СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое внеурочное занятие «Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока» (сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока (сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники).

Цель: Воспитание любви к родному краю,  уважения к традициям и обычаям своего народа, чувства  патриотизма, расширение  знаний о нашем крае, привитие любви к людям разных национальностей.

Задача:

На основе анализа сказок, обычаев и традиций  русского народа и коренных малочисленных народов Дальнего Востока   выявить  сходства и различия особенностей сюжета сказок; поведения героев, характера национальных костюмов, природы, и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Открытое внеурочное занятие «Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока» (сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района Хабаровского края






«Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока»

(сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники)


Конкурсное задание «Открытое внеурочное занятие

«Нанайский район — моё сердце»













Автор: Жульпа Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории






2019 г




Тема: «Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока (сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники).

Цель: Воспитание любви к родному краю, уважения к традициям и обычаям своего народа, чувства патриотизма, расширение знаний о нашем крае, привитие любви к людям разных национальностей.

Задача:

На основе анализа сказок, обычаев и традиций русского народа и коренных малочисленных народов Дальнего Востока выявить сходства и различия особенностей сюжета сказок; поведения героев, характера национальных костюмов, природы, и т.д.


Ход урока.


I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думали шум создавать,

А будем тихонько страницы листать.

Смеяться с героями, переживать,

Грустить, веселиться, о чуде мечтать.

И снова забудем, дружок впопыхах,

Что чудо-то держим с тобою в руках.

- О каком чуде идет речь? (О книге) слайд 3

2. Актуализация знаний.

-Ребята, вы любите сказки? Кто вам рассказывает сказки?

-А откуда взрослые знают эти сказки?

- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем сказки?

- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции - слайд 4

Мы любим, слушать сказки, потому что это сказки наших предков. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.

– Ребята, а какие коренные жители живут на территории Хабаровского края, нашего района? слайд 5. Много разных народов населяют Дальний Восток.

И в нашем районе тоже проживает много жителей разных национальностей…

Главная гордость района – это, конечно же, люди, которые вкладывают душу и силы в создание комфортных условий жизни на своей малой родине, сохраняют свою самобытность.

С каждым годом становится всё меньше и меньше людей – носителей языка, знатоков, русской народной, нивхской, нанайской, ульчской литературы – сказителей, которые могли бы о многом рассказать, научить. Ведь именно в литературе заложена вся мудрость любого народа: древние представления, верования, взгляды. Именно литература отражает самобытную жизнь любого коренного народа. А нивхская, нанайская грамота появились позже всех, поэтому сказки стали записываться только в середине 20 века, и прочитаны они были тоже недавно.

3.Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью и мы сегодня сравним особенности сказок народов Дальнего Востока, с русскими народными сказками.


1.Начало сказки в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока (слайд 6)

Читая или рассказывая сказку, мы часто и не подозреваем о том, сколько лет этой волшебной истории, сколько поколений маленький слушателей замирало в ожидании чуда, едва услышав знакомые слова: Какие? Назовите!

Русские сказки: ( "В некотором царстве, в некотором государстве… " или "За тридевять земель… ", или "Жили-были… " )

Нанайские сказки: Давно это было…, Как-то раз встретились…, Так было раньше…, Жили-были…, Знаете такого зверька…

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.


2. Женские образы в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока (слайд 7)

Женские образы - важные образы в сказках русского народа и сказках народов Дальнего Востока. Несмотря на различное положение, главные героини сказок - добрые персонажи. Им свойственны любовь, забота о ближнем, способность прийти на помощь. Это традиционные качества женщины, которые воспеваются в фольклоре.

Героини сказок народов Дальнего Востока и в русских народных сказок такие же: это сиротка, живущая при мачехе, или заколдованная женщина, которую нужно расколдовать. Как правило, в русских народных сказках героиню ждет радость: сиротка счастливо выходит замуж, сестра находит брата, а заколдованная царевна обретает свой облик. А в нанайских сказках заколдованная героиня так и остается заколдованной (как в сказках «Недобрая Ладо», «Брат и сестра»).

Русская сказка: «Морозко»

Нанайская сказка: «Айга»

Игра «Собери сказку» (дети составляют одну общую картинку) (слайд 9)


(слайд 9-10) Сравнение русской красавицы и нанайской девушку, фрагменты узоров – (задание раскрасить шаблоны элементы узоров – слайд 11)


3. Мужские образы в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока (слайд 12-13)

Мужчина и в русских народных сказках, и нанайских сказках - это глава семьи, добытчик, защитник. На его долю выпадает самое главное-забота о семье. Чаще всего это трудолюбивые, смекалистые люди.

Иванушка-богатырь - любимый персонаж русских народных сказок

Мэргэн – имя героя нанайских сказок. Он молод, силён, красив, благороден, справедлив.


