СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое учебное занятие. Тема: "Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного занятия показать самобытность танцевальной культуры

Просмотр содержимого документа
«Открытое учебное занятие. Тема: "Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска








ПЛАН

ОТКРЫТОГО


УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


преподавателя народного отделения

по классу «Народное пение»

Симоновой Юлии Владимировны,

концертмейстера

Ларина Юрия Владимировича



Тема: « Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля»
















Курск – 2016

План проведения открытого учебного занятия


Предмет: «Фольклорный ансамбль» с обучающимися 3 класса.

Тема учебного занятия: «Традиционный танец в работе фольклорного ансамбля»

Дата и время проведения учебного занятия: « 29 » января 2016 года 16.00 ч.

Цель учебного занятия: показать самобытность танцевальной культуры в жизни русского человека, познакомить детей с элементами русского народного танца.


Задачи учебного занятия:

Дидактические (обучающая):

- изучить характерные особенности танцевальной культуры различных регионов России на материале образцов хореографического фольклора;

- учить различать русские народные танцы, запоминать их названия.

- научить раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца;

- формировать представление о хороводе как круговом композиционном построении танца;

- содействовать овладению первоначальными умениями двигаться в темпе и характере музыки при исполнении танцевальной композиции;

Развивающие:

- развивать чувство ритма, музыкальность;

- развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.

- развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения», умение работать в группе и индивидуально.

- формировать и развивать у обучающихся художественный вкус на примере русского танца.

Воспитательные:

- приобщать к музыкальной и танцевальной культуре;

- формировать ценностное отношение к русскому народному танцу.

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- воспитывать творческую активность.

- через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.


Вид урока: групповое занятие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация умений и навыков).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, фронтальная, парная.



Методы и приемы реализации поставленных задач



1. Словесные методы: беседа; пояснение сущности содержания музыкального материала; разъяснение, объяснение изложение нового материала;

2. Методы наглядной передачи зрительного и слухового восприятия: показ образцов, демонстрация примеров традиционных танцев;

3. Практические методы: показ элементов фольклорной хореографии, бытовых танцев;

4.Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

5. Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

6. Методы стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственных ситуаций);

7. По степени самостоятельности: репродуктивные; проблемно-поисковые;

8. По степени управления: под руководством педагога; самостоятельная работа.


Психологические условия на уроке:

- психологически-комфортная атмосфера;

- эмоциональное удовлетворение;

- личностно - ориентированное общение;

- дифференцированный подход к обучающимся.


Материально-техническое обеспечение: музыкальные инструменты, стулья.

Межпредметные связи: фольклорная хореография, народное творчество, фольклорный ансамбль..



Структура учебного занятия:

  1. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

  1. Знакомство с танцевальной культурой других народов.

III. Повторение изученного материала.

V. Подведение итогов занятия: анализ работы.







Ход учебного занятия:


  1. Организационный момент.


Задачи: - создание максимально комфортной ситуации общения друг с другом и с преподавателем;

- настрой на предложенную тему урока;

- воспитание дисциплинированности, культуры организации труда;

- сообщение темы, цели и задач урока.


Содержание учебного материала:

1. Проверка готовности к занятию.

2. Озвучивание темы, цели и задач занятия.


II.Изучение нового материала


Тема: «Танцевальная культура других народов»

Задачи: - ознакомление с традиционными танцами: модавский народный танец, украинский народный танец, белорусский народный танец.


Содержание учебного материала:


1.Вступительное слово.


- Позвольте мне начать наш урок словами известного исследователя фольклора народов России Якоба Штелина, который в XVIII веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской».

Необычайно и разнообразно народное танцевальное искусство России. Народом бережно перенесены из прошлого степенные хороводы и весёлые кадрили, затейливые игровые танцы и озорные переплясы. Каждая область, каждый край, а нередко и каждая деревня, — имеют свои, только им свойственные хороводы и пляски, которые не спутаешь ни с какими другими.

Русская народная хореография в корне отличается от хореографии других народов. В чём же её отличия! Пляски и танцы других народов имеют свою определённую форму, схему в которой постоянно, по одним направлениям передвигаются танцоры.

2.Молдавский народный танец

Самые известные традиционные танцы Молдавии это:

Хора - один из видов сельских празднеств, круговой, лирический танец, в котором танцующие держатся за руки.

Жок – танец пляска, шуточный танец и своеобразное сельское народное гуляние.

(звучат варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)

3.Украинский народный танец

Гопак – душа украинского народа. Название гопака произошло от слова «гопать» - прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп». Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)

Коломыйка - (от слова «коло», что означает «круг»). Для всех разновидностей этого танца характерны создание одного большого круга, разбивание его на несколько маленьких, переходы из круга в круг. Народный танец карпатского региона Украины сопровождающийся короткими песенками-припевками.

(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)

4.Белорусский народный танец

Лявониха - (от белорус. имени Лявон Лявониха его возлюбленная, жена). На свадьбе «Лявониха» была главным танцем, а на вечорках и сопровождалась разнообразными шутливыми припевками. Исполняется парами с сольными вариациями. Танец динамичный, жизнерадостный. Музыкальный размер 2/4.

Юрачка - сюжетно-игровая пляска. Содержание танца и мелодия заимствованы из песни. В танце в комической форме обыгрываются черты характера шалуна.

