МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
г. Владикавказа РСО-Алания
Отдел художественного воспитания
Составитель:
Гуларова Л. М.
педагог дополнительного
образования по классу
осетинской гармоники
г. Владикавказ, 2014 г.
Объединение «Хурзарин»
26.12.2014 г., 14.00 час. ЦЭВД «Творчество»
Обучающаяся 2 года обучения
Педагог дополнительного образования по классу осетинской гармоники Гуларова Л. М.
Цели:
Образовательная – дать и закрепить методы работы с техническим материалом, звукоизвлечением, работой мехом.
Развивающая – развитие и закрепление у обучающейся технических навыков. Развитие памяти, наблюдательности, воли в процессе обучения. Развитие координации рук, артикуляции.
Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости, внимательного отношения к звукоизвлечению, аппликатуре.
Задачи:
Научить обучающуюся работать над инструктивным материалом для развития технических навыков.
Сделать работу над техническим материалом осмысленной, интересной.
Тип занятия: закрепление у обучающейся понятия «техника исполнения», способы развития этого навыка.
Форма: индивидуальная
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: 2 гармоники: диатоническая и хроматическая, накидка на колени, пюпитр, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.
Ход занятия:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Применение знаний и умений
Физминутка
Работа над этюдами
Н.Талакин « Этюд»
К.Черни «Этюд»
Анализ произведения, координация движений, звукоизвлечение, музыкальная артикуляция, проигрывание отдельных частей.
Осетинский массовый танец «Симд» муз. Бориса Чочиева
«Фыййæутты кафт» («Танец пастухов») музыка народная, обр. Булата Газданова
Итог занятия. Самоанализ занятия.
Домашнее задание
Ход занятия:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Объясняю, что такое работа над техникой. Работа над техникой – это работа над звуком. Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом.
Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией - вот вопросы, требующие особого внимания. И им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки. Очень важно, как можно раньше получить представление о средствах выразительности и научиться пользоваться. Работа с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения.
Применение знаний и умений.
Гамма до мажор – игра в одну и две октавы различными длительностями: половинными, четвертными, восьмыми, с динамикой cresc. и dim. Игра гаммы приёмом legato, non legato, staccato, различными темпами - от медленного до быстрого и наоборот.
Обучающаяся проигрывает гамму, обращаю внимание на аппликатуру, работу мехом.
Показываю, как ещё можно сыграть гамму - crescendo, diminuendo.
Обучающаяся слушает исполнение педагога, повторяет, при этом выбирается темп, в котором ей комфортно, прибавляет темп.
Гамма исполняется различными темпами, штрихами, при правильной работе мехом. Гамма исполняется приёмом staccato, non legato, legato – это активизирует пальцы при работе над артикуляцией.
Задание обучающейся:
Сыграть гамму приёмом legato в самом быстром темпе, с правильной сменой меха, динамикой. Обучающаяся играет гамму. В процессе исполнения поставленной задачи она учла все пожелания педагога, т.е. поняла поставленную задачу и справилась с ней.
Проверяю знание музыкальных терминов.
Упражнение пружинки (на координацию движений) – пальцы сжаты в кулаки, по одному выбрасываются наружу, это должны быть свободные броски. Даю задание обучающейся: «Выбрось 3-й палец, 2-ой» и т.д., можно выбрасывать 4 –ый и 3- ий вместе. Прошу показать мне 3-й палец правой руки, 2-ой палец левой руки, 5-ый палец правой руки и т.д., постепенно ускоряем.
Педагог – обучающейся (анализ этюда):
Обрати, пожалуйста, внимание на голосоведение, куда движется мелодия?
Обучающаяся: (предполагаемый ответ) – движется как гамма, вверх.
Проигрываем, стараемся использовать такую же динамику как в гамме (↑ ). при этом следим за сменой меха.
Обучающаяся справилась с задачей, провела сравнение с гаммой и её динамикой.
Проигрываем этюд разными темпами от быстрого до медленного и, наоборот, при этом тщательно следим за артикуляцией пальцев, аппликатурой, сменой меха, динамикой, стараемся добиться ровности звучания. В правой руке – смена позиций.
Работаем отдельно над каждой рукой, потом соединяем этюд 2 руками вместе.
Цель: добиться координации движений при игре в быстром темпе, облегчить руку, прибавить темп.
Я считаю, что обучающаяся справляется с поставленными задачами, насколько это возможно.
Вопросы обучающейся – анализ произведения: тональность, размер, смена меха, аппликатура, длительности.
Обучающаяся отвечает на поставленные вопросы (тональность - ля минор, размер - 6/8, смена меха - по 3 такта, длительности - восьмые, четвертные, малые триоли, аппликатура - в 5 такте сложность), и после анализа произведения проигрывает его.
Цель: выработать внимание, умение обращать внимание на аппликатуру, смену меха, фактуру произведения.
Работа над пьесами:
Цель: выразительное исполнение пьесы; внимание на голосоведение, координацию движений (правой и левой рук). Умение работать над сменой меха, контролировать процесс исполнения.
Задача: игра минорных аккордов, паузы в правой руке, переходы в левой руке с аккорда на аккорд (скачки).
Показ педагога, игра различными темпами, повтор обучающейся. Играем пьесу с наращиванием темпа и определяем удобный темп для ребёнка. Во время исполнения следим за свободой рук, чётким звукоизвлечением, сменой меха, координацией движений правой и левой рук. В правой руке – смена позиций.
Играем с обучающейся попеременно разные партии: она - правую руку, педагог – левую, и, наоборот.
Цель: координация движений рук и меха.
Задачи: показать характер пьесы; динамика, четырехдольный чёткий ритм, гаммообразное движение в правой руке, смена позиций, проследить за ровностью малых триолей в правой руке, удобной аппликатурой.
Итог занятия. Самоанализ занятия.
Педагог: На нашем занятии была показана работа над техническим материалом на начальном этапе обучения в классе осетинской гармоники.
Обучающаяся второго класса активно работала на уроке, показала умение владения мехом, чтение нот с листа, исполнение гаммы различными штрихами. Я считаю, что она справилась с поставленной задачей, проявив себя, как творческая личность. Активно и с интересом работала на занятии. Это позволяет сделать вывод, что работа над техникой была для нее осмысленна и интересна.
Домашнее задание записываю в рабочую тетрадь:
1)Проигрывать гамму различными темпами, от самого медленного до самого быстрого.
2)Работать мехом при игре различными штрихами, на примере этюдов.
3)Заучить наизусть пьесы с правильной аппликатурой и мехом.
Прощаемся до следующего занятия.
Информационные источники:
Бородин М. «Этюды и упражнения для аккордеона»
Газданов Б. Г. «Школа игры на осетинской гармонике: 1-2 классы музыкальных школ» – Владикавказ: Ир, 2003
Измайлова Т. «Азбука аккордеониста»
Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»