4. Природа, животные и птицы в русских народных сказках и сказках народов дальнего Востока (слайд 14)


Природа - непременный участник действия в сказках. Она представлена деревьями, небом, морем. Природа, как и все живое, откликается на беду главного героя и помогает ему.

Силы природы: солнце, ветер, месяц, океан, - часто помогают укрыть героев от преследования, помогают справиться с трудностями назовите сказки : («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»)

В нанайских, нивхских сказках описания природы скупые, лаконичные. Часто используются образы солнца и луны.

Таким образом, мы видим, что в нанайских сказках использование образов природы очень скупо, сдержанно. В русских же народных сказках образы природы очень яркие, они активно участвуют в судьбе героев.

Наши предки сочинили много сказок, где главными героями были животные, которые умели говорить и жили совсем «по-человечески». Такие сказочные сказания подтверждают мысль о том, в старину человек признавал и ощущал связь с животным миром, а самих зверей считал своими предками

Чаще всего из животных как в русских, так и в нанайских сказках встречается лиса и медведь

Сравнение лисы и медведя (слайд 15)

лиса – какая?

медведь – какой?

Дополнительно!!!

ПТИЦЫ

В русских народных сказках

Жар-Птица выполняла в сказке роль берегини. Эта золотистого цвета птица символизировала солнце и творила добро, помогала людям и приносила им счастье и удачу.

Сокол. Еще один важный персонаж древнерусских сказок. Люди в старину с большим уважением относились к этой птице, а молодых парней называли «ясный сокол» в знак их силы, энергии, мужественности.

В сказках народов Дальнего Востока

Трясогуска («Хвастливая летяга») ворона или ворон, нерпа и дельфин; медведь, который считается неуклюжим не только в делах, но и в поступках.

Ворона и ворон-это не символ мудрости, как в русских народных сказках, а олицетворение глупости, невежественности (как в сказке «Почему зима на землю пришла»).

ЗВЕРИ-ПОМОЩНИКИ

Щука (сказка «По щучьему веленью»), медведь - один из распространенных образов, заяц, утка (это герои сказки «Царевна – лягушка»), мышь, кот, собака(«Репка»), корова(«Крошечка-ховрошечка»), серый волк. Эти персонажи благодарят главного героя за спасенную жизнь и помогают ему в трудном деле.

В нанайских сказках, не рассказывается, что собака - друг и помощник человека, она вообще в сказках отсутствует. Поэтому человеку помогают мыши, птицы, рыба.

В нанайских сказках волшебными помощниками могут быть и вши. В своей книге «Древний свет» А. Чадаева, собирательница сказок коренных малочисленных народов Севера, пишет: «Вошь – это насекомое с мистическим оттенком… в самый решающий момент насекомые превращаются в волков или нарты».


5. Предметы - помощники в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока (слайд 16)

Нередко сказочным героям помогают не только люди, звери, но и волшебные предметы. В нанайских сказках это чаще всего перо, которое превращает героев в птиц. Например, в сказке «Брат и сестра» перо вожака стаи лебедей накрывает сирот, и они превращаются в этих красивых птиц. Таким образом, дети, улетая вместе со стаей, обретают новую семью.

Русские сказки

Ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебные жернова.

С помощью этих предметов бедные герои могут жить счастливо или наказывается жадный челзолотой ключиковек, который обирает бедных. (Это сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», «Жихарка», «Ковер-самолет», «Скатерть-самобранка»)

Сказки народов ДВ

Другим помощником может быть волос. Волос, вырванный с головы матери, передает герою защитную силу его предков (сказка «Дабидака»). Волос с затылка шаманки, отданный Мэргэну, превращается в стрелу, которая пронзает злого духа (сказка «Чахан-мафа»). Помогать в борьбе против злодея может и обычная скалка – она становится волшебной, если побывает в мире духов. Например, в сказке «Фудин-бирэку» («Девушка-скалка») сказано: «Человек не человек, на тень больше похож…Взял скалку, покатал её три раза туда, три раза сюда: «Появись, еда!» – командует он. И сразу полно всякой еды на столе появилось».

Также герою помогает обгоревший в костре вертел, мялка и колотушка, которыми рыбу выделывают, брошенные лыжи, оказавшиеся волшебными («Мальчик Чокчо»).

(слайд 17) Игра «Чей предмет!» (распределить предметы на 2 группы: предметы из русской и нанайской сказок)

Вывод: как правило, волшебные предметы помогают беднякам. Если они попадают в руки жадного богача или завистливого соседа, то эти же предметы их и наказывают. И в русских народных сказках, и в ульчских, нанайских сказках зло наказывается.


