СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие на тему: «Работа над ансамблем и организация самостоятельной работы обучающихся»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью открытого занятия на тему: «Работа над ансамблем и организация самостоятельной работы обучающихся» является научить обучающихся работать над ансамблем, и подготовить к самостоятельной работе дома.

Задачи: работа над ансамблем, развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения, развитие определенного вида мышления и другие.

Тип занятия: традиционный.

Форма: групповая

Вид занятия: занятие обобщения и систематизации изученного.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему: «Работа над ансамблем и организация самостоятельной работы обучающихся»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания









Отдел художественного воспитания

  • Открытое занятие на тему:

  • «Работа над ансамблем и организация

самостоятельной работы обучающихся»



Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного образования высшей

категории

г. Владикавказ, 2016 г.

Объединение «Хурзарин»

23.05.2016 г., 15.00 час. ЦЭВД «Творчество»

Обучающиеся 3-4 годов

Педагог дополнительного образования Гуларова Л. М.

Цель: Научить обучающихся работать над ансамблем, и подготовить к самостоятельной работе дома.

Задачи:

      • Работа над ансамблем (стадия выгрывания).

      • Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем (работа над метроритмическим и акустическим равновесием.)

      • Выявление самых существенных черт художественного образа разными способами игры.

      • Активизация познавательной деятельности обучающихся.

      • Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Технические средства: три гармоники, трещотки, треугольник, ноты, стулья, стол, накидки на колени, музыкальный центр, ноутбук, CD-диски, DVD-диски.

Наглядные пособия: аудиозаписи Е. Воложанина, видеоматериал с концерта, видеоряд с картинами, книги о жизни и творчестве композиторов.

Тип занятия: традиционный.

Форма: групповая

Вид занятия: занятие обобщения и систематизации изученного.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Применение знаний и умений

  • «Мелодия гор» Е. Воложанина

  • Детализированная работа над фразировкой, нюансировкой и динамикой.

  • Работа над ансамблем (штриховая палитра и метроритмическое равновесие)

  • Работа над исполнением в целом.

  • «Круговой танец» Б. Газданова

  • Работа над независимостью элементов фактуры, соотношением звучности.

- Научиться слышать партнера, исполняющего другую партию.

- Умение подстраиваться в общее звучание ансамбля, ориентироваться в голосах.

  • Соблюдение общности ритмического и динамического пульса.

  1. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • представляю обучающихся;

  • оглашаю тему занятия: «Работа над ансамблем и организация самостоятельной работы обучающегося»

  1. Актуализация опорных знаний

Педагог: Современная методика обучения игре на осетинской гармонике основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего музыканта. Согласно этим принципам, надо с первых занятий приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.

Обращаясь к обучающимся, объясняю, что успех овладения ими инструментом зависит от регулярности занятий, усидчивости и внимательности.

Домашние самостоятельные занятия будут наиболее продуктивными, если их правильно организовать. Главное не в количестве времени, а в результате, который достигается от каждого занятия.

Занимаясь дома, вы чаще всего многократно повторяете от начала до конца упражнение, этюд или пьесу, не вникая в детали.

Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:

  • это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении обучающимися по заданию педагога самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;

  • это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения детьми учебного материала во внеурочное время;

  • это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение обучающимися заданий вне класса без непосредственного руководства педагога, но под его опосредованным влиянием.

Из данных определений видно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе занятия, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей обучающегося в разных предметных областях. А главное, познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине. Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку они, действительно, продолжают атмосферу занятия, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошло занятие, таким и будет его продолжение в домашнем варианте.

Часто педагоги дают обучающимся в ходе занятия большое число весьма ценных указаний; однако, если попросить обучающегося в конце занятия повторить всё, что было ему сказано, оказывается, что больше половины уже забыто.

Если мы попробуем расположить приёмы педагогической помощи на начальном и среднем этапе разучивания произведения в порядке их возрастающей интенсивности, то получим примерно следующую таблицу.

