СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие-консультация по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие- консультация по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие-консультация по русскому языку»

Конспект учебного занятия – консультации по русскому языку.

Тема занятия: Словосочетание и предложение.

Цели занятия: повторить материал по теме занятия, создать и управлять ситуацией, где учащиеся готовятся к экзамену посредством прорешивания заданий в формате ОГЭ.

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Словосочетание».

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД). Возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. воспитание любви к родному языку, а также заинтересованности в успешной сдаче ОГЭ.

Развивающие: развитие предметных компетенций учащихся (формирование регулятивных УУД): обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Задачи:

1. заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ОГЭ.

2. формирование ЗУН посредством выполнения заданий в формате ОГЭ.

3. формирование навыка написания экзаменационного сочинения.


Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить алгоритмы прорешивания заданий в формате ОГЭ. Личностные: умение работать в парах, уважать собеседника, сориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Метапредметные: уметь обрабатывать информацию: выбрать способы решения заданий в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

  1. Организационный момент. Организация учащихся на работу (приветствие, выявление уровня готовности к консультации)

  1. Просмотр отрывка из кинофильма «Операция Ы…» - сдача экзамена.

«Ребята! О чём пойдёт сегодня речь? Да, конечно, об экзамене. Экзамене по русскому языку ОГЭ (ГИА). Для кого-то это страшное слово, для кого-то не очень. Не нужно бояться экзамена. К нему нужно готовиться. Это всего лишь проверка ваших знаний.

Я предлагаю вам составить Кластер по основным элементам содержания, проверяемым заданиями экзаменационной работы. (заполняем Кластер в маршрутном листе)


(Лексика, синтаксис, пунктуация, орфография…)

А теперь перечислите, что вы записали в диаграмме.

Учащиеся перечисляют: лексика, синтаксис, пунктуация, орфография…

— Вы написали слово СИНТАКСИС. Что изучается в синтаксисе? Какие единицы синтаксиса вы знаете? (ответы учащихся).


  1. Этап систематизации и обобщения изученного.

- Ребята, эпиграф нашего занятия: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

(Ответы учащихся) Соединение слов – это есть словосочетание.

- Подберите синоним к слову «соединение»

(Ответы учащихся) Сочетание слов. Сегодня на занятии мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании.

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего занятия «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

- А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на занятии? Чему должны научиться?

(Ответы учащихся) обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

III. Сообщение учащихся - консультантов о видах связи в словосочетаниях.

а) согласование;

б) примыкание;

в) управление;

Основными видами подчинительной связи являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного.

Сочетания со связью согласование легко найти в тексте, если помнить, что в качестве зависимого (подчиненного слова) в них выступают изменяемые части речи: прилагательные (о тяжком бремени, тотальной несвободы, тягчайшим грузом), притяжательные (из вашей «Метаполитики»), относительные (какой ценой), указательные (эта мерзость) и определительные (вся мерзость, всяческих запретов), отрицательные (никакими силами), неопределенные (некоторые люди) местоимения, полные причастия (разрывающий ураган) и порядковые числительные (девятнадцатый год)

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их. Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.

  1. Этап закрепления знаний и обобщения изученного. Выполнение упражнений (работа в парах).

Выполнить задание самостоятельно, и обменявшись тетрадями проверить выполнение задания у соседа.

- В каком задании ОГЭ встречаем словосочетание? (Во 2 части, 7 задание)

Задание №1

Решить тест (ответы записать в тетрадь)

  1. Какое утверждение неверное?

А) словосочетание - соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи.

Б) в словосочетании выделяются главные и зависимые слова.

В) различаются три вида сочинительной связи словосочетаний - согласование, управление , примыкание.

Г) При виде связи управление зависимое слово ставится в том падеже, который требует главное слово.

  1. Какое сочетание слов является словосочетанием?

А) семеро козлят

Б) согласно распоряжению

В) дело в шляпе

Г) радостное событие.

  1. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи согласование?

А) безоблачное небо, увиденное чудо, их работа

Б) твои поступки, весьма интересный, будущий учитель

В) светлый пиджак, хитрая улыбка, разница во времени

Г) объективные обстоятельства, летняя практика, румяное лицо

  1. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи примыкание?