6. Духи в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока (слайд 18-19)

Бес (от «беда») Так на Руси называли злобных богов, которые населяли «опасные» и нечистые места: болота, дремучие чащобы, заброшенные дома. Бес мог стать невидимкой, обернуться животным или даже человеком и только хвост, который ему некуда деть, открывал обман («Солдат, черт и смерть», «Мужик и черт»)

Домовой. За порядком в доме присматривал домовой. Причем его поведение зависело от отношения к семье, населявшей жилище. Если домовому нравились жители дома, то он помогал им вести хозяйство, а вот плохих и недобрых людей, пугал («Иванушка и домовой», «Сказка о домовом Ивашке»)

Русалки. Воды рек, озер, прудов населяли русалки, в которых, по преданию обращались души утопленников. При этом в первые несколько лет, такая душа могла стать обратно человеком, если только кто-нибудь передаст ей крест. Традиционно праздником русалок считался Троицин день, когда эти мифические существа выходили из воды на землю, чтобы поиграть и порезвиться («Русалка», «Русалочка»)

В нанайских сказках встречаются мифологические персонажи. Это, например, Худгули – мифический медведь, Кори – фантастическая птица огромного размера, злой дух. Кори обычно имеет железный клюв, наделена фантастической силой.

Важную роль в сказках играют покровители-помощники: это может быть тигр – амба, изюбр, калуга.

Самыми распространенными духами в нанайской сказке являются Тол-Ыз и Пал-Ыз (Хозяин Воды и Хозяин Тайги).

Тол-Ыз мог наказать людей за непочтительное отношение к воде- не пустить рыбу в реку, или направить её в другую протоку, или отогнать её от сетей рыбаков.

Пал-Ыз-Хозяин тайги- наказывал нерадивых охотников за то, что губили много зверя, больше, чем могли употребить в пищу.

Герои русских сказок берут горсть родной земли или сосуд с ключевой водой, которые в трудных делах придают им силы, возвращают к жизни. А нанайцы, ульчи, удэгейцы берут обереги-символы очага, дома. Часто шею охотника украшало ожерелье из клыков медведя или тигра. Эти обереги, талисманы придавали героям храбрость, отвагу.

Вывод: отправляясь из дома в поисках счастья или на промысел, герои русских и нанайских сказок берут с собой самое главное, что связывает их с домом. Герои русских сказок берут горсть родной земли или сосуд с ключевой водой, которые в трудных делах придают им силы, возвращают к жизни. А нанайцы, ульчи, удэгейцы берут обереги-символы очага, дома. Часто шею охотника украшало ожерелье из клыков медведя или тигра. Эти обереги, талисманы придавали героям храбрость, отвагу. Волос матери защищал от смерти, оберегал от несчастья. Герои нанайских, нивхских сказок обращаются к могучим богам - властелинам сил природы, а в русских народных сказках о богах вообще не говорится, а упоминаются, как правило, силы, обитающие в природе: лешии, кикиморы, русалки…


7. Национальные игры в русских народных сказках и сказках

народов Дальнего Востока


1. Перетягивание каната – (нанайцы-палку, русские-канат) (слайд 21)

2. Метание – (нанайцы-топор, русские-палица) (слайд 22)

3. Прыжки – (нанайцы-через нарты, русские-через костёр) (слайд 23)


8. Инсценировка и сравнение сказок «Колобок» и «Тасима» - (слайд 24)


Загадки:

1. Сидит зимой и летом в лесу человек,

А может быть, он не человек.

Зимой он белую шапку надевает,

А летом он без шапки отдыхает (пень).

2. Живут в берлоге четыре близнеца. Как встанут они с утра, давай играть вперегонки, но никто из них друг друга не догоняет и не перегоняет. А вечером, как один, в обнимку вместе спят (ноги).

3. Он маленький и кругленький. Зубами не возьмешь, а ударишь лапой, лапу проколешь. Его даже Амба-тигр боится, а медведей он из берлоги выгоняет (ёжик).

4. Он не охотник, не рыбак, но за собой днем и ночью пешню таскает. Ею лед он не долбит и без шума ходит (крыса).



Заключение (слайд 25)

  • Увидели общее и различное в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока

  • У сказок разные зачины: у русских- традиционные (жили-были), у нанайских, нивхских - еще и поучительная присказка

  • В русских сказках всегда добро побеждает зло и все счастливы. В сказках народов Дальнего Востока допускается грустный финал

Нравственная сила сказки велика. Можно сделать вывод: не во всех сказках добро побеждает зло. Происходит так же, как и в жизни. Вероятно, русский народ пытался в своих сказках приукрасить жизнь, сгладить некоторые проблемы. А в нанайских сказках жизнь без прикрас, потому что для героев самое главное - чтобы рыба была в реке, чтобы зверь ловился, чтобы промысел был удачный, чтобы в чуме очаг горел, и около него звенели детские голоса.

Можно сказать, что народная сказка открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни.

Вывод: Какой бы народ сказку не сочинял, в ней он отобразил мудрость, совет поколениям (слайд – 26).


Рефлексия – палитра (смайлики) – (слайд 27).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!