  1. Простое предупреждение о трудностях, имеющихся в данной пьесе и напоминание о способах работы, которые дадут возможность избежать ошибок.

  2. Предупреждение о трудностях с указанием участков пьесы, где концентрируется та или иная трудность.

  3. Предупреждение о конкретных ошибках (обычно делаемых обучающимися при разборе данной пьесы).

  4. Контрольные вопросы из области расшифровки высотности, ритмики, аппликатуры, артикуляции, голосоведения, педализации, ремарок - относящиеся к наиболее сложным участкам пьесы.

  5. Показ сложных мест на инструменте.

  6. Полусамостоятельная проработка обучающимся на занятии либо всей пьесы в целом, либо некоторых её частей или элементов.

Подготовить обучающегося к самостоятельной работе – вот та основная задача, к которой стремимся мы - педагоги.

Система дидактических материалов предполагает последовательное, поэтапное обучение обучающихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Можно отметить следующее значение дидактического материала при выполнении домашних заданий:

• Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

• Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

• Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

На данном занятии будет показана работа над ансамблем и подготовкой домашнего задания в годы обучения. Рамки занятия позволяют весь материал продемонстрировать сжато, емко, систематизировано.

  1. Применение знаний и умений

  • «Мелодия гор» Е. Воложанина

Исполняют эту мелодию обучающиеся на трех гармониках – трио. Начинаем работу с проигрывания произведения целиком каждой партии отдельно. В дальнейшей работе основным и главным становится то, как воплощаемое звучит на инструменте в ансамбле. Внимание исполнителей направлено на как, а не на что, а может быть, и про что они играют. Важнейшими компонентами работы являются: стремление понять произведение, осознать свое отношение к нему, умение воплотить свой замысел в конкретном звучании, справиться с техническими трудностями. Для продуктивной работы надо уметь слушать себя, уметь мыслить, анализируя свои ошибки и достижения.

  • Задача в совершенствовании исполнения в целом каждой партии. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.

Объясняю, что для того чтобы этого добиться необходим слуховой контроль и внимание.

Важнейшая задача исполнителя – выявление самых существенных черт художественного образа. Они должны быть раскрыты особенно рельефно, выпукло и естественно.

Практически, процесс сознательного и целесообразного слушания для обучающихся отодвигается на последний этап работы, на первых этапах слушание музыки происходит стихийно. Многое в произведении остается незамеченным.

Чтобы систематизировать этот процесс, разделяем его на несколько составных частей:

  1. Вслушиваемся в гармоническую структуру произведения, в его модуляционный план, слушаем единую линию сквозного гармонического развития.

2. Учимся уметь играть пьесу без инструмента, только по нотам. (Значимость этого метода не только в том, что укрепляется один из компонентов памяти – зрительный, но еще этот способ запоминания музыки помогает развитию слуховых представлений.)

Более целесообразной представляется работа по кускам, работаем над каждым куском отдельно, систематизируя их по признаку подобия задачи в том или ином отношении. Работая над кусками, важно не терять перспективы.

Начиная с медленного вступления произведения (7 тактов), которое настраивает на исполнение, обучающиеся должны понять характер произведения. Вначале 3 такта играют первая и третья партии, затем в 4 такте вступает вторая партия, играя в терцию вместе с первой партией. После вступления, 2 такта играем мехом a tempo, где обучающиеся настраиваются на нужный темп. Поскольку работа над выравниванием метроритмического и динамического равновесия идет параллельно, играя даже очень медленно, стремимся к задуманной нюансировке, звучности, фразировке.

Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии и находим в каждой маленькую интонационную вершину.

Характер дальнейшей работы следующий: пытаемся на инструменте передать выразительность и тепло, свойственные человеческому голосу, выразительно интонировать отдельные «мотивные слоги» в каждой партии, включить воображение, создать образ, услышать эхо мелодии в горах.

