Занятие по ознакомлению с окружающим миром
ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты ВОРОНЕЖ»
ТЕМА: «Родной город».
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ: игра.
Задачи:
- создавать ситуации для развития познавательных интересов детей;
- развивать речь через свободную форму общения, умение оформлять свои мысли грамматически правильно;
- закреплять знания о родном городе, как о частице нашей Родины;
- воспитывать любовь к малой Родине;
- развивать стремление изучать родной край;
- активизировать мышление, воображение, самостоятельность, умение работать в коллективе.
- закреплять навыки рисования в технике «граттаж»
Предварительная работа:
- беседа «Мой город»;
- рассматривание фотографий о городе Воронеже;
- рассматривание государственных символов (гербов);
- чтение и разучивание стихов и пословиц о малой Родине.
Методические приемы:
- Создание эмоционального настроя, подготовка к восприятию краеведческого материала;
- Вопросы на обогащение словаря, расширение кругозора по типу «выбери из трех вариантов»;
- Выполнение творческих заданий;
- Музыкальный фон;
- Сюрпризный момент - угощение, вручение призов.
Словарная работа:
Воронежцы, земляки, горожане, земляне, россияне, краеведы.
ХОД РАБОТЫ:
Воспитатель: Уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами собрались на необычное соревнование – викторину по краеведению: «Мой любимый город». В нашей викторине будут принимать участие две команды: команда «Знайки» и команда «Почемучки».
Большая Родина начинается с малой: с семьи, с того места, где мы родились и живём.
Воспитатель: Мы живём в России. В России много больших и малых городов. В самом центре нашей страны есть большой город. В его названиии звучит имя птицы и колючего зверька. Вы догадались, о каком городе я говорю?
(Ответы детей).
ДА, это город Воронеж. Воронеж – столица Воронежской области, один из старейших городов России, расположенный на реке Воронеж, которая впадает в Дон.
Мы много говорили о нашем городе, рассматривали фотографии, читали. Сейчас я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о нашем городе и поиграть в игру – викторину. За каждое выполненное задание команды будут получать по одному баллу. Сейчас я попрошу вас внимательно прослушать правила викторины:
1. Выслушивать вопросы внимательно.
2. Если вы готовы ответить, поднимайте руку.
3. Не выкрикивать, не подсказывать.
4. Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники другой команды.
А сейчас я хочу попросить капитанов представить свои команды.
Команда «Знайки»
Если много хочешь знать,
Много должен ты читать.
Всем вокруг пора сдаваться,
Против нас не удержаться!
Команда «Почемучки»
Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на ты.
«Почему» - вопрос любимый,
Помогает нам расти!
Первый конкурс «Разминка»
1. Как называется наша планета? (Земля).
2. Как называется наша страна? (Россия)
1. Живем на одной земле – значит мы земляки;
2. Живем на одной планете Земля - земляне.
1. Живем в России- россияне;
2. А людей, которые хотят побольше узнать о своем городе, стране, называют краеведы.
1. Назовите столицу нашей страны. ( Москва)
2. Какие цвета у флага России? (Белый, синий, красный )
1. Кто управляет нашей страной? (президент В. В. Путин)
2. Как называется наш край? (Воронежский )
1. Как одним словом называется место, где живет много людей, где много улиц и зданий? (город)
2. Как называют жителей нашего города?
Физминутка
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Второй конкурс. Основной.
- Что нарисовано на гербе Воронежа:
1. Перевернутая кастрюля?
2. Перевернутый горшок?
3. Перевернутый кувшин?
- Как звали знаменитую собаку, памятник которой поставлен около кукольного театра?
1. Белый Бом;
2. Белый Бим;
3. Белый Бум.
- На какой улице в Воронеже жил котенок Василий из мультфильма?
1. На Южно-Моравской;
2. На Лизюкова;
3. На Хользунова.
- В нашем городе строили первые корабли и поэтому его теперь называют как:
1. Кроватка русского флота;
2. Коляска русского флота;
3. Колыбель русского флота.
- Какая площадь находится в Воронеже :
1. Площадь Ленина;
2. Красная площадь;
3. Болотная площадь.
Как называлась раньше главная улица Воронежа?
1. Большая Садовая;
2. Большая Московская;
3. Большая Дворянская.
Как сейчас называется главная улица Воронежа?
Проспект революции
9 января
Плехановская
- Как называлось укрепление, которое построили первые воронежские стрельцы
1. Село;
2. Крепость;
3. Город.