Юрочка – это самовлюбленный юноша, убежден в своей неотразимости, думает, что все девушки в него влюблены. А они подсмеиваются над ним и решают его проучить. Танцуя с другими юношами, они весело кружатся вокруг Юрочки, шутливо поддразнивают его. В конце танца все убегают, а Юрочка остается один.

(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)

Веселуха- перепляс двух деревень, Который соревнуются в танцевальном мастерства

(звучит варианты танцев в исполнении концертмейстера, просмотр видео материалов)



III. Повторение изученного материала.

Задачи: - обобщение и систематизация полученных знаний.

- закрепление основных жанров русского народного танца - хоровод

и его виды, танок, карагод, виды плясок, бытовой танец.


Содержание учебного материала:


  1. «Жанры народного танца».

Вопрос. Что такое народный танец

Ответ. Народный танец — это танец, который исполняется в естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы.

- Ни одно народное гуляние — не обходилось без песни, хороводов, танцев. На праздники все от мало до велико сходились «большой вулицей». Разряженные сельские жители собирались со всей деревни в одно место и устраивали «карагод», пели, плясали далеко за полночь.


Вопрос. Какие виды народного танца вы знаете

Ответ. Русский народный танец делится на:

  • хороводы (карагоды) – круговые, орнаментальные (плясовые), игровые;

Вопрос. В чём отличия хоровода и карагода .

Ответ. (Карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников.).

  • танки (иногда танок считается подвидом хоровода);

  • пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс);

  • перепляс (мужской, женский, смешанный, групповой);

  • кадрили.


Вопрос. Какой танец называют танком.

Ответ. Танок — древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».

- Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия — игрового начала.


Вопрос. В чём же особенности танка и чем они отличаются от карагода.

Ответ. Танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов).

В отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга. ются по кругу, «два карагода» или «стена на стену», когда участвующие делятся на два двигающиеся один против другого ряда; «улица», где играющие идут парами, в затылок друг другу, вдоль «улицы» и в конце «улицы» поворачивают обратно — вправо и влево, возвращаясь двумя раздельными рядами; в одну шеренгу «змейкой», через «воротца» «плетнём» и др. Ход кругового хоровода— всегда по часовой стрелке.


Вопрос. Как называются изображённые на рисунке виды танков




а)



б)



в)





Исполненение таночной песни Белгородской области «Как на поле, на

поляне»

2. «Народно - бытовые танцы»

- Еще один жанр народного танца - это городские народно-бытовые танцы. Появление этого жанра исторически связано с эпохой правления Петра I, с эпохой реформ, которые коснулись, всех сторон жизнедеятельности русского человека, внося серьезные изменения в его жизнь. Изменяется одежда, устанавливаются новые правила поведения, происходит коренная ломка традиционного домостроевского быта. В больших городах повсеместным становится обязательное обучение европейскому салонному танцу. Распространителями танцевальных новшеств в народе являлись отхожие промышленники.* Они привозили из больших городов новинки танцев и знакомили с ними своих односельчан.

Любой танец попадавший в Россию извне, проходил как бы своеобразную

фильтровку. В нём постепенно отбрасывались чуждые русскому человеку

движения и привносились свои национальные черты.

Вопрос. Какие бытовые танцы мы с вами знаем?

Ответ. Это Полька, Краковяк, Падеспань и др.


3. Практическая часть.

- Исполнение танца «Полька с прискоком»

Танец «Полька» - старинный чешский танец. В 19 веке Польку танцевали во многих областях России, и везде этот танец отличается своей местной манерой исполнения и характером движений.

- исполнение танца «Светит месяц»

- исполнение танца «Яблочко»

«Яблочко» — русская народная песня, частушка, а также исполняемый под её мелодию матросский танец. Известна своими многочисленными вариантами текстов периода гражданской войны. Корни «Яблочка» связывают с молдавской и украинской песенными традициями. В Молдавии бытовала похожая плясовая песня «Калач». А на Украине — плясовая припевка:

Ой, яблочко,

Куди ж котишся?

Пусти, мати на вулицу,

Гулять хочеться!

- исполнение танца «Во саду ли в огороде»- исполняется с песней, которую поют сами участники гулянья. Пляшет любое количество «троек» или «двоек». Музыкальный размер 2/4


VI. Подведение итогов занятия: анализ работы.

В результате анализа исполнения музыкального материала определяю основные моменты работы:

а) закрепление знаний о русском танце;

б) ознакомление с танцевальной культурой на примере молдавских, украинских и белорусских танцев исполнили бытовые танцы разных регионов России;

в) народное творчество синкретично, поэтому при исполнении песни необходимо помнить о самовыражении, применении практических навыков бытовой хореографии, умение комбинировать танцевальные движения и импровизировать.

Оценка деятельности обучающихся:

1) осуществление оценки эффективности занятия.

2) поощрение обучающихся за хорошую работу на занятии.











Информационно-дидактическое обеспечение урока


1. Нотно-песенные сборники

1. Бачинская М, Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. - М., 1974.

2. Весенние капельки: Русские народные игровые и хороводные песни для детей младшего возраста. - М., 1983.

3. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996.

4. Григорьева Н. Е. Русская народная песня для детей. - Спб.: «Издательство «Детство-пресс», 2012.

5. Дубовик С. В. Хоровод круглый год. Часть I, II,.- Е,. 2010.

6. Науменко Г. М. Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. - М.: ВЦХТ, 1999.



2.Литература для педагога



1.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964.

2.Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976.

3.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.

5.Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992.

6.Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!