В основной части произведения тему на legato ведет 1-ая партия. Работаем над нисходящими и восходящими триолями, гаммообразными пассажами в конце фраз. Каждую фразу играем на одном дыхании, которое умело, распределяем на всю фразу. Добившись выразительного звучания отдельных фраз, объединяем их в целое предложение, которое выстраиваем по форме, увязывая ее с динамическим развитием.

Во 2-ой партии звучат подголоски, сопровождая мелодическую линию. Поскольку у обучающейся, исполняющей вторую партию, при игре достаточно резкий звук, работаем над legato, над гаммообразными пассажами, добиваемся мягкости звучания за счет артикуляции, при исполнении ритмического рисунка.

Аккомпанемент – опора мелодии, звучит в 3-ей партии, он не только не душит ее, а поддерживает гармонически и ритмически, следуя за развитием мелодической линии, помогает связности звуков, способствует усилению звучности и удерживанию ее уровня в кульминационных местах, а также ослаблению звучания в концах фраз и целого предложения. Работаем над мягкостью звучания аккордов, плавным переходом с одного аккорда на другой.

  • Следующий этап – это работа над ансамблем, т.е. соединение всех трех партий вместе (соблюдаем штриховую палитру и метроритмическое равновесие.)


Штрихи - это не только процесс звукоизвлечения, но и звуковой результат: форма звука, имеющая разные атаки, протяженность и окончание. Предлагаю использовать полную штриховую палитру при проигрывании темы (legato, staccato, акценты).

Технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов, используем:

  • Слушание сопровождения – ровность, точность, выразительность звучания аккомпанемента в третьей партии и в левой руке.

  • Соразмеряем звучание всех деталей сложной музыкальной ткани.

  • Играем с разными видами аккомпанемента только бас – в левой руке, мелодическая линия с тонической основой – в правой руке.


На ровный фон четвертных нот, которые не «топчутся» на месте, а идут вперед, обучающиеся 1-ой и 2-ой партий играют свои более мелкие ноты, создавая линию непрерывного движения. При этом обращаю внимание обучающихся на то, что играть надо, не форсируя звук, прослушать четкое совпадение метра, затем исполнять правильным штрихом без силового и эмоционального вложения сил. При этом акцент делается на привыкание к максимально техническому удобству.

  • Пытаемся добиться цельного и выразительного исполнения мелодии в ансамбле и свободной ориентировки в партиях.

Работаем над мягкими динамическими волнами в медленном темпе, согласуя и выравнивая метроритм разными методическими приемами. Здесь важно уметь свободно делить одну и ту же временную единицу на различные ритмические фигуры.

Совершенно очевидно, что работа над ритмикой в ансамбле практически должна быть неразрывно связана с работой над качеством звука, фразировкой, формой – в конечном счете, с работой над раскрытием содержания произведения.

Важно, прежде всего, уяснить развитие мелодии, ее членение на построения большего и меньшего масштаба, определить относительную важность этих построений. Не менее важно почувствовать и передать моменты «дыхания» - цезуры – между отдельными фразами.

Аккомпанемент как часть музыкального произведения является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Первый план позволяет ощутить готовый объект, второй – динамику его внутренней жизни.

Рассмотрение типичных форм аккомпанемента должно направить внимание исполнителей на ряд важных моментов:

  • содержательность различных фактур и их смен;

  • роль шаговой основы в сопровождении.

Эти общие задачи следует дополнить рассмотрением некоторых выразительных средств.

Надо познать образ автора. Лучше всего образ автора понимается через выявление стилевых особенностей музыки того или иного композитора. В данном, конкретном случае, особенное внимание следует обратить на творчество Евгения Воложанина. Лучше узнав его жизнь, творчество, обучающиеся, несомненно, будут лучше понимать музыку.


Пользуясь информационными источниками, рассказываю о жизни композитора. Смотрим с обучающимися видеоматериал с концерта Е. Воложанина, слушаем аудио записи его произведений.





Далее я предлагаю представить в воображении, посмотреть картины, почувствовать настроение, краску... (создание видеоряда). Объясняя содержание произведения словами, обучающиеся начинают лучше понимать его.



