СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие на тему "Микромир, невидимый глазами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия – формирование и развитие устойчивой положительной мотивации к познавательной деятельности, творческих способностей, понимания возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, интереса к учебным предметам естественно-научной области («Биология», «Экология»); формирование основ экологической культуры (стремления познавать микромир, понимания его значимости для сохранения экологии родного края).

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему "Микромир, невидимый глазами"»











Открытое занятие на тему:

«Введение в образовательную программу

"Микромир, невидимый глазами"»



Разработчик –

Бохан Виолетта Валерьевна,

учитель биологии









Петропавловск-Камчатский

2017/ 2018 учебный год

Тема занятия: «Введение в образовательную программу "Микромир, невидимый глазами"»


Возраст учащихся: 12–13 лет.


Продолжительность занятия – 45 минут.


Тип занятия творческая лаборатория; виртуальная экскурсия на Култучное озеро.


Цель занятия – формирование и развитие устойчивой положительной мотивации к познавательной деятельности, творческих способностей, понимания возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, интереса к учебным предметам естественно-научной области («Биология», «Экология»); формирование основ экологической культуры (стремления познавать микромир, понимания его значимости для сохранения экологии родного края).


Задачи

Обучающие: формирование и развитие первоначальных представлений о биологических объектах (простейших, инфузориях), умений безопасной и эффективной работы с микроскопом и микрооборудованием, аккуратности при работе с биологическим материалом; умений формулировать гипотезы, проводить исследование, оценивать полученные результаты; понятийного аппарата биологии («простейшие», «инфузории» и др.); формирование основ экологической грамотности (умения оценивать последствия деятельности человека в природе, осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных); формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

  • Развивающие: формирование и развитие умения самостоятельно добывать знания, расширение кругозора, формирование умения анализировать полученную информацию, отвечать на возникающие вопросы, искать пути решения, делать выводы; рефлексивных умений (оценки собственной деятельности с точки зрения значимости для своего развития).

  • Воспитательные: воспитание интереса к познанию природы, трепетного отношения ко всему живому, понимания самоценности, полезности и важности всего живого, эстетического и этического отношения к природе (как объекту красоты и охраны); воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и учителю, уважительного отношения к иной точке зрения, развитие умения радоваться успехам одноклассников, сочувствовать их неудачам.


Технологии, методы и приемы

Технологии: ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности.

Методы (по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)):

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения материала, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.

Используются специфические приёмы, «уводящие» деятельность детей от урочной:

  • приёмы формирования знаний и убеждений: интеллектуализация эмоций (использование достоверных исторических сведений об учёном, об истории родного края, достоверных научных «положительных» сведений о природных объектах, к которым у ребёнка ранее сформировалось равнодушное или отрицательное отношение, с целью коррекции отношения, побуждения ребёнка к поиску новой информации, желания заниматься наукой, взаимодействовать с природным объектом);

  • приёмы формирования чувств и отношений: мотивирующий приём «Яркое пятно»; представление педагогом своего отношения к идее защиты всего живого, ценности природы, раскрытие перед детьми личностного видения красоты, ответственности, увлечённости наукой; создание положительного «ореола» вокруг природного объекта с целью сделать природный объект привлекательным, вызвать у детей положительные эмоции и желание продолжить его познание; использование достоверных сведений эстетической и этической направленности с целью идея: природа – объект красоты и охраны);

  • приёмы формирования опыта деятельности: приём «вложение труда» (полученная самостоятельно информация оказывает на формирование отношения ребёнка к природному объекту и процессу деятельности большее влияние, чем информация, предоставляемая ребёнку специально учителем или учебными пособиями).

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа (микроскопирование), виртуальная экскурсия.


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор и презентация; микроскопы, микропрепараты, стёкла предметные и покровные, вода с микрообъектами для исследования, пипетки, салфетки, фильтровальная бумага, лотки, цифровой микроскоп, красители; дидактический материал: изображение Култучного озера с его водными обитателями – простейшими; инструкции по правилу работы с микроскопом, карточки-инструкции для проведения практической части занятия, пишущие принадлежности.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия. Энергизатор (3 мин.)

Дети заходят в класс, учитель предлагает ребятам организовать небольшой круг.

Упражнение-активатор «Те кто...» (на знакомство).

Цель – активация участников группы, повышение настроения и самооценки, знакомство друг с другом.

Учитель здоровается, знакомится с детьми.

Учитель:

  • «Поднимите две руки, кто гулял возле Култучного озера.

  • Хлопните в ладоши те, кто наблюдал за птицами на озере.

  • Почешите макушку те, кто любит животных.

  • Дотроньтесь до кончика носа те, у кого хорошие отметки по биологии.

  • Скажите «да», кто любит лабораторные занятия.

  • Возьмите, пожалуйста, цветные квадратики и займите свои места в группах за партами».

Деление на группы: 2 группы по 5 человек.

Учитель: «Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну, где живут микроскопические организмы, совершим виртуальную экскурсию».


2. Создание проблемной ситуации.

2.1. Мотивирующий приём «Яркое пятно» (2 минуты)

Из истории Антония Ван Левенгука (слайд с фотографией).

