СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие на тему: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью открытого занятия на тему: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике» можно решить следующие задачи:       

  1. Научить обучающихся работать над инструктивным материалом для развития технических навыков.
  2. Сделать работу над техническим материалом осмысленной, интересной.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания











Отдел художественного воспитания

  • Конспект открытого занятия на тему:

  • «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»



Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного

образования по классу

осетинской гармоники

г. Владикавказ, 2014 г.

Объединение «Хурзарин»

26.12.2014 г., 14.00 час. ЦЭВД «Творчество»

Обучающаяся 2 года обучения

Педагог дополнительного образования по классу осетинской гармоники Гуларова Л. М.

Цели:

  1. Образовательная – дать и закрепить методы работы с техническим материалом, звукоизвлечением, работой мехом.

  2. Развивающая – развитие и закрепление у обучающейся технических навыков. Развитие памяти, наблюдательности, воли в процессе обучения. Развитие координации рук, артикуляции.

  3. Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости, внимательного отношения к звукоизвлечению, аппликатуре.

Задачи:

  1. Научить обучающуюся работать над инструктивным материалом для развития технических навыков.

  2. Сделать работу над техническим материалом осмысленной, интересной.



Тип занятия: закрепление у обучающейся понятия «техника исполнения», способы развития этого навыка.



Форма: индивидуальная



Методы обучения: словесные, практические, наглядные.



Оборудование: 2 гармоники: диатоническая и хроматическая, накидка на колени, пюпитр, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.



Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Применение знаний и умений

  • Работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы)

  • Гамма до мажор (в одну и две октавы)

  • Физминутка

  • Работа над этюдами

  • Н.Талакин « Этюд»

  • К.Черни «Этюд»

Анализ произведения, координация движений, звукоизвлечение, музыкальная артикуляция, проигрывание отдельных частей.

  • Чтение нот с листа (осетинский плавный танец «Хонга»)

  • Работа над музыкальными произведениями:

  • Осетинский массовый танец «Симд» муз. Бориса Чочиева

  • «Фыййæутты кафт» («Танец пастухов») музыка народная, обр. Булата Газданова

  1. Итог занятия. Самоанализ занятия.

  2. Домашнее задание



Ход занятия:

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • представляю обучающуюся;

  • оглашаю тему занятия: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

  1. Актуализация опорных знаний



Объясняю, что такое работа над техникой. Работа над техникой – это работа над звуком. Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом.



Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией - вот вопросы, требующие особого внимания. И им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки. Очень важно, как можно раньше получить представление о средствах выразительности и научиться пользоваться. Работа с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения.



  1. Применение знаний и умений.

  • Работа над техническим материалом.

  • Гамма до мажор – игра в одну и две октавы различными длительностями: половинными, четвертными, восьмыми, с динамикой cresc. и dim. Игра гаммы приёмом legato, non legato, staccato, различными темпами - от медленного до быстрого и наоборот.

Обучающаяся проигрывает гамму, обращаю внимание на аппликатуру, работу мехом.





Показываю, как ещё можно сыграть гамму - crescendo, diminuendo.

Обучающаяся слушает исполнение педагога, повторяет, при этом выбирается темп, в котором ей комфортно, прибавляет темп.



Гамма исполняется различными темпами, штрихами, при правильной работе мехом. Гамма исполняется приёмом staccato, non legato, legato – это активизирует пальцы при работе над артикуляцией.

Задание обучающейся:

Сыграть гамму приёмом legato в самом быстром темпе, с правильной сменой меха, динамикой. Обучающаяся играет гамму. В процессе исполнения поставленной задачи она учла все пожелания педагога, т.е. поняла поставленную задачу и справилась с ней.



Проверяю знание музыкальных терминов.



  • Физминутка: (упражнения)

  • Упражнение на расслабление рук - руки опущены вниз, стряхнуть кистями рук.

  • Каждым пальцем достать середины ладони, причём пальцы свободно бросаются вниз, как бы «прыгая в воду».