  • «Круговой танец» муз. Б. Газданова


Совсем другой характер произведения. Чтобы перестроиться, рассказываю о творчестве Б. Газданова, смотрим видеоряд картин, представляем в воображении картины, слушаем в записи все произведение целиком.

Пьеса начинается с короткого вступления всех трех гармоник (4 такта) в темпе

presto. Затем тему играют все три партии в разных октавах, состоящую из пунктирного ритмического рисунка и триолей. В этой пьесе аккомпанемент

звучит в левой руке, и трудность пьесы заключается в одновременном слиянии мелодии с гармонией в общей вертикали, должна господствовать мелодия.

Работа над произведением находится в стадии разучивания.

  • Работаем над независимостью элементов фактуры, соотношением звучности.

  • Учимся с участниками ансамбля слышать партнера, исполняющего другую партию.

Работу над музыкальным произведением определяет процесс слухового выучивания:

- начинаем изучение произведения в медленном темпе;

- обучающиеся знакомятся со всеми элементами музыкальной ткани; играем мелодию 1 партии с басом; только 1 партию; аккомпанемент с 1 партией; 1 партию вместе со 2, с 3-ей; 2 и 3 вместе.

Далее при слушании мелодии первой партии вместе с сопровождением – идет сопоставление мелодической линии второй партии (тема состоит из больших триолей). Работаем над мягкостью, legato в теме.

Вслушиваясь в гармоническую структуру произведения, в его модуляционный план, обращаем внимание на согласование вертикальных гармонических построений.

  • Работаем над умением подстраиваться в общее звучание ансамбля, ориентироваться в голосах.

Обращаем внимание на точное чтение текста, выразительный смысл в каждой смене гармонии, в изменении темпа или фактуры, в мелодическом обороте, в штрихах, в особенностях формы. Прочесть музыкальное содержание пьесы – это почувствовать характер музыки, а все детали текста, воспринимать как носителей этого характера – содержания.

В ансамблевой игре главное – умение слушать не только то, что играешь сам, но общее звучание всех партий; это основа совместного исполнительства во всех его видах. Поэтому в домашней работе уделяется внимание только I части данного произведения.

При передаче голоса от партнера к партнеру, вначале необходимо научиться играть в пределах того или иного динамического оттенка абсолютно ровно.

  • Стремимся к соблюдению общности ритмического и динамического пульса.

Среди компонентов, объединяющих обучающихся в единый ансамбль, метроритму принадлежит едва ли не главное место. Работаем над тем, что действительно помогает участникам ансамбля (а их может быть два, три человека и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метроритма.

Как же добиться того, чтобы каждый из участников, исполняя свою партию, укреплял ритмическую основу всего ансамбля?

Пробуем слушание сочетать с движением под музыку, хлопками, дирижированием (полезно особенно в конце каждой музыкальной фразы, где основная сложность состоит в переходе с одной ноты на другую с появлением случайных знаков при сохранности ритмической фактуры и аккомпанемента в левой руке.) Главной задачей ставим точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей.

Чтобы обучающимся легче было этого добиться ввожу в ансамбль 2 трещотки, на которых играют дети 2-3 годов обучения. Они помогут держать темп, поддержат тему гармоники. Вначале работаем над синхронностью звучания одних трещоток, над forte, piano, затем подсоединяем к гармоникам после вступления.

В дальнейшем, во 2 основной части произведения вводим в ансамбль треугольник, для придания мелодии особого звучания.

  1. Подведение итогов занятия

Рассмотренные нами принципы и приемы работы над пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные:


-художественно-звуковая специфика освоения музыки;


-выразительное интонирование мелодии с аккомпанементом;


-гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности;

-тонкое ощущение разных способов исполнения, обусловленное осознанной обучающимися художественно-звуковой задачей – развитие слуховых навыков.



Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы:

- осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру и партию другого участника ансамбля, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей.

- осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный

контроль качества звучания.

Даю задание на дом и прощаемся до следующего занятия.


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!