Учитель: «Я расскажу вам одну историю. Более 300 лет назад, в 1675 году, в голландском городе Дельфте жил удивительный человек Антони ван Левенгук. Он торговал сукном и был привратником городской ратуши, но прославился он совсем другим. У него было любимое увлечение – шлифование линз, он изготовлял замечательные линзы, и изобрёл первый в мире микроскоп, который состоял из овальной лупы с объектодержателем. Таких микроскопов он сделал около 400, и почти все оставил их у себя. Антони ван Левенгук не был учёным – биологом, а скорее всего немного чудаковатым человеком, который с любопытством рассматривал в свои микроскопы различные мелкие живые объекты, зарисовывал их и называл «маленькими зверьками», в дальнейшем они получили название простейшие. Учёный увидел в капле воды, взятой из бочки, одноклеточные организмы, преимущественно инфузории, наблюдал за ними и разводил их на перцовом растворе».

После рассказа необходимо отключить проектор или закрыть экран.


2.2. Постановка проблемных вопросов (8 минут)

Учитель: «Как вы думаете, откуда инфузории взялись? Где их можно в настоящее время обнаружить?»

Приблизительные ответы детей: «в луже», «упали с неба», «в воде из колодца», «из бочки», «из озера» и другие ответы.

Далее учитель поясняет, что Антони ван Левенгук так же задавал себе эти вопросы, принял решение провести исследование и поставить опыты.

Учитель: «Как вы думаете, мы можем повторить опыт этого замечательного человека?»

Приблизительные ответы детей: «Да», «Нет», «Давайте попробуем» и другие ответы.

Учитель: «Я приготовила пробы, взятые из водоема Култучного озера и из аквариумной воды. Как вы думаете, что мы там с вами можем увидеть?» Дети выдвигают свои гипотезы.

Учитель: «И учёные, которые занимаются своими исследованиями, видят в свои микроскопы одноклеточных животных: амёбу, инфузорию – туфельку, эвглену зелёную, вольвокс».

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с изображением простейших.

Учитель: «Можно ли этих животных назвать микромиром планеты? Почему? А можно ли микромир увидеть невооружённым глазом?

Таким образом, тема нашего занятия: "Микромир, невидимый глазами"».

Тема открывается на доске.


3. Практическая часть занятия. Пути решения

Учитель: «Давайте рассмотрим и проведём наше исследование, но прежде давайте вспомним основные моменты из инструкции по технике безопасности. (Инструкции лежат на партах.)

Во время проведения работы нельзя ходить по классу. Будьте осторожны при работе со стёклами, чтобы не порезаться. Всю работу выполняем строго по карточкам-инструкциям (лежат на партах). Основные части микроскопа: штатив, тубус, объективы, окуляр, лампочка – источник света, микровинт, предметный столик, предметные и покровные стёкла (учитель демонстрирует). Для сегодняшнего занятия нам понадобятся, карандаши, карточки-инструкции, где вы ознакомитесь с ходом работы и выполните задания; микроскопы, вода из Култучного озера и аквариумная вода с живыми объектами для исследования».

2 минуты для ознакомления с инструкциями

Учитель: «Итак, приступайте к работе, я желаю вам удачи!»

Самостоятельная работа учащихся – 13 минут.

Параллельно, пока ребята работают самостоятельно, учитель готовит свой микропрепарат и показывает его на экране, используя цифровой микроскоп. Помогает ученикам, у которых не получается работа с микрооборудованием.

Учитель: «Давайте сравним то, что мы предположили увидеть в начале эксперимента, и то, что мы увидели после проведённого исследования. (Увидели простейших, большое количество инфузорий). Мы смогли повторить опыт Антони ван Левенгука?»

Учитель: «А теперь давайте с вами проведём виртуальную экскурсию по Култучному озеру».

Рассказ учителя (5минут) сопровождается слайдами презентации.

«Култучное озеро расположено в центре города Петропавловска-Камчатского, является бывшим заливом Авачинской губы, довольно давно (несколько тысяч лет назад) отделённым от моря с запада Озерновский косой (слайд).

В процессе беседы осуществляется проверка гипотезы (вопрос – ответ).

Например, учитель спрашивает детей:

«Что вы знаете о Култучном озере?».

«Рассказывали ли вам родители или бабушки и дедушки об этом озере?»

«Отдыхали ли вы там со своей семьёй, с друзьями?»

«Раньше в Култучном озере водились рыбы, а сейчас как вы думаете, кто обитает в нём?»

«Что происходит с животными озера сегодня?» (Слайд, где сравниваются прошлые годы и настоящее время, приводятся статистические сведения, представлены фотографии.)


4. Защита, подведение итогов, выводы (7 минут)

Учитель: «Как вы думаете, мы можем восстановить "здоровье" Култучному озеру? Давайте предположим, как можно ему помочь?»

Далее учитель даёт задание составить каждой группе по лозунгу, каждая группа составляет лозунги, демонстрирует их на доске и зачитывает.