А) увлеченно читать, вовремя проснуться, радоваться оценке

Б) по-осеннему хмуро, выглядеть устало, очень сладкий

В) вечности бытия, великие открытия, петь на бис

Г) сидеть пригорюнившись, увлечённо говорить, радоваться подарку.

5. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи управление?

А) испытывать неловкость, забота о ближнем, приветливо улыбнуться

Б) идти пешком, слегка проголодаться, вечные ценности

В) думы о приятном, беречь природу, школа танцев

Г) тип связи, его учебник, рисовать красками.

Ответ: 1В, 2Г, 3Г, 4Б, 5В


Задание №2

Установите тип подчинительной связи, указав главное и зависимое слово.

Образец: огромное здание: здание ( какое?) огромное- согласование.

Ответы:

  • Новый микрорайон (согласование)

  • улицы столицы (управление)

  • слушать молча (примыкание)

  • любовь к родине (управление)

  • успешно учиться (примыкание)

  • готовый к бою (управление)

  • их способности (примыкание)

Задание №3

  1. Замените словосочетания «чувство радости, заросли черники, от гнева народа, страж леса», построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

  2. Замените словосочетания «солнечный свет, отцовского дома, докторский халат, с солдатских пилоток», построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

  3. Замените словосочетания «спросите с возмущением, в смущении закрыл, сказал с восторгом, оборвалась без звука», построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

Задание №4

- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Задание с использованием национально-регионального компонента (отрывки из стихотворений якутского советского писателя, учёного-филолога и общественного деятеля, основоположника якутской советской литературы: Каждый сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.

1-ый лепесток:

Оз…рен звездой рассвета
Необъятный отчий край.
Чтобы тучи зла развеять, -
Смелым, сильным выр…стай. («Благословение отца» Платон Алексеевич Ойунский)

Ученик: Согласование: отчий край, необъятный край, смелым вырастай, сильным вырастай, управление: озарен звездой, звездой рассвета, тучи зла, развеять тучи.

2-ой лепесток:

А якутский н…род
Мою песню споет,
Среди ясного дня
Вспом…ная меня… (Платон Алексеевич Ойунский)

Ученик: Согласование: якутский народ, мою песню, среди ясного дня, управление: споет песню, вспоминая меня.

3-ий лепесток:

В тр..вожные бурные дни

Мы смело идем в наступленье,

С пути богатеев смет…м

И сбросим ярмо угнетенья. (Платон Алексеевич Ойунский)

Ученик: Согласование: тревожные дни, бурные дни, примыкание: смело идем, управление: идем в наступленье, богатеев сметем, с пути сметем, сбросим ярмо, ярмо угнетения.

4-ый лепесток:

Сжимают пальцы верную винтовку,

Над головой свинца смертельный свист

Внезапно навзнич… падает неловко,

Сражен(?)ый вражьей пулей коммунист. (Платон Алексеевич Ойунский)

Ученик: Согласование: верную винтовку, смертельный свист, сраженный коммунист, вражьей пулей, сраженный пулей, управление: свист свинца, свист над головой, примыкание: падает неловко, падает навзничь, падает внезапно.

Словарная работа:

Коммунист – член коммунистической партии.

Коммунизм – общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям»

5-ый лепесток:

Пришла пора

Зажечь неуг…симые костры

Пламенной св…боды.

По всем тернистым тропкам

Бедственной жизни земли. (Платон Алексеевич Ойунский)

Ученик: Согласование: неугасимые костры, по тернистым тропкам, по всем тропкам, бедственной жизни, управление: жизни земли


  1. Рефлексия.

-Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» 


  1. Составление синквейна на тему «Словосочетание»


1 строчка- существительное,

2 строчка-2 прилагательных,

3 строчка-3 глагола,

4 строчка-  4 слова, выражающие отношение к данной теме,

  1. строчка-1 слово-синоним  к первой строчке.


Пример:


Словосочетание

Трудное интересное

Заставляет думать напрягаться

Волнующее непонятное увлекательное ужасное

Слова (связь)



  1. Домашнее задание.

  1. ОГЭ тематический тренинг. Автор Н.А. Сенина, стр. 121-123, вариант№1 и №2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!