МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Золотухинского района
Открытое занятие по внеурочной деятельности
на семинаре директоров 23 апреля 2013 года в 1А классе:
«Игра на волшебной свирели»
Занятие подготовила учитель музыки
I квалификационной категории:
Гладких Елена Леонидовна
2013
Ход занятия.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я приветствую Вас, уважаемые гости нашего занятия.
Сегодня мы опять прикоснёмся к волшебному звуку свирели. И я ещё раз хочу вам, ребята напомнить: «Что звук рождается в тишине». Но для того, чтобы воспроизвести прекрасные звуки на свирели, мы с вами ещё раз повторим и закрепим наши навыки и умения в познаниях длительностей нот.
(Работа с карточкой, длительности нот со счётом вслух и прохлопыванием).
Дети, глядя на карточку, определяют длительность затем прохлопывают её в ладоши со счётом вслух.
Далее, продолжая нашу работу, давайте вспомним дыхательные упражнения, которые помогут нам в игре на свирели. ( Делать упражнения стоя)
(Глубокий медленный вдох через рот и быстрый резкий выдох через нос.) Сдуть комара
(Быстрый вдох через нос и медленный спокойный выдох ртом.) Сдуть и надуть шарик
(Тренировка медленного выдоха, с прерыванием, остановками.) Дуть на пёрышко.
Вспоминаем про правильную работу со свирелью: Как надо держать? Как надо брать? Как надо обращаться со свирелью?
Держать надо под углом в 45 градусов. Брать надо как карандаш. Обращаться со свирелью надо аккуратно и бережно.
2.Вспомним наше упражнение считалочку:
Во время этого упражнения можно напомнить детям о секрете, который раскроется после проигрывания звуков.
- мальчик-с пальчик, где ты был? большой плец « кланяется»)
- с этим братцем воду пил (указательный палец левой руки)
- с этим братцем в лес ходил (средний палец левой руки)
- с этим братцем печь топил (безымянный палец левой руки)
- с этим братцем щи варил (указательный палец правой руки)
- с этим братцем кашу ел (средний палец правой руки)
- с этим братцем песни пел (безымянный палец правой руки)
Теперь проиграем заданными длительностями звуки на свирели. Игру начнём с левой руки. Вспоминая какому клапану соответствуют конкретные ноты.
Вводится нотная система:
Открыты все клапаны – нота «ДО»,
Закрыт один клапан – нота «СИ»,
Закрыты два клапана – нота «ЛЯ»,
Закрыты три клапана – нота «СОЛЬ»,
Закрыты четыре клапана – нота «ФАдиез»,
Закрыты пять клапанов – нота «МИ»,
Закрыты шесть клапанов – нота «РЕ».
Упражнение на странице учебника №8.
Упражнение на странице учебника №16.
Упражнения проигрываются в заданных учителем длительностях, используя карточку. Во время проигрывания упражнений дети самостоятельно контролируют дыхание, следят за тем, чтобы звучание во время игры на свирели у всех было одинаковым.
В конце упражнения дети должны ответить, что же был за секрет, о котором мы упомянули?
Секрет состоит в том: если пальчики закрывали клапаны правильно, то на подушечках пальцев образуются ровные кружочки. Если кружочки не ровные, то клапаны закрывались не правильно. В конце упражнения похвалить детей за правильно выполненную работу.
Физминутка, игра «Бабочка»:
Бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась,
Раз – она росой умылась,
Два – легонько покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Дети играют с удовольствием.
Продолжаем нашу работу разучиванием детской песни «Савка и Гришка».
Разучивание и проигрывание первой партии.
Разучивание и проигрывание второй партии.
Разделение на партии по группам.
Формирование ударной группы.
Соединение групп для игры в малом оркестре под аккомпанемент баяна.
А сейчас, ребята, постарайтесь определить и сказать какими нотами мы с вами играли детскую песню «Савка и Гришка»?
Дети отвечают: « Во время разучивания произведения «Савка и Гришка» мы играли ноты: «РЕ», «МИ», «ДО», «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ».
За самостоятельное определение звуков детей хвалят.
«Повторение – мать учения».