Учитель: «Благодаря тому, что мы с вами исследовали взятые пробы с Култучного озера и увидели в них жизнь с помощью микроскопов, а также потому, что мы знаем, что они являются связывающим звеном в цепях питания, мы можем с вами сказать, что Култучное озеро живо».


5. Рефлексия (5 минут)

На столах у детей лежат иллюстрации с изображениями простейших животных. На доске прикреплено изображение Култучного озера.

Учитель: «Ребята, я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями; напишите, пожалуйста, на иллюстрированных изображениях простейших, что вам сегодня понравилось в проведённом занятии. На обратной стороне шаблонов дано начало трём предложениям, допишите ваши предположения.

Выйдете к доске и прикрепите ваших одноклеточных животных к изображению Култучного озера (вставьте в кармашек)».

Учитель благодарит детей за работу на занятии.

Дополнение к открытому занятию

по теме «Микромир, невидимый глазами»

Пункт 4. Защита проекта, подведение итогов, выводы (7 минут)

Вариант1. Приблизительные работы учащихся (лозунги):

Задумайся о бедующем – сохрани озеро детям!





Вариант 2. «Проект – Озеро будущего» (в игровой форме)

Оборудование: использование дидактического материала, экологические схемы, карты Култучного озера, изображения, модели свалок, мусор, скопление автотранспорта, трубы со стоками промышленных предприятий в водоем и другие очаги, места загрязнения и порчи окружающей среды озера. Молодые защитные лесопосадки, кормушки и домики для птиц, родники, питающие озеро, мероприятия их спасения, места отдыха, и другие места, и объекты, украшающие природу и способствующие ее сохранению и т.д.

На задание, заполнение схемы (карты) и написания к ней пояснительного текста отводится 20 – 30 минут, работа детей осуществляется по группам - командам. Необходимо в работе указать какие мероприятия могут осуществить и сами учащиеся. Каждая группа демонстрирует перед учащимися сою работу. Проводится анализ карт и пояснительных текстов команд, выявляется какая команда наиболее полно отобразила экологическую обстановку в проблеме озера и проявила большую наблюдательность, реальность по осуществлению, находчивость, смекалка, остроумия, оригинальность принятых решений и экологические знания.

Цель: составить природоохранную схему(карту) необходимых мероприятий, нацеленных на улучшение экологической обстановки и охраны природы в районе Култучного озера

На кануне ребята, занимающиеся в кружке во внеурочное время, могут вполне самостоятельно создать дидактический материал к уроку.


Вариант 3. Жизнедеятельность простейших «Магический квадрат» (7 минут)

Ответить на поставленные вопросы и занести их в квадратики так, чтобы сумма квадратиков по вертикали и горизонтали была равна 15.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И





ВОПРОСЫ:

А – Как называются организмы, тело которых состоит из одной клетки;

Б – Покоящееся состояние простейшего в неблагоприятных условиях среды;

В – Половой процесс у инфузорий, при котором идет слияние ядер;

Г – Назовите простейшего имеющего 2 сократительные вакуоли;

Д – Захват пищи при помощи ложноножек и образование пищеварительных вакуолей;

Е – Какой газ поглощают простейшие при дыхании?

Ж – Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды;

З – Простейшие, которые могут питаться как животные и как растения;

И – Среда обитания простейших;

ОТВЕТЫ:

1. Эвглена зеленая 6. Водоем

2. Конъюгация 7. Кислород

3. Инфузория-туфелька 8. Раздражимость

4. Одноклеточные 9. Циста

5. Фагоцитоз



Пункт 5. Рефлексия (Раздаточный материал)







Карточка-инструкция

для выполнения исследовательской работы

по теме «Микромир, невидимый глазами»


Цель: исследовать каплю аквариумной воды, каплю воды из Култучного озера на предмет обнаружения там одноклеточных организмов, провести наблюдение, сделать выводы.

Необходимое оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканчик с аквариумной водой, образец с пробой из Култучного озера, краситель, карточка-инструкция, инструкция по правилам работы с микроскопом.

Ход работы

  1. Приготовьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстояние 5–8 см, от края стола, с помощью кнопки включите лампочку для освещения объекта для исследования.

  2. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки нанесите аквариумной воды, накройте покровным стеклом.

  3. Положите свой объект на предметный столик, начните рассматривать сначала при малом, а затем при большом увеличении, с помощью микровинта плавно опускайте тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии близком от микропрепарата.

  4. Найдите в поле зрения микроскопа живые объекты. Для этого с помощью микровинта поднимайте тубус до тех пор, пока не появится чёткое изображение живых объектов.

  5. Рассмотрите и понаблюдайте за одноклеточными организмами. Попробуйте окрасить свой микропрепарат, для этого поднимите покровное стекло и добавьте каплю красителя, снова накройте покровным стеклом, рассмотрите.

  6. Зарисуйте и попытайтесь определить, кого вы увидели.

Желаю удачи!
















Правила работы с микроскопом

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

  2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.

  3. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.

  5. Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

  6. Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещённость микроскопа соседей.

  7. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.


«Дороже алмаза твои глаза» – гласит народная пословица. Пока люди ещё не создали такой прибор, который мог бы заменить им глаза.



Устройство ученического микроскопа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!