  • Упражнение пружинки (на координацию движений) – пальцы сжаты в кулаки, по одному выбрасываются наружу, это должны быть свободные броски. Даю задание обучающейся: «Выбрось 3-й палец, 2-ой» и т.д., можно выбрасывать 4 –ый и 3- ий вместе. Прошу показать мне 3-й палец правой руки, 2-ой палец левой руки, 5-ый палец правой руки и т.д., постепенно ускоряем.



  • Работа над этюдами.



  • «Этюд» А. Талакин, гаммообразное движение



Педагогобучающейся (анализ этюда):

Обрати, пожалуйста, внимание на голосоведение, куда движется мелодия?

Обучающаяся: (предполагаемый ответ) – движется как гамма, вверх.

Проигрываем, стараемся использовать такую же динамику как в гамме (↑ ). при этом следим за сменой меха.

Обучающаяся справилась с задачей, провела сравнение с гаммой и её динамикой.





  • «Этюд» К. Черни (элементы репетиции) – «пальчики играют, прыгают»

Проигрываем этюд разными темпами от быстрого до медленного и, наоборот, при этом тщательно следим за артикуляцией пальцев, аппликатурой, сменой меха, динамикой, стараемся добиться ровности звучания. В правой руке – смена позиций.



Работаем отдельно над каждой рукой, потом соединяем этюд 2 руками вместе.









Цель: добиться координации движений при игре в быстром темпе, облегчить руку, прибавить темп.

Я считаю, что обучающаяся справляется с поставленными задачами, насколько это возможно.







  • Чтение нот с листа: пьеса осетинский плавный танец «Хонга»





Вопросы обучающейся – анализ произведения: тональность, размер, смена меха, аппликатура, длительности.

Обучающаяся отвечает на поставленные вопросы (тональность - ля минор, размер - 6/8, смена меха - по 3 такта, длительности - восьмые, четвертные, малые триоли, аппликатура - в 5 такте сложность), и после анализа произведения проигрывает его.



Цель: выработать внимание, умение обращать внимание на аппликатуру, смену меха, фактуру произведения.



Работа над пьесами:



  • Осетинский массовый танец «Симд» музыка Б. Чочиева



Цель: выразительное исполнение пьесы; внимание на голосоведение, координацию движений (правой и левой рук). Умение работать над сменой меха, контролировать процесс исполнения.



Задача: игра минорных аккордов, паузы в правой руке, переходы в левой руке с аккорда на аккорд (скачки).





Показ педагога, игра различными темпами, повтор обучающейся. Играем пьесу с наращиванием темпа и определяем удобный темп для ребёнка. Во время исполнения следим за свободой рук, чётким звукоизвлечением, сменой меха, координацией движений правой и левой рук. В правой руке – смена позиций.

Играем с обучающейся попеременно разные партии: она - правую руку, педагог – левую, и, наоборот.

  • «Фыййæутты кафт» («Танец пастухов») музыка народная, обр. Б. Газданова

Цель: координация движений рук и меха.

Задачи: показать характер пьесы; динамика, четырехдольный чёткий ритм, гаммообразное движение в правой руке, смена позиций, проследить за ровностью малых триолей в правой руке, удобной аппликатурой.

Итог занятия. Самоанализ занятия.

Педагог: На нашем занятии была показана работа над техническим материалом на начальном этапе обучения в классе осетинской гармоники.

Обучающаяся второго класса активно работала на уроке, показала умение владения мехом, чтение нот с листа, исполнение гаммы различными штрихами. Я считаю, что она справилась с поставленной задачей, проявив себя, как творческая личность. Активно и с интересом работала на занятии. Это позволяет сделать вывод, что работа над техникой была для нее осмысленна и интересна.

  1. Домашнее задание записываю в рабочую тетрадь:





1)Проигрывать гамму различными темпами, от самого медленного до самого быстрого.



2)Работать мехом при игре различными штрихами, на примере этюдов.

3)Заучить наизусть пьесы с правильной аппликатурой и мехом.



Прощаемся до следующего занятия.





Информационные источники:



  1. Бородин М. «Этюды и упражнения для аккордеона»



  1. Газданов Б. Г. «Школа игры на осетинской гармонике: 1-2 классы музыкальных школ» – Владикавказ: Ир, 2003



  1. Измайлова Т. «Азбука аккордеониста»







  1. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!