Игра «Как у наших у ворот», «Белка», «Дождик» под аккомпанемент синтезатора. Предупредить детей о необычном инструменте, чтобы дети во время игры были внимательны: следили за ритмом, дыханием, контролировали себя во время исполнения произведения.
В чём сложность игры под синтезатор?
Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает: « Синтезатор – это электрический инструмент, в который закладывается программа. Он задаёт ритм и темп, в котором надо удержаться во время исполнения произведения».
На этом наше с вами занятие закончено. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча помогла вам стать увереннее в себе, погордиться умением музицировать на инструменте, получить радость для дальнейших дней в вашей жизни.
А на сколько хорошо и интересно было вам на моём занятии - мы отметим на доске смайликами.
Дети по одному выходят и прикрепляют на доску смайлики отвечающие на вопрос учителя. Если урок понравился - дети прикрепляют смайлик улыбающийся, если урок не понравился – дети прикрепляют смайлик плачущий.
До свидания. Не забываем о санитарных требованиях для продолжения игры на инструменте. Обязательно помыть мундштук после музицирования тёплой водой.
Самоанализ занятия внеурочной деятельности
«Игра на волшебной свирели»
учителя музыки I квалификационной категории
Гладких Елены Леонидовны.
Свирель разработана московским педагогом Эльвеной Яковлевной Смеловой. Выпускается из пищевого полистирола, пригодного как для детских игрушек, так и для музыкальных инструментов.
Большой заслугой является способ преподавания-преподнесения учебно-музыкального материала - донотный период. Это период развития общемузыкальной подготовки ребёнка. На уровне слухового анализа можно развивать восприятие характера музыки, отдельных средств музыкальной выразительности (лада, размера, ритма), строения мелодии (мотивы, фразы, предложения), понятия о мелодии и аккомпанементе. Работая в этих направлениях учитель развивает музыкальные память и слух даже у тех детей, которые имеют слабые музыкальные данные.
В работе Эльвены Яковлевны определяются «три кита»:
1. Оздоровление – дыхательная гимнастика, вентиляция лёгких, гипервентиляции мозга.
2. Общение – отмечается положительный эффект редких пропусков занятий, короткого времени отсутствия по заболеванию у детей, повышается работоспособность на уроках.
3. Познание – увлечённая игра на инструменте разученных произведений в школьном ансамбле, в малом классном оркестре, дома.
1А класс состоит из 18 обучающихся: 9 девочек и 9 мальчиков. При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности обучающихся 1А класса: средняя работоспособность, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, гиперактивность.
Вид деятельности обучающихся: обобщение и систематизация знаний, а так же их закрепление.
Цель занятия: разучивание детской песни «Савка и Гришка» по партиям, игра ансамблем на два голоса.
Задачи занятия: игра в ансамбле с сопровождением ударной группы в форме малого оркестра. Закрепление ранее пройденного материала и замена аккомпанирующего инструмента (вместо баяна – синтезатор).
Выполнение триединой цели занятия:
- обучающая: знание длительностей нот, их применение на практике, соответствие зажатым клапанам название нот, разбор и разучивание произведения «Савка и Гришка»;
- воспитывающая: музыкальную культуру, отношение к музыке, любовь к исполнительской деятельности;
- развивающая: обогащать и усложнять музыкальный репертуар, развивать мелкую моторику, музыкальную память, чувство ритма и музыкальный слух.
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, инструмент баян и синтезатор, ударная группа (треугольник и баночки с крупами). Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы разучивания и закрепления музыкального репертуара, для интересного диалога между ребятами и учителем.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка «Бабочка»).
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой работы, т.к. снимались тревожность, нерешительность, неусидчивость. В результате - общение на занятии было продуктивным и качественным.
За счёт применения разных вариантов работы, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введение здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
УУД урока:
Регулятивные – контролирование игры в оркестре обучающимися;
Метапредметные – игра на шумовых, ударных инструментах, под аккомпанемент баяна и синтезатора;
Личностные – прививать любовь к народным инструментам;
Коммуникативные – дети прислушиваются в оркестре друг к другу, стараются звучать одинаково.