II.Сообщение темы урока Отгадайте мою загадку: Он может быть огромным, А может небольшим. Ведь главное подарен Он будет от души. (Подарок) - А как по другому можно его ещё назвать? - Как вы думаете сюрприз и подарок это одно и тоже? Подарок – дарят по поводу, спланированный, а иногда даже договорённый с получателем. Сюрприз - неожиданный, и не всегда подарок, а может быть даже действие, или угощение или вечеринка, или ещё что-то приятное. К сожалению, бывают и неприятные сюрпризы. - А какие сюрпризы вы делали для своих друзей или родных? - Сегодня мы познакомимся с рассказом Марины Дружининой, который так и называется «Сюрприз» III.Рассказ о писательнице Учитель: Марина Владимировна Дружинина родилась и живёт в Москве. Она не сразу стала писательницей, хотя с детства любила литературу. В старших классах увлеклась математикой и физикой и поэтому выучилась и работала вначале инженером. В то же время начала серьёзно заниматься литературой и печатала свои рассказы в «Литературной газете» рассказы для взрослых. После рождения сына Марина Владимировна стала писать и для детей. Вначале это были стихотворения для маленьких детей, а позднее появились рассказы для детей школьного возраста. В настоящее время писательница является автором более 100 книг и награждена многими литературными премии и наградами. У Марины Владимировны много произведений о маме. Одно из них, я предлагаю вам послушать. Ученик: Мамочка – мамуля! Как тебя люблю я! Как я рад, когда вдвоем Мы с тобой гулять идем! Или что-то мастерим, Или просто говорим. И как жаль тебя опять На работу отпускать! IV.Знакомство с рассказом Вот и рассказ с которым мы сегодня будем знакомиться тоже связан с мамой. Давайте прочитаем его. Возьмите текст. Я включу аудио запись, а вы будете слушать и следить V. Анализ прочитанного произведения - Кто является главным героем рассказа? (мальчик) - Как вы думаете сколько лет этому мальчику? - Почему мальчик решил сделать салат? (Захотел удивить маму и сделать приятное) - Какие продукты он взял для салата? (огурцы, соль, помидоры, лук, сметану) - Почему мальчик решил одеть очки? (чтобы не щипало глаза) - Какой продукт изначально не был запланирован для приготовления салата и почему мальчик решил его использовать? - Найдите слова, однокоренные к слову соль и назовите их. - Почему ему пришлось делать салат второй раз?(закончился салат) - Как об этом сказал мальчик? (испробовал) - Понравился маме приготовленный салат? - Как вы думаете, почему мальчик наотрез отказался солить, когда мама его об этом попросила? - В какие моменты было смешно? (очки, метался, отказался солить и есть) - Понравился вам главный герой? (Понравился потому что, любит свою маму и способен сделать ей приятный сюрприз. Обжегшись один раз (пересолив блюдо), он не стал искушать судьбу и доверил важное дело (посолить салат) маме). - Чему учит рассказ Марины Дружининой? Рассказ Дружининой «Сюрприз» учит во всем соблюдать меру. Многие проблемы у людей оттого, что они не знают меру. Если перейти меру, то и самое приятное станет неприятным. -Какая пословица больше всего подходит к рассказу? Соли не жалей, так есть веселей. Главное правило в жизни — ничего сверх меры. Доброе дело добрый человек затевает. Обжегшись на молоке, дуют на воду. - Какая главная мысль рассказа? (Главная мысль заключается в том, что добрые дела доставляют радость и тому, кто их делает. Мальчик приготовил для мамы салат и был очень рад тому, что его сюрприз удался.) |