Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку в 7 «в» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя русского языка и литературы
Динаевой С.А.
Тема: «Занимательный русский язык» Дата: 13.12.2017 г. Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 5 и 6 классов. (2 команды) и (жюри).
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Жюри: Учителя русского языка и литературы.
Туры:
Разминка.
Фразеологический.
Орфоэпический.
Фонетический.
Конкурс капитанов.
Загадочный.
Скороговорочный.
Ход игры. Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 5 и 6 классов.
- Представляем наши команды. (Представление команд)
- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (Представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (заменить первую букву)
Как можно превратить слово семя в слово семья? (вставить разделительный ь).
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Слово жюри.
Второй тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов. (Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
хоть иголки собирай
заваривать кашу
по чайной ложке
коломенская верста
чуть свет
жить душа в душу
сидеть сложа руки
не зги не видно
воспрять духом
Слово жюри.
Третий тур «Орфоэпический»
Задание: поставить в словах ударения.
1 команда: апостроф, баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, свекла, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, километр, исчерпать, каталог, кичиться.
2 команда: звала, мизерный, толика, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, псевдоним, начал, феномен, хлопковый (костюм), холеный, шасси, эксперт.
Слово жюри.
Четвертый тур « Фонетический»
Задание: сделать фонетический разбор слов.
1 команда: счастье
2 команда: здоровье
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Сколько существует степеней сравнения? (две)
Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв.
Пятый тур « Конкурс капитанов»
Задание: капитаны получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
Слово жюри.
Шестой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
Седьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
РЕФЛЕКСИЯ.
Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?
Узнали ли вы что–то новое?
Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач.