать» - прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп». Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.
(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)
Коломыйка - (от слова «коло», что означает «круг»). Для всех разновидностей этого танца характерны создание одного большого круга, разбивание его на несколько маленьких, переходы из круга в круг. Народный танец карпатского региона Украины сопровождающийся короткими песенками-припевками.
(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)
4.Белорусский народный танец
Лявониха - (от белорус. имени Лявон Лявониха его возлюбленная, жена). На свадьбе «Лявониха» была главным танцем, а на вечорках и сопровождалась разнообразными шутливыми припевками. Исполняется парами с сольными вариациями. Танец динамичный, жизнерадостный. Музыкальный размер 2/4.
Юрачка - сюжетно-игровая пляска. Содержание танца и мелодия заимствованы из песни. В танце в комической форме обыгрываются черты характера шалуна.
Юрочка – это самовлюбленный юноша, убежден в своей неотразимости, думает, что все девушки в него влюблены. А они подсмеиваются над ним и решают его проучить. Танцуя с другими юношами, они весело кружатся вокруг Юрочки, шутливо поддразнивают его. В конце танца все убегают, а Юрочка остается один.
(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)
Веселуха- перепляс двух деревень, Который соревнуются в танцевальном мастерства
(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)
III. Повторение изученного материала.
Задачи: - обобщение и систематизация полученных знаний.
- закрепление основных жанров русского народного танца - хоровод
и его виды, танок, карагод, виды плясок, бытовой танец.
Содержание учебного материала:
«Жанры народного танца».
Вопрос. Что такое народный танец
Ответ. Народный танец — это танец, который исполняется в естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы.
- Ни одно народное гуляние — не обходилось без песни, хороводов, танцев. На праздники все от мало до велико сходились «большой вулицей». Разряженные сельские жители собирались со всей деревни в одно место и устраивали «карагод», пели, плясали далеко за полночь.
Вопрос. Какие виды народного танца вы знаете
Ответ. Русский народный танец делится на:
Вопрос. В чём отличия хоровода и карагода .
Ответ. (Карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников.).
пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс);
Вопрос. Какой танец называют танком.
Ответ. Танок — древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».
- Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия — игрового начала.
Вопрос. В чём же особенности танка и чем они отличаются от карагода.
Ответ. Танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов).
В отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга. ются по кругу, «два карагода» или «стена на стену», когда участвующие делятся на два двигающиеся один против другого ряда; «улица», где играющие идут парами, в затылок друг другу, вдоль «улицы» и в конце «улицы» поворачивают обратно — вправо и влево, возвращаясь двумя раздельными рядами; в одну шеренгу «змейкой», через «воротца» «плетнём» и др. Ход кругового хоровода— всегда по часовой стрелке.
Вопрос. Как называются изображённые на рисунке виды танков
а)
б)
в)
Исполненение таночной песни Белгородской области «Как на поле, на
поляне»
2. «Народно - бытовые танцы»
- Еще один жанр народного танца - это городские народно-бытовые танцы. Появление этого жанра исторически связано с эпохой правления Петра I, с эпохой реформ, которые коснулись, всех сторон жизнедеятельности русского человека, внося серьезные изменения в его жизнь. Изменяется одежда, устанавливаются новые правила поведения, происходит коренная ломка традиционного домостроевского быта. В больших городах повсеместным становится обязательное обучение европейскому салонному танцу. Распространителями танцевальных новшеств в народе являлись отхожие промышленники.* Они привозили из больших городов новинки танцев и знакомили с ними своих односельчан.
Любой танец попадавший в Россию извне, проходил как бы своеобразную
фильтровку. В нём постепенно отбрасывались чуждые русскому человеку
движения и привносились свои национальные черты.
Вопрос. Какие бытовые танцы мы с вами знаем?
Ответ. Это Полька, Краковяк, Падеспань и др.
3. Практическая часть.
- Исполнение танца «Полька с прискоком»
Танец «Полька» - старинный чешский танец. В 19 веке Польку танцевали во многих областях России, и везде этот танец отличается своей местной манерой исполнения и характером движений.
- исполнение танца «Светит месяц»
- исполнение танца «Яблочко»
«Яблочко» — русская народная песня, частушка, а также исполняемый под её мелодию матросский танец. Известна своими многочисленными вариантами текстов периода гражданской войны. Корни «Яблочка» связывают с молдавской и украинской песенными традициями. В Молдавии бытовала похожая плясовая песня «Калач». А на Украине — плясовая припевка:
Ой, яблочко,
Куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицу,
Гулять хочеться!
- исполнение танца «Во саду ли в огороде»- исполняется с песней, которую поют сами участники гулянья. Пляшет любое количество «троек» или «двоек». Музыкальный размер 2/4
VI. Подведение итогов занятия: анализ работы.
В результате анализа исполнения музыкального материала определяю основные моменты работы:
а) закрепление знаний о русском танце;
б) ознакомление с танцевальной культурой на примере молдавских, украинских и белорусских танцев исполнили бытовые танцы разных регионов России;
в) народное творчество синкретично, поэтому при исполнении песни необходимо помнить о самовыражении, применении практических навыков бытовой хореографии, умение комбинировать танцевальные движения и импровизировать.
Оценка деятельности обучающихся:
1) осуществление оценки эффективности занятия.
2) поощрение обучающихся за хорошую работу на занятии.
Информационно-дидактическое обеспечение урока
1. Нотно-песенные сборники
1. Бачинская М, Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. - М., 1974.
2. Весенние капельки: Русские народные игровые и хороводные песни для детей младшего возраста. - М., 1983.
3. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996.
4. Григорьева Н. Е. Русская народная песня для детей. - Спб.: «Издательство «Детство-пресс», 2012.
5. Дубовик С. В. Хоровод круглый год. Часть I, II,.- Е,. 2010.
6. Науменко Г. М. Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. - М.: ВЦХТ, 1999.
2.Литература для педагога
1.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964.
2.Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976.
3.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.
4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.
5.Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992.
6.Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.