Какой детский поэт родился и до 4-х лет жил в нашем городе?
1. Сергей Михалков;
2. Корней Чуковский;
3. Самуил Маршак.
Какой из поэтов был жителем нашего города?
1. A.В. Кольцов;
2. А. С. Пушкин
3. И. С. Никитин
По приказу какого царя начали строить в нашем городе корабли?
1. Царя Салтана;
2. Кощея Бессмертного;
3. Петра Первого.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Какая река делит Воронеж на две части? (воронеж)
Воронеж
Волга
москва
Какой из этих космонавтов помогал во время войны освобождать наш город?
1. Ю. Гагарин;
2. К. Феоктистов;
3. А. Филиппченко.
На каком транспорте нельзя проехать по нашему городу?
1. На метро;
2. На такси;
3. На трамвае.
На каком заводе производится обувь для машин?
1. На керамическом;
2. На экскаваторном;
3. На шинном.
Как в старину называлась юбка в женском народном воронежском костюме :
1. Епанча;
2. Кокошник;
3. Панева.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают
Будем маму обнимать. над головой.
На носочки встанем, Поднимаются на носочках.
Солнышко достанем.
До пяти считаем, Приседают пять раз. Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх.
3 конкурс Заключительный. Загадочный.
1. В два ряда дома стоят
10, 20, 100 подряд
Квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица).
2. Из металла - великан
Добрым делом он увлёкся-
Поперёк реки улёгся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят реку люди. (Мост)
3.Выгляну в окошко:
Лежит длинный Антошка
Кабы он встал -
До неба достал;
Сам он не ходит,
А других водит. (Дорога)
4. В этом здании красивом
Люди вместе смотрят фильмы
В креслах все они сидят
На большой экран глядят (Кинотеатр)
5. Вспомнить прошлое людей
Нам поможет наш…..(Музей)
6. В этом доме книжки в ряд
Много книжек для ребят
О природе, о планетах
Обо всем на белом свете (Библиотека)
1.Шумят повсюду поезда
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытия поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется …(вокзал)
3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить,
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет,
Ведь это здание…(почта)
4. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченье назначают,
Эти люди в белом. Если кто-то заболел все идут лечиться,
В городскую, областную,
Детскую…(больницу)
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад,
Что же это? ... (детский сад)
6. Если холодильник пуст,
Кушать, если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей,
И бери корзину,
Покупай, что по вкуснее,
В нашем…(магазине)
Дети, наша викторина показала нам, что все вы знаете и любите город Воронеж.
У меня к вам последний вопрос: «Как, по-вашему, называются конфеты, на фантиках которых изображены виды города Воронежа? Вы их заслужили!»
А сейчас я хочу предолжить вам нарисовать котенка с улицы Лизюкова в технике «граттаж» или цап – царапки. Мы уже знаем, что художники процарапывают рисунок различными острыми предметами. Но есть правила при работе с острыми предметами. Назовите их. (ответы детей: не махать по сторонам, не тыкать товарищей, класть в специальное место – пенал)
Надеваем нарукавники и фартуки. Затем, берём специальную палочку. Давим на палочку, мягкий воск и синяя тушь с листа убирается лёгким нажимом в виде тонкой стружки. Начинаем процарапывать рисунок. Появляется цветная полоска. Тушь и воск убираются с фона в виде стружки, и получается рисунок. Торопиться не нужно, ведь исправить работу невозможно. (показывает).
Занятие сопровождается музыкой.
Воспитатель: : А теперь для вас ---чёрный ящик . Итак, я задаю вопросы , а вы должны догадаться, что там лежит. Первый вопрос для команды «!Почемучки» : В этом ящике лежит овощ, привезённый из Голландии Петром Первым?
Этот овощ нужен людям не только для еды, а ещё он служит хорошим лекарством?
Из него можно приготовить много разных блюд : в жаренном, пареном виде.
Воспитатель А теперь вопрос для команды « Знайки»--
В этом ящике находится вещество, которое бывает горькой, солёной, горячей и холодной,( газированной и без газа, прозрачной и тёмного цвета)
С недоверием к этому продукту питания относились в России. Предположительно попал он в Россию во 2-й половине 18 века. Именовали его тогда “псинками”, “бешеными ягодами”, “греховными плодами”. Но все же этот продукт пробил себе дорогу на наш стол, став при этом не менее знаменитым и популярным, чем картофель